|
От
|
Кактус
|
|
К
|
K
|
|
Дата
|
24.04.2008 17:25:39
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Хороший пример с кораблем
Деньги заключенные в большом парусном корабле эпохи Колумба – именно капитал. Но капитализма как общественного строя даже флот таких кораблей не создает. Не господствуют еще капиталистические отношения.
На кораблях финикийцев, греков и венецианцев гребли рабы. Когда движителем корабля стал парус, наем матросов умеющих с ним управляться был настолько дорог, что все европейские парусники управлялись семейными экипажами. Создание крупных парусных кораблей связано с необходимостью искать морской путь в Индию после захвата Леванта мусульманами. Географические экспедиции не окупались и поэтому их финансировало государство. Когда наладилась морская торговля с колониями то плавания окупались за счет спекулятивно высокой цены на дефицитный товар. Большой парусный корабль со сложным такелажем – машина присваивающая для движения энергию ветра. Это именно индустриальное средство производства. Работник свободен, квалифицирован и полностью отчужден от орудия труда, потому что специализация очень развитая. (В одиночку с кораблем справлялся только мальчишка в «Острове сокровищ».) И прибавочная стоимость есть – купец присваивал большую часть дохода. Рынок товаров и рынок денег тоже есть. Все условия существования капитала присутствуют. Капитал есть, капитализма нет.
С уважением Сергей