От Alex~1
К Администрация (Кудинoв Игорь)
Дата 11.07.2008 15:59:45
Рубрики Управление & методология;

Философия и теория истории. Книги, статьи.

http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/

От Михайлов А.
К Alex~1 (11.07.2008 15:59:45)
Дата 11.08.2009 09:28:32

Книга по теории формаций (по наводке Evgeniy_K ).

Наткнулся в ЖЖ нашего коллеги на заметку-
http://evgeniy-kond.livejournal.com/23155.html

по поводу книги

Ю. В. КАЧАНОВСКИЙ «Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства?»
http://community.livejournal.com/znanie_vlast/88299.html

http://politazbuka.ru/knigi/kachanovskij__rabovladenie_feodalism_ili_aziatskij_sposob_proizvodstva.djvu

выложенной известным нам марксистским сообществом.

Пресловутая дискуссия об азиатском способе производства, длящаяся лет сто, интересна прежде всего с методологической стороны. Проблема существования азиатского способа производства как особой общественно-экономической формации содержит в себе два существенных вопроса:
1.Как функционировали реальные общества классического востока? Как их описывать в теоретическом плане?
2.Что такое формация? Каков её статус в реальности каково её методологическое значение?
За последним кроется вопрос куда более фундаментальный — что такое История? Это очень важный вопрос, поскольку история это непременный атрибут социальной формы движения материи и специфический способ её существования — только человек сознает Историю, живет в Истории и творит Историю. Но что самое главное — историзм, исторический детерминизм это не только существование закономерностей исторического процесса — это детерминизм социального историческим моментом — здесь заключен методологический смысл открытого Марксом исторического материализма.
Подводя итог полуторасотлетнему развитию научной социально-исторической мысли с позиций шушаринской генерализации марксизма можно сказать следующее:
1.История это становление. В истории нет реальных состояний, реальны только становления — не формации, а трансформациии.
2.Но становление чего есть История? Становление форм производства и общения, способов производства и воспроизводства действительной жизни - понятие становления исторически конкретно и не может быть сформулировано без понятия формации. Без формаций нет Истории — становление тогда вырождается в случайный набор событий. Формации это не историческое, а логическое время, логика истории, но при этом они существуют объективно. Как стадии исторического процесса.
3.Объективность существования формаций, или по Шушарину чистых эндогенных форм обусловлена методологически. Критерием выделения формаций являются формы предметности из которых метод восхождения от абстрактного к конкретному разворачивает целостную картину способа производства данной специфической формы предметности. Объективно наличная в природе форма предметности является одновременно человеческим отношение к миру — предметным бытием способа производства - тем что воспроизводится. Противоречия предметного бытия последовательно разворачиваются в систему отношений по поводу производства и мы получаем ответ на вопрос как воспроизводиться данная форма предметности, что в конечном счете детерминирует её саму и удостоверяет её объективное существование. Исходя из предметного бытия, например товара для капитализма, или технологии для линейной формы социализма, мы последовательно тип деятельности (производство вещей и производство процессов соответственно), взаимодействие — обмен (Т-Д-Т) и технологическое соисполнение, и специфическую форму общения (переворот основной формулы как клеточка формы общения — превращение денег в капитал, деятельности в функцию), которая будучи структурой, соединяющей формы деятельности в единую ткань способа производства, одновременно детерминирует саму деятельность формируя её внутреннюю структуру и цель. Постижения законов Истории нужно для того чтобы управлять Историей, поэтому конечным результатом диалектики способа производства является вывод о законе предела накопления и о субъекте, преодолевающем отжившую форму производства. Таким образом предметно-материальный критерий выделения ЧЭФ может быть заменен эквивалентными ему критериями — деятельностным — ЧЭФ как деятельности которой самообучилось человечество, и уже не разучиться, и коммуникативным — ЧЭФ как форма общения, которую оно преодолело.

Возвращаясь к проблеме азиатского способа производства, в свете вышеизложенного можно сказать следующее. Азиатский способ производства не представляет собой отдельной ЧЭФ — он воспроизводит собой ровно ту же самую форму предметности, что и рабовладельческий - человека-работника как элемента машины из людей (мегамашины). Разница лишь в градации — в азиатских формах порабощаются общины, принуждаемые к определенным профессиональным обязанностям. Но в рамках своей профессии общинник свободен, раб же принуждается интенсивно — его производственная деятельность регламентируется насилием со стороны господина. Отношение между азиатскими и рабовладельческими формами более всего напоминают отношения между конкурентным и монополистическим капитализмом. Как уже было сказано, мы любую ЧЭФ можем описывать и в терминах возникшего взаимодействия, и в терминах отжившей, преодолеваемой формы общения, и в терминах «квазистационарного» способа производства. Но эти логические формы выступают одновременно историческими стадиями — товар возникает раньше капитала, капитал завершает свою историю монополизацией. Также и демографическое взаимодействие начинается с вождеств, порабощающих соседние общины и формируя тем самым их профессиональную специализацию, а заканчивается рабовладением. Во всех случаях мы видим машины из людей, обрабатывающие природу таким образом чтобы воспроизвести наибольшее количество своих элементов. Следует отличать эту ситуацию и от феодализма, где обработка природы подчиняется закону не демографического, а территориального накопления — целью являются не максимизация числа людей, а прирост пригодной для жизни территории — пространства производства, и от социализма, где накопление деятельности осуществляется в форме совершенствования технологических функций — при социализме мегамашина это не форма общества, а специфический предмет производства, так сказать, капитализм это машинное производство, а социализм — мегамашинное.:)

От Михайлов А.
К Alex~1 (11.07.2008 15:59:45)
Дата 21.03.2009 01:49:07

Завершено издание шеститомника «История Востока».

Фундаментальный сборник задумывался в институте востоковедения АН еще в советское время, однако первые три тома вышли в 1995-1999 годах, причем второй том вышел на два года раньше первого. Два из них доступны в электронном виде

Том I. Восток в древности.
http://gumilevica.kulichki.net/HE1/index.html


Том II. Восток в средние века
http://gumilevica.kulichki.net/HE2/index.html
http://gumilevica.kulichki.net/HE2/index2.html

Последние три тома издавались на протяжении 2004-2008 годов, но приобрести мне их удалось буквально недавно — последний, шестой том я приобрел в этот четверг.

От Михайлов А.
К Михайлов А. (21.03.2009 01:49:07)
Дата 28.02.2010 19:48:12

История Европы тома 1-5

Электронные версии всех пяти вышедших к настоящему времени томов академического восмитомника выложены сообществом «знание-власть»

http://powder-magazine.ucoz.net/load/3-1-0-78
История Европы. Том 1
[ · http://powder-magazine.ucoz.net/load/0-0-1-78-20 (27 MB) ]
07.02.2010, 21:02
История Европы. Т.1 // М.: "Наука", 1988

Первый том посвящен двум эпохам — первобытнообщинному строю и рабовладельческой формации. Большое внимание уделяется племенному миру и раннерабовладельческим государствам. История Греции освещается начиная с III тыс. до н. э. Хронологическим рубежом тома является дата падения Западной Римской империи (476 г.). История Рима тесно увязана с историей его провинций и других регионов, вступавших в контакты с империей.

Для широкого круга читателей.


Format: DjVu



http://powder-magazine.ucoz.net/load/3-1-0-80
История Европы. Том 2
[ · http://powder-magazine.ucoz.net/load/0-0-1-80-20 (33 Mb) ]
13.02.2010, 04:13
История Европы. Т.2 // М.: "Наука", 1992


Том охватывает два первых этапа истории средневековой Европы: раннее средневековье (V — XI вв.), когда во взаимодействии позднеантичного и варварского миров начал формироваться новый общественный строй — феодальный; и период развитого феодализма (XI — XV вв.), когда феодальная система достигла своего расцвета и когда постепенно складывалась политическая карта Европы.

Все регионы — Западная, Центральная, Юго-Восточная Европа и Русь рассмотрены в их единстве и одновременно своеобразии. Социально-культурная общность средневековой Европы показана во всех аспектах — экономическом, политическом, культурном и идеологическом. Освещается взаимодействие Европы со странами Востока и Северной Африки.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.


Format: DjVu


http://powder-magazine.ucoz.net/load/3-1-0-82
История Европы. Том 3
[ · http://powder-magazine.ucoz.net/load/0-0-1-82-20 (23 Mb) ]
15.02.2010, 16:44
История Европы. Т.3 // М.: "Наука", 1993


Третий том «Истории Европы» (предыдущие — 1988 и 1992 гг.) построен по проблемно-региональному принципу, что позволило раскрыть специфику социально-экономических отношений и политических структур в Европе конца XV — первой половины XVII в. Особые разделы посвящены народным движениям в городе и деревне, проблемам Реформации и Контрреформации, великим географическим открытиям. Большое внимание уделено проблемам культуры и идеологии, в частности эпохе Возрождения и гуманизму.


Format: DjVu


http://powder-magazine.ucoz.net/load/3-1-0-83
История Европы. Том 4
[ · http://powder-magazine.ucoz.net/load/0-0-1-83-20 (15 Mb) ]
17.02.2010, 12:34
История Европы. Т.4 // М.: "Наука", 1994

Том посвящен событиям полуторастолетнего периода, с середины XVII до конца XVIII в., времени очень сложного, ознаменованного противоречивыми процессами развития капиталистической мануфактуры на Западе и закрепощения крестьянства на Востоке Европы, становления парламентского конституционализма в Англии и решительных успехов в утверждении бюрократизированных абсолютных монархий на континенте.

В это же время через успехи рационалистического подхода к действительности вызревает и в XVIII в. становится определяющей составной культурного климата Европы идеология Просвещения, творящая новое культурное единство на светском, надконфессиональном уровне.

Для широкого круга читателей.


Format: DjVu


http://powder-magazine.ucoz.net/load/3-1-0-84
История Европы. Том 5
[ · http://powder-magazine.ucoz.net/load/0-0-1-84-20 (11 Mb) ]
18.02.2010, 17:01
История Европы. Т.5 // М.: "Наука", 2000


От "Порохового погреба":

От советской исторической школы в томе уцелело не много. Размещаем его просто как последний вышедший том издания. Можно использовать в качестве справочника.


Аннотация издательства:

В томе предпринята попытка, используя проблемно-хронологический подход при изложении материала, по-новому, с рубежа второго и третьего тысячелетий, взглянуть на события "долгого XIX века", показать главные тенденции развития европейских стран и России. Впервые рассмотрены основные вехи исторического развития малых стран Европы — Нидерландов, Бельгии, Швейцарии, скандинавских стран, складывание национальных государств и становление гражданского общества.

Для историков, широкого круга читателей.


Format: DjVu


От Михайлов А.
К Михайлов А. (21.03.2009 01:49:07)
Дата 18.01.2010 19:34:17

Полезные книги распространяет сообщество знание-власть

http://community.livejournal.com/znanie_vlast/135833.html

Особенно был бы полезен нижепредставленный учебник по истории средневековой индии для тех граждан с соседнего форума, кто ничего свежее статьи Маркса "Будущие результаты британского владычества
в Индии" не читали.

Л.Б.Алаев. Средневековая Индия.
От издателя:
Книга известного индолога профессора Л. Б. Алаева посвящена средневековому периоду истории Индии и предназначена для студентов-востоковедов, специализирующихся по истории Индии. Книга содержит изложение основных этапов политической истории, а также эволюции социально-экономических отношений и культуры. В отличие от других монографий по данному периоду значительное внимание уделяется в ней истории Южной Индии. Специально рассмотрены вопросы о роли в истории страны таких уникальных социальных институтов, как каста и сельская община. Книга основана на изучении всех основных источников, а также имеющейся литературы. Автор не во всем следует принятым в индологии стереотипам и выдвигает собственную концепцию истории Индии. Книга снабжена подробной хронологической таблицей, а также списком всей неустаревшей литературы по данному периоду на русском языке.

Без OCR.

Серверы:

DJVU
http://narod.ru/disk/15632673000/alaev_medieval_hindu.djvu.html
http://ifolder.ru/15291807
http://rapidshare.com/files/315815912/alaev_medieval_hindu.djvu.html
http://sharingmatrix.com/file/742045/alaev_medieval_hindu.djvu
http://depositfiles.com/files/qwdg6o8cy
Tags: история

От себя добавлю — Леонид Борисович Алаев один из соавторов академического шеститомника «История Востока» - им написаны не только главы по индийскому средневековью, но и ряд важных методологических разделов, прежде всего посвященных, если так можно выразиться «основному вопросу востоковедения» - «почему капитализм возник именно в Европе?». Данная монография на конкретном материале иллюстрирует концепцию «восточного феодализма» как типологически наиболее чистого, и именно поэтому обреченного на застой — только в Европе возникли независимые города, ставшие точками роста нового уклада, а затем и способа производства- капиталистического. Вместе с тем отмечаются успехи централизованных восточных «деспотий» в деле повышения производительности территории, правда ценой роста трудоемкости единицы продукции, в противоположность Западу, где трудоемкость подола за счет роста энерговооруженности труда (концепция довольно распространенная, её можно встретить и у Броделя и у ряда других исследователей). Конечно это не сколько ответ, сколько более острая постановка фундаментальнейщего вопроса теоретической истории (философии истории) — вопроса о том конкретном пути, коим человечество преодолевает господствующие формы социального.

От Михайлов А.
К Михайлов А. (18.01.2010 19:34:17)
Дата 18.01.2010 19:38:23

А вот и стенограмма той самой дискуссии с которой всё и началось...:)

Дискуссия об азиатском способе производства, по докладу М.С.Годеса. М.2009

http://community.livejournal.com/znanie_vlast/140233.html



Настоящее издание представляет собой стенограмму дискуссии, происходившей в Ленинграде в феврале 1931 г. и организованной Обществом марксистов-востоковедов и Ленинградским восточным институтом им. А.С.Енукидзе.

В описанной Марксом системе развития общества, проходящего последовательные общественно-экономические формации, нашлось место и так называемому "азиатскому способу производства", существовавшему в странах Древнего Востока. При этом способе государство, выступая в том числе в качестве земельного собственника, противостоит непосредственным производителям, находящимся в зависимости от него. Маркс выделил четыре способа производства - азиатский, античный (рабовладельческий), феодальный и буржуазный - и соответствующие им формации. Но позже, в трудах последователей Маркса, в качестве первой общественной формации указывалась рабовладельческая. Для окончательного прояснения вопроса о том, существовал ли азиатский способ производства как особая эпоха исторического развития общества, была организована дискуссия, материалы которой представлены в данной книге.

качество сканирования местами не очень, но читать можно.

http://ifolder.ru/15737372

От Михайлов А.
К Михайлов А. (18.01.2010 19:34:17)
Дата 18.01.2010 19:34:59

Так же рекомендую ознакомится:

развернутый комментарий и мысли по поводу от нашего коллеги по форуму Evgeny_K-
http://evgeniy-kond.livejournal.com/31549.html

От Михайлов А.
К Михайлов А. (21.03.2009 01:49:07)
Дата 11.08.2009 00:06:48

Ф. Бродель Материальная цивилизация, экономика и капитализм, 15-18 вв

Наконец-то доступны электронные версии классического труда, спасибо товарищам из community "Knowledge is power"

http://community.livejournal.com/znanie_vlast/86241.html

Ф. Бродель
Материальная цивилизация, экономика и капитализм, 15-18 вв.
Том 1. Структуры повседневности. - М., 1986. - 624 с.
Размер: 204 Мб. (серый скан, загнанный в djvu без обработки)
Ссылка: http://narod.ru/disk/11496491000/brodel_1.djvu.html
                http://politazbuka.ru/knigi/brodel_1.djvu
Фундаментальный трехтомный труд Фернана Броделя представляет собой всестороннее исследование экономической жизни человечества в переломную для его судеб эпоху становления капиталистических отношений. Первый том, названный "Структуры повседневности. Возможное и невозможное", посвящен различным сферам материальной жизни. Работа насыщена богатейшим материалом, касающимся различных сторон повседневной жизни людей позднего средневековья и раннего нового времени - как в Европе, так и далеко за ее пределами.
Том 2. Игры обмена. - М., 1988. - 632 с.
Размер: 87 Мб. (djvu, сохранены все рисунки)
Ссылка: http://narod.ru/disk/11497509000/brodel_2.djvu.html
                 http://politazbuka.ru/knigi/brodel_2.djvu
"Игры обмена" - это сложный мир экономических коммуникаций. Фернан Бродель исследует различные уровни коммерческой деятельности - труд разносчиков, торговлю на дальние расстояния, работу международных бирж и кредитных учреждений. Он прослеживает, как их сложное взаимодействие влияло на общество, социальную иерархию и целые цивилизации. Одна из главных задач Броделя - сопоставление рыночной экономики и капитализма, определение точек их соприкосновения, степени независимости и характера противоборства.
Том 3. Время мира. - М., 1992. - 680 с.
Размер: 93 Мб. (djvu, сохранены все рисунки)
Ссылка: http://narod.ru/disk/11498101000/brodel_3.djvu.html
                http://politazbuka.ru/knigi/brodel_3.djvu
В заключительном томе своего труда Фернан Бродель излагает мировую экономическую историю, "организовав" ее во времени и пространстве. Она предстает как чередование господства нескольких миров-экономик, объединенных не только единым центром, но и едиными временными ритмами. Рассматривая причины подъема и упадка этих миров, проблемы формирования национальных рынков и региональные особенности промышленной революции, автор в хронологической последовательности верифицирует свои основные гипотезы, изложенные в предыдущих томах.

От Михайлов А.
К Михайлов А. (11.08.2009 00:06:48)
Дата 13.03.2011 13:41:27

Ричард Лахман

Недавно закончил читать замечательную книгу ( читал на бумаге, но можно ознакомится и с электронной версией -
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3342608 ) -
«Капиталисты поневоле. Конфликт элит и экономические преобразования в Европе раннего Нового времени.» - этот капитальный труд американского историка и социолога Ричарда Лахмана можно рассматривать как выдающийся образец вдумчивого социологического исследования. Автор рассматривает элиты как субклассовые акторы, определяемые способностью узурпировать социальный капитал в смысле Бурдье, т. е. исключительной возможностью использовать социальные связи с целью мобилизации ресурсов. Лахман детально показывает как политические конфликты между классовыми фракциями привели к различным путям формирования капитализма в странах Западной Европы. Видимо именно на Лахмана ссылается Фурсов, говоря о том что якобы «элиты создали капитализм, чтобы не потерять власть». Это конечно весьма тенденциозная публицистическая трактовка — Фурсов-публицист куда менее чистоплотен, чем Фурсов-ученый. У Лахмана элиты конечно капитализм сознательно не создавали и не планировали, как раз наоборот — политическая борьба привела к совершенно скрытому от современников формированию, или наоборот не формированию институциональных условий капиталистического производства. В этом смысле особенно интересны рассмотренные в пятой главе «отрицательные» примера Испании, где капитализм не состоялся не смотря на приток колониальных богатств, и Голландии, ставшей в 17-м веке образцовой буржуазной страной, но затем быстро утратившей гегемонию. Затратная внешняя политика Габсбургов дела невозможной эффективную внутреннюю политику, и наоборот, жесткий контроль голландской олигархией над обществом позволял эффективно мобилизовывать ресурсы, но не позволял развиваться (экономические механизмы описаны у Броделя) — гегемонию подрывает конфликт внутри класса-гегемона. Напрашиваются определенные параллели между Голландией как первым капиталистическим государством, и СССР как первым социалистическим — однородность социальной структуры, предопределившая первые победы, обусловила последующее поражение.

От Пуденко Сергей
К Alex~1 (11.07.2008 15:59:45)
Дата 14.07.2008 09:13:24

там еще одна чрезвычайно важная Книга

>
http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/

Коллинз (Розов плотно над ней работал, перевод правда вряд ли он осилил)

Это сетевой анализ, практически по Бурдье,только не массовидный как у батюшки Пьера,а штучно=элитарных интеллектуальных и идеологическх сетей вроде христианства. Коллинз во введении про это пишет

Я по нему свою реконструкцию спинозовской сети в докладе выстраивал, к всеобщему одобрению. В Книге этого нет. Но вообще я ее читал кусками .не знаю чего там нет до конца и напр. про бурдьевистско-коллинзовскую проработку русского "Маркса" как пишет Розов -это отдельная задача

зы и пусть те,кто издевался над "отстойностью" навязываемого мной Бурдье пять лет, что ли, назад поймут, - какие они лохи и отстой


ВНИМАНИЕ

Рэнальд Коллинз "Социология философий: глобальная теория интеллектуального измерения" (Гарвард, 1998, 1120 стр. )

начало тут
http://kosilova.textdriven.com/narod/studia/pdf/collins/collins1.pdf


Розов
Нам, российским философам, следует воспользоваться тем, что сам Запад, прежде всего, США и Западная Европа еще далеко не освоили этот монументальный труд. В присланном мне шутливом «отчете» о том, как происходило обсуждение «Социологии философий» в одном из известных и респектабельных американских университетов сказано следующее: «Высказывания разделились на две категории: «Ну, да-а-а, крупно, весьма крупно, э-э-э» и «М-да-а, крупно, но я не уверен, что убежден во всем, н-да-а, не убежден. Другие варианты мычания: «А как это вообще можно измерить?»

Освоение культурного капитала, заложенного в «Социологии философий» ставит любого современного интеллектуала (философа, социолога, историка) в весьма выгодную позицию: он может обратить представленное в ней информационное богатство западной историко-философской традиции и теоретическую глубину мысли автора книги в свой собственный арсенал интеллектуального творчества. Если русская философская мысль настолько хороша и сильна, как мы хотели бы думать, то ее достоинств должно быть вполне достаточно, чтобы обретенный культурный капитал сделать из чужого своим. Так, например, поступали схоласты с Аристотелем, гуманисты — с Платоном, английские эмпирицисты — с Декартом, немецкие идеалисты — со Спинозой и Юмом, французские экзистенциалисты — с Гуссерлем и Хайдеггером, американские социологи — с Вебером и Дюркгеймом. (Между прочим, советские философы сделали такой «идейный импорт» как учение Маркса своим культурным капиталом, причем он до сих пор остается краеугольным камнем в отечественной философской традиции, а забвение философии марксизма было бы непозволительным обеднением современной российской мысли.)

отзвук

в России философы есть, а философии нет


философы с начала 2000-х потянулись обратно, под кажущуюся безопасной крышу академии, где с успехом обретались до перестройки. Публичное поле кажется свободным от присутствия интеллектуалов с философской пропиской – во всяком случае, жанр философской публицистики, хоть как-то представленный в 90-е, в частности материалами Михаила Рыклина, существует лишь в переводах (Жижек, Глюксман


Существует несколько известных в социологии техник «картографии», примером которых, в частности, является «сетевой» анализ Р.Коллинза, в книге «Социология философии» примененный к истории мировой философии. В основание «картографирования» Коллинзом положен анализ наличного состояния научных школ, представляющих собой коммуникативную сеть непосредственных знакомств, опосредованных связей, отношений преемства или полемического отторжения. Внутри этой сети формируется публичное или академическое поле конкретной дисциплины, в рамках которого происходит борьба за признание, титулы, финансирование и т.п.

Для жанра «интеллектуальной карты» вполне приемлем вопрос о том, где же на этой карте расположен сам картограф. Ответ на него отчасти дается в редакционной статье – где-то в пространстве между интеллигенцией и интеллектуалами. Ответ это чрезмерно общий и, разумеется, правильный, наверное. Философ Виталий Куренной по каким-то причинам отказался от того, чтобы наносить на карту «мыслящей России» философию. Философы в России есть, а их территории, оказывается, нет. В точности это означает следующее: заявление о том, что в России нет философии, по мнению редактора, не является философским жестом. Про политику, политологию, социологию и прочие области и регионы интеллектуального производства в каждой соответствующей главе написано примерно так: «Никакой социологии (политологии etc.) в России нет». Самое замечательное здесь в том, что если о социологии с политологией (и всем остальным) еще можно сказать, что их «нет», – видимо есть такие люди, которые от лица социологии так могут заявлять, и есть такое пространство, где этот тезис можно присвоить, – то философия вообще не обсуждается! Ее, видимо, нет до такой степени, что зафиксировать ее отсутствие просто невозможно.

http://exlibris.ng.ru/koncep/2007-08-09/6_kartografia.html

От Михайлов А.
К Пуденко Сергей (14.07.2008 09:13:24)
Дата 29.12.2012 15:54:09

Р. Коллинз. Социология философий (Полная версия)




>ВНИМАНИЕ

>Рэнальд Коллинз "Социология философий: глобальная теория интеллектуального измерения" (Гарвард, 1998, 1120 стр. )

>начало тут
>
http://kosilova.textdriven.com/narod/studia/pdf/collins/collins1.pdf

Теперь доступна на трекере
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3386125
неизвестному человеку, отсканировавшему и выложившему в сеть такую важную книгу — большое спасибо. Фундаментальное исследование того как отношения между людьми формируют научное знание это несомненно важнейший этап в программу философии исторического материализма.



От BLS
К Пуденко Сергей (14.07.2008 09:13:24)
Дата 14.12.2008 11:14:47

Re: там еще...

>Коллинз (Розов плотно над ней работал, перевод правда вряд ли он осилил)
А английская версия есть (полная)?

От Пуденко Сергей
К BLS (14.12.2008 11:14:47)
Дата 14.12.2008 12:37:05

Re: там еще...

>>Коллинз (Розов плотно над ней работал, перевод правда вряд ли он осилил)
>А английская версия есть (полная)?

полных текстов таких книжищ в Инете не бывает

Купить вроде еще можно, но я не пробовал

Дорогие коллеги философы!

Особенно кому интересны история философии, социальные аспекты
философского творчества и кому известно имя Рэндалла Коллинза

Хорошая новость! Объявился остаток тиража ставшей уже раритетом книги
Р.Коллинза 'Социология философий: глобальная теория интеллектуального
изменения' (Новосибирск, Сибирский Хронограф, 2002, 1280 с.).

Мне как переводчику важно, чтобы книга попала не в случайные руки, а
тем, кому нужна и кто ее действительно хочет и будет читать - поэтому
цена высокая.

Прочтите мою вступительную статью к книге (ссылка на моем сайте)
www.nsu.ru/filf/rozov/ , решите, действительно ли будете ее читать, и
тогда уже заказывайте мне по э-почте (там же) .


Переводчик "Социологии философий"
доктор философских наук, профессор Николай Сергеевич Розов
http://groups.yahoo.com/group/philos-russia/message/1406

http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=11496&list=96

минимальная цена ивдимо 1000р

Это типа шушаринизма, читать возможно только для драки. Дык деремся (если надо), . Спинозу по Коллинзу в 17в я на апрельском докладе выстроил ( у К его нет). Но не указал главной Проблемы мегаДраки, а это есть у Спекторского. УЖе потом выстроил. Социальная физика.

"Советского Маркса" никто не выстроил по К.

цитатко
позиционные мыследействия и противоборство в ситуации проблематизационного поединка образуют Событие проблематизации или на ином языке Диалектическое Событие. Эти события проблематизации могут быть совершенно разного масштаба: локальные события, Мировые. Событием проблематизации может быть и съезд физиков в Карлсруэ, принимающий решение о том, что атомы существуют и вопросы Понтия Пилата к Христу и Вселенский Церковный Собор каппадокийцев, различивший природу и энергию. Именно события проблематизации являются тем, что выступает в качестве метасетевой и сверхсетевой организации мышления и деятельности. Взаимодействие интеллектуальных элит не расплавляется в бесконечные сумерки истончающихся сетевых коммуникативных контактов именно потому, что существует события проблематизации, оставляющее след в общечеловеческом мышлении. Событие проблематизации происходит в конкретной локальной ситуации, но как событие закрепляется и оформляется в истории. Восхитительная книга Рэндала Коллинза "Социология философии", посвящённая выявлению мировых интеллектуальных сетей должна быть переписана. Сами сетевые связи между интеллектуальными фигурами должны быть различены с точки зрения процессов трансляции и процессов коммуникации. Процессы трансляции, являющиеся механизмом "филиации идей" ( И.Г.Фихте), образуют своеобразную родовую историю интеллектуала, определяющую его рождение от конкретных родителей- предшествовавших ему мыслителей, с которыми он имел счастье установить личный контакт. Процессы же коммуникации развёртываются в актуальной ситуации вазимодействия и включают всё- от формального знакомства до жёстких диалектических поединков. Но именно среди этого коммуникативного разнообразия и необходимо выделить событие проблематизации как важнейший ритуал интеллектуалов, восстанавливаемый и воспроизводимый вновь и вновь разными способами, при помощи разной техники проблематизации. С этой точки зрения можно сказать, что история развития мышления это есть история процессов проблематизации как специально организованных процессов мышления. Собственно по отношению к процессу проблематизации, его результатам и осуществляется суд и выносится суждение беспристрастным рефлексивным метамышлением из третьей позиции по отношению к двум противоборствующим, способной сoорганизовать этих две.

Практики создания будущего в России: постановка проблемы и вариант ее решения (Ю.В.Громыко)

От Evgeniy~K
К Alex~1 (11.07.2008 15:59:45)
Дата 12.07.2008 17:09:02

Тонна тощих псевдонаучных концепций

призванных завалить все подходы к истмату.
Пожалел, что сходил по этой вашей ссылке.
Гораздо полезней и интересней это:
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000001
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000002
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000003

От Михайлов А.
К Evgeniy~K (12.07.2008 17:09:02)
Дата 13.07.2008 03:28:02

«Служенье муз не терпит суеты...»

Клио, как известно тоже муза, и самая жестокая из всех богинь...Поторопились Вы так с порога всё отвергнуть. То что Вы назвали «тощими псевдонаучными концепциями», составляет существо современной западной теоретической истории. В основном это буржуазные позитивистские концепции, хотя и не только — Розов наряду с геополитической теорией Р.Коллинза рассматривает и мир-системный анализ Валлерстайна, а это одно из оснований нового исторического материализма — но всё равно, знать надо все концепции и понимать, почему и каким образом исторический материализм снимает их в себе.
Приведу пример такого преодоления концепции. Проанализируем теорию происхождения государства Роберта Корнейро, рассматриваемую Розовым как образец успешной (объясняющийся имеющиеся и предсказывающей новые факты) исследовательской программы-
http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/fti/fti4-2.htm . По Корнейро государство есть результат войн в условиях стесненности — постоянные войны между первобытными племенами, не имеющих возможности свободно расселяться, приводят к тому, что одни племена подчиняют другие — возникают вождества, появляется возможность мобилизовать дополнительный прибавочный продукт на нужды войны,а в результате войн между вождествами остается единственное, которое и становиться государством, собирающим этот прибавочный продукт уже не регулярной основе. Это конечно сверхкраткое изложение, стадии процесса описываются несколько поподробнее, но в целом имеющиеся археологические данные и этнографические наблюдения примитивных обществ этот механизм подтверждают. Однако этот механизм скрывает собой становление нового способа производства, основанном на чистой эндогенной форме демографического взаимодействия. Стесненость это только катализатор фазового перехода от племен охотников и собирателей или в лучшем случае примитивных земледельцев и скотоводов, связанных друг с другом родом (дуально-родовые союзы) или кровной местью (охота за головами как экологический регулятор) к совершенно новой форме общения — профессиональному разделению труда - победившее племя, ставшее ядром вождества профессионализуется, воспроизводит своей родовой жизнью уже не всё многобразие телесно-духовного общения, а только одну профессию — профессию воина, которая, однако, опосредует собой все другие профессии, навязываемые военным насилием побежденным племенам в форме данничества. Когда борьба вождеств исчерпывается господствующая форма общения позволяет «инвестировать» изымаемый прибавочный продукт в расширенное воспроизводство демографического богатства — профессиональное разделение труда создает новую производительную силу - «машины из людей», например, слаженно действующие армии землекопов Египта, Междуречья или Китая, возводящие дамбы и каналы, изменяющие структуру агроценоза и резко увеличивающие его емкость. т.е. мощность этой «машины из людей», воины же превращаются в надзирателей и чиновников, обеспечивающих управление этими машинами — так возникает способ производства, называемый азиатским. Ресурс интенсивного накопления демографического богатства (т.е численности обученного профессиональным навыкам населения) за счет включения потока биохимической энергии в искусственно воспроизводимые биоценозы с доминированием человека рано или поздно заканчиваются (поскольку поток энергии ограничен ) и демографическое накопление становиться экстенсивным — работники производятся не внутри общества, а захватываются вовне — начинается эпоха классических империй древности, а фазовый переход из локального становиться глобальным. Простая кооперация труда азиатского способа производства сменяется общественной комбинацией труда рабовладения — представитель правящего класса меняет свое лицо из чиновника превращаясь в рабовладельца — хозяина своей собственной, частной «машины из людей», множество которых комбинируется в самых разнообразных сочетаниях в рамках мир-империи. Меняется и характер отношений между людьми — насилие заменяется правом, правда только между рабовладельцами — привести в движение раба рабовладелец может только насилием. Вообще для демографического взаимодействия, для чистой эндогенной формы рабовладения ( земледельческая община, азиатский и рабовладельческий способ производства суть стадии одной и той же формы) именно насилие является базовой формой идеального, господствующей ультраструктурой, подобно тому как базовой формой идеального при капитализме является деньги ( товарно-денежные отношения материальны, но деньги сами по себе идеальны — они только символ всеобщего труда — 100$ это не сам труд, производящий продукт на 100$, а только символ этого труда, который можно обменять на его продукт ), а господствующей ультраструктурой финансово-юридическая сфера взаимных договорных обязательств, обменивающихся друг на друга — так при политаризме или рабовладении люди общаются друг с другом не посредством договоров, а посредством насилия и принуждения, что и порождает у разного рода Дюрингов и их мелкобуржуазных последователей иллюзию того, что государство создается шпагой, а не общественным производством. Эндогенное насилие исчерпывает себя когда волны локальных фазовых переходов сталкиваются и экстенсивный источник человеческого «топлива» для «машин из людей» заканчивается, однако не исчерпываются затраты человеческого материала и конец рабовладельческой античности, сопровождаемый невероятным по масштабу истреблением людей (например гибель династии Хань сопровождалось более чем 10 кратным сокращением населения с более чем 50 до 7.5 млн. человек — сравнимо с мировыми войнами 20-го века) под аккомпанемент проповеди ненасилия, ознаменовавшей начало новой эпохи феодализма. Но это уже другая история.:)

Как видите один и тот же процесс может быть основанием совершенно разных теорий, потому как теоретическая история и вообще истрческая наука состоит из нескольких методологических уровней, описанных Розоваым как «методологическая лестница» -

http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/fti/fti2.htm#_2.6._Методологическая_лестница:от


Так вот, лекции в приведенных Вами ссылках объединяют теоретические модели, релевантные факты, нормализованные данные и эмпирические описания, т.е. представляют собой теоретизированное описание самого течение истории, то что Вы обозвали «псевдонаучными концепциями» - это теории и концепции - законы исторического процесса, средством исследования, сравнения между собой различных теорий концепций являются научные основания теории, и именно здесь Розов добился наибольших успехов, а расходимся мы с Розовым в области философских оснований теории — Розов опирается на позитивизм, мы на исторический материализм.

От Evgeniy~K
К Михайлов А. (13.07.2008 03:28:02)
Дата 13.07.2008 15:56:36

Re: «Служенье муз...

>По Корнейро государство есть результат войн в условиях стесненности — постоянные войны между первобытными племенами, не имеющих возможности свободно расселяться, приводят к тому, что одни племена подчиняют другие — возникают вождества, появляется возможность мобилизовать дополнительный прибавочный продукт на нужды войны,а в результате войн между вождествами остается единственное, которое и становиться государством, собирающим этот прибавочный продукт уже не регулярной основе.

Если это пример того жемчуга, который удалось выловить в море буржуазных концепций, то приходится усомниться в его ценности:
племя-вождество-государство - чувствуется что-то фальшиво-абстрактное, дурная линейность: самая крупная и развитая форма предыдущей стадии непосредственно переходит на более высокую - такое мог придумать и школьник. Для развития нужна гибкость, а значит и слабость, что-то такое говорит китайская мудрость. Прорыв происходит в локальных точках роста.
И в самом деле, конкретная истина опровергает сухую схему:
"Важно отметить, что если на поздней ступени развития первобытного строя иногда создаются обширные племенные объединения (союзы племен, конфедерации), то первые государства всегда и всюду образуются в небольшом объеме, а именно в объеме одной территориальной общины или чаще нескольких тесно связанных между собой общин. Такое государство, чтобы быть устойчивым, должно было по возможности иметь некоторые естественные границы: горы, окаймляющие долину, море, омывающее остров или полуостров, пустыню, окружающую орошенное одним магистральным каналом пространство, и т.п. Такой четко различимый район сложения государственности мы будем условно называть номом." - это из ссылки на советских историков.

От Михайлов А.
К Evgeniy~K (13.07.2008 15:56:36)
Дата 13.07.2008 23:58:06

Исторический материализм и формы общественного богатства.

>>По Корнейро государство есть результат войн в условиях стесненности — постоянные войны между первобытными племенами, не имеющих возможности свободно расселяться, приводят к тому, что одни племена подчиняют другие — возникают вождества, появляется возможность мобилизовать дополнительный прибавочный продукт на нужды войны,а в результате войн между вождествами остается единственное, которое и становиться государством, собирающим этот прибавочный продукт уже не регулярной основе.
>
>Если это пример того жемчуга, который удалось выловить в море буржуазных концепций, то приходится усомниться в его ценности:
>племя-вождество-государство - чувствуется что-то фальшиво-абстрактное, дурная линейность: самая крупная и развитая форма предыдущей стадии непосредственно переходит на более высокую - такое мог придумать и школьник. Для развития нужна гибкость, а значит и слабость, что-то такое говорит китайская мудрость. Прорыв происходит в локальных точках роста.
>И в самом деле, конкретная истина опровергает сухую схему:
>"Важно отметить, что если на поздней ступени развития первобытного строя иногда создаются обширные племенные объединения (союзы племен, конфедерации), то первые государства всегда и всюду образуются в небольшом объеме, а именно в объеме одной территориальной общины или чаще нескольких тесно связанных между собой общин. Такое государство, чтобы быть устойчивым, должно было по возможности иметь некоторые естественные границы: горы, окаймляющие долину, море, омывающее остров или полуостров, пустыню, окружающую орошенное одним магистральным каналом пространство, и т.п. Такой четко различимый район сложения государственности мы будем условно называть номом." - это из ссылки на советских историков.


Ну и что нам говорит «конкретная истина»? То что условием устойчивого возникновения государства являются «естественные границы», т.е. буквально та же самая «стесненость» Корнейро. И в этом нет ничего удивительного, поскольку концепции древней истории Корнейро и Дьяконова (являющегося главным редактором приведенного Вами курса лекций) корреспондируются между собой как стадиальностью, так и механизмами (у Корнейро главным фактором образования государства является война, у Дьяконова — изменение в средствах войны) и тот же Розов ссылается параллельно на Корнейро и Дьяконова для иллюстрации одних и тех же моментов. Так что не стоит уподобляться некоторым антимарксистам, пытающимися побить Маркса... Марксом ( поскольку кроме Маркса в кратком изложении советских учебников они ничего не знают, а знать хотят и того меньше), и опровергать научные концепции (вне зависимости от их статуса) посредством учебника, написанного на основании тех же самых концепций. Да и нет в этом необходимости. Вы просто задайте себе вопрос - какова цель критики буржуазных исторических концепций, как вообще исторические концепции используются, и почему исторический материализм это важнейшая часть философии практики? Да потому что любой предмет надо рассматривать в становлении, понять предмет значит понять его историю — в этом состоит великое открытие Гегеля и основной метод Маркса. А открытие самого Маркса состоит в том что надо рассматривать не историю идей, а историю человеческой деятельности и общения, поскольку они то и составляют человеческое бытие, и именно общество подлежит деятельностному преобразованию. В этом и состоит исторический материализм как метод — история может быть одна и та же, но мы рассматриваем историю людей, их деятельности и общения, а историки-идеалисты — только историю опредмеченных форм этой деятельности — историю культуры, историю идей и т.д., потому как они с этими опредмеченными формами только и могут работать — предмет деятельности историков это разнообразные археологические находки, памятники культуры и искусства, письменные источники и т.д.
В общем, научные концепции следует рассматривать на их собственном поле, обращаясь к первоисточникам. В данном случае речь идет о противоречии широко распространенной, восходящей еще к Энгельсу, теории прямого влияния развития производительных сил через концентрацию прибавочного продукта в руках родоплеменной верхушки на образование классового общества и государства с фактами археологии и этнографии — прибавочный продукт научились производить все примитивные общества, однако государства возникли лишь в определенных ареалах. Это противоречие заставило пересмотреть механизму политогенеза, выделив главным фактором войну в условиях стеснености, точнее нарушение военного равновесия между родоплеменными объединениями вследствие появления новых средств войны, вызванного развитием производительных сил ( об этом механизме писал Энгельс в Анти-Дюринге).Так что никакого линейного схематизма здесь нет, это ложное впечатление, вызванное сжатием концепции в одно предложение, на самом же деле племена, вождества и ранние государства это не укрупнения одного и того же объекта, а отрицающие друг друга стадии сложного процесса — на первой стадии есть более-мене равновесная «охота за головами», при этом каждое племя развивается на своей собственной основе, на второй — изъятие прибавочного продукта господствующим племенем вождества, на третьей — новый способ производства, основанный на эксплуатации труда. Но главное даже не в этом, а в том что пересмотр политогенеза и классообразования приводит нас к конкретизации понятий исторического материализма «производительная сила», «прибавочный продукт» и т.д. Производительные силы это формы деятельности, способ обработки людьми природы. Деятельности предполагает некий предмет деятельности, который вовсе не обязательно является вещью. Это только при капитализме предмет деятельности приобретает товарно-вещественную форму, а до и после господствуют совсем другое формы богатства. Так что палки-копалки, зубила и скребки, каменные топоры, наконечники для копий и стрел и даже зерно и скот это никакой не прибавочный продукт первобытного и раннеклассового общества. Всё это общество может достаточно быстро воспроизвести и не может накапливать, накапливает и воспроизводит оно нечто совсем другое — социально воспроизводимые навыки людей и их способность к коллективному действию - главным богатством этих обществ является сам человек. Производительной силой родоплеменного общества выступает сама его родовая жизнь, являющаяся технологией извлечения из природы вышеперечисленных орудий труда и предметов потребления. В раннеклассовых обществах производительными силами являются «машины из людей», целенаправленно обрабатывающие природу, а главным объектом воспроизводства становиться не просто навык социальной коммуникации внутри племени, а профессия. Феодализм окончательно отчуждает от человека его деятельностные богатства — главным предметом воспроизводства становиться земля, обжитое пространство, а работник, крепостной крестьянин превращается в такую же машину для обработки и поддержания земли в производящем состоянии, как и его скот. Отчуждение достигает своей высшей ступени в буржуазном обществе где труд опредмечивается в средствах производства, включенных в цикл оборота капитала, опосредствующего собой все предыдущие формы -и предметы потребления, и орудия труда, и землю, и навыки — только в форме капитала все они могут участвовать в неограниченном накоплении. Всесторонний кризис капитализма разрешается социалистической революцией, выводящей на подмостки истории новую форму общественного богатства — технологическую - производственная деятельность рабочих коллективов сама превращается в предмет деятельности и здесь накопление идет не в форме отчужденного от трудящихся капитала, а в форме синхронизированного линейно-диспозитивной сетью со исполнения повышения технологических параметров их (трудящихся) деятельности. Социализм, точнее линейная (плановая) форма социализма, это только первый шаг на пути преодоления отчуждения и текущий кризис социализма обусловлен необходимостью следующего шага — обобществления технологий в форме когнитивного (знаниевого)
социализма, который создаст условия для овладения индивидом не только деятельность его собственного коллектива, но и всем богатством деятельностных способностей, а значит приблизит нас к коммунизму, как бесконечно становящемуся неотчужденному обществу чистой Истории. Вот такую картину исторического процесса развертывает перед нами «Полилогия» А.С. Шушарина, особенно её второй том - эндогенная логика. И эта работа по генерализация марксизма проделанная нашим выдающимся соотечественником 80-х -2000-х, к сожалению прервавшаяся его смертью не было бы возможна без проработки многочисленных исторических концепций в 60-х -70-х как на Западе (и не только марксистскими школами вроде школы Анналов), так и в нашей стране.


От Михайлов А.
К Alex~1 (11.07.2008 15:59:45)
Дата 11.07.2008 19:34:34

Опередили Вы меня.:)

Как раз собирался в связи с разговором о методологии теоретической истории порекомендовать книгу Н.С.Розова «Философия и теория истории: Книга 1. Пролегомены»
http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/fti/ Шушарин в «Полилогии» неоднократно (более 50 упоминаний) ссылался на Н.С. Розова как раз в связи с проработкой исторических классификаций, периодизаций и т.д. Надо сказать, у Розова подход чисто позитивистский — составление таблиц факторов и признаков, логический анализ соответствия теории фактам (теория предсказывает набор признаков — по таблице проверить есть или нет), если возможно поиск корреляций, после подтверждения теории — поиск крайних случаев, её опровергающих, затем обобщение. У Шушарина (и у Маркса) метод другой — классификация не от наиболее часто повторяющихся сочетаний признаков идет, а от метода исследования социальной материи — грубо говоря чистая эндогенная форма это то, для чего можно написать свой «Капитал» - метод восхождения от абстрактного к конкретному разбивает единую гетерархию социального на непересекающиеся классы — эндогенные формы, в основании каждой из которых лежит господствующая форма богатства — основной предмет деятельности ( например, при капитализме товар, при социализме — технология). Но тем не менее, не смотря на примитивность методологии, книга Розова представляет собой весьма добротный обзор всех современных концепций теоретической истории и дает язык на котором эти концепции можно обсуждать, так что изучение именно этой его работы, я считаю весьма полезным.