Российские регионы приступили к формированию местного избирательного законодательства, по которому с будущего года граждане будут избирать депутатов представительных органов своих муниципальных образований. Обновленные правила позволят окончательно встроить местную власть в федеральную вертикаль и дадут дополнительные возможности губернаторам.
Процесс принятия местных законов о выборах депутатов представительных органов муниципалитетов является частью подготовки к вступлению в силу закона о местном самоуправлении (должен начать действовать с 1 января 2009 года по всей стране). Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав" дает региональным законодателям достаточно большую свободу в определении правил. Муниципальные выборы могут проводиться по мажоритарной (в одномандатных округах), по пропорциональной (только по спискам от партий) и по смешанной системе. Каждый регион выбирает свою схему.
К примеру, в Тольятти городские власти готовятся к тому, что выборы городского парламента пройдут по смешанной системе. Тульские областные законодатели тоже отдали предпочтение смешанной системе, но при этом оговорили, что в городских округах с населением свыше 400 тыс. человек (а в области к этой категории относится лишь город Тула) выборы в городскую думу будут проходить исключительно по партспискам.
"Как только речь заходит о партсписках, можно не сомневаться, что за этим стоит интерес областного начальника",— считает независимый политолог Дмитрий Орешкин, отслеживающий электоральную статистику на протяжении последних 15 лет. Значит, по его прогнозу, муниципальные выборы сугубо по пропорциональной системе будут проводиться под контролем губернатора, который, используя "административный ресурс", обеспечит победу партии власти, которая и даст ему необходимый контроль над "столичным" городом и любым иным муниципальным образованием.
Пока существовали выборы губернаторов, "столичный" мэр обычно бывал главным конкурентом действующего главы региона в избирательной кампании. Когда же губернаторов стал назначать президент, а сами губернаторы потянулись в ряды "Единой России", "столичными" мэрами заинтересовалась та часть региональной элиты, которой не нашлось места среди единороссов и потому она ушла в оппозицию губернатору. Все это привело к тому, что "административный ресурс", которым располагает каждый глава региона в ходе избирательной кампании, терял свою эффективность на территории "столичного" города. Не случайно как на региональных, так и на последних федеральных выборах в Госдуму "Единая Россия" получала самые низкие результаты голосования именно в крупных городах.
В Госдуме прошлого созыва появились законопроекты, предлагавшие способ решить конфликт "губернатор—мэр" в пользу губернаторов. Эти проекты предполагали фактическое подчинение "столичных" мэров главам регионов, продлевая тем самым на муниципальный уровень "исполнительную вертикаль", идущую от Кремля. Однако подобные инициативы противоречили как российской Конституции, так и Европейской хартии по местному самоуправлению, которую Россия подписала. Вероятно, поэтому Госдума нынешнего созыва готовит эти законопроекты к отклонению, несмотря на наличие конституционного большинства у "Единой России". Однако предоставление губернатору возможности контролировать выборы местных органов представительной власти через партийные списки дает возможность контролировать и местную власть, не нарушая формально никаких российских и международных правил.
Как заявил "Ъ" член федерального политсовета СПС завкафедрой права МФТИ Борис Надеждин, власть добьется, чтобы депутаты "Единой России" доминировали и на муниципальном уровне. После этого, полагает господин Надеждин, обязательно будет принят закон, который "отменит выборы мэров" и даст право назначать их представительным органам муниципалитетов.
Впрочем, развитие законодательной мысли идет и дальше. В Курганской области решено, что выборы муниципальных депутатов должны проходить только в одномандатных округах и могут быть безальтернативными. Такая норма уже закреплена в избирательном уставе Свердловской области. Заведующий организационно-аналитическим отделом аппарата свердловского избиркома Сергей Красноперов поясняет, что "в небольших муниципалитетах на выборах местных органов власти зачастую не набирается достаточного числа кандидатов; упомянутая законодательная норма помогает решить эту проблему, позволяя при этом избежать перевыборов и траты дополнительных бюджетных средств".
Забота об экономии бюджетных средств двигала и авторами уже внесенного в Думу законопроекта, которым предлагается больше не создавать муниципальные избиркомы для проведения выборов местного самоуправления. Для этого достаточно территориального избиркома, как считает автор законопроекта депутат-единоросс Марина Мукабенова. Территориальные же избиркомы по закону создаются при непосредственном участии губернаторов.
Елена Ъ-Шулепова, Тула; Алексей Ъ-Охлопков, Анна Ъ-Моторина, Александр Ъ-Лакедемонский, Курган; Салман Ъ-Гиназов, Екатеринбург; Роман Ъ-Малинин, Тольятти, Виктор Ъ-Хамраев