От Пуденко Сергей Послать личное сообщение Ответить на сообщение
К Константин Информация о пользователе Ответить по почте
Дата 30.05.2017 22:09:18 Позвать санитаров Версия для печати
Рубрики В стране и мире; Игнорировать ветку Найти в дереве

Re: 29-ое

(После принятия правительственных и думских поправок) – 28 мая 2017 года

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона № 120505-7
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе
столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части установления особенностей реновации
жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе
федерального значения Москве»

Рыхтикова Лина Юрьевна -
к.ю.н
эксперт Общественной Думы
эксперт Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям ГД ФС РФ
член Российской Ассоциации международного права
советник государственной гражданской службы РФ

1. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 февраля 2011 года №167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» «В целях совершенствования законотворческой деятельности и обеспечения учета общественного мнения при подготовке проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов установлено, что а) проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации (далее - законопроекты), по решению Президента Российской Федерации могут быть вынесены на общественное обсуждение. Данный законопроект не был вынесен на общественное обсуждение до принятия его в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Также не была проведена антикоррупционная экспертиза законопроекта в соответствии с Федеральным закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (в части формирования Фонда, как заказчика).
3. В соответствии с ч.2 ст. 118 Регламента ГД рассматриваемый законопроект является объектом экспертизы Общественной палаты, так как касается ограничения и лишения прав владения, пользования и распоряжения гражданами Российской Федерации имуществом, принадлежащим им на праве собственности. В соответствии с п. г.1) Регламента ГД ответственный комитет должен был представить заключение Общественной палаты по результатам экспертизы законопроекта. Экспертиза законопроекта № 120505-7 Общественной Палатой РФ, как субъектом общественно-государственного контроля для учета общественного мнения на стадии «нулевых чтений» не была проведена.
4. В соответствии с Регламентом ГД ФС РФ «При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости».
5. Концепция законопроекта — это документ, в котором отражается научно-практический подход к разрешению социальных проблем и который основан на реальной информации о той или иной сфере жизни общества, ставшей предметом правового регулирования, исходя из чего концепция закона может не только не привести к ожидаемому результату нормативного правового регулирования конкретных общественных отношений, но и в наибольшей степени повлечь за собой негативные последствия, в отличие, например, от недостатков текста закона.
В соответствии с «Основными требованиями к концепции и разработке проектов федеральных законов» (утв. постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 года №576).
Концепция законопроекта представляет собой документ, в котором должны быть определены:
-основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся;
-место будущего закона в системе действующего законодательства с указанием отрасли законодательства, к которой он относится, положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и системообразующих законов Российской Федерации, на реализацию которых направлен данный законопроект, а также значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы.
Концепция проектируемых норм федерального закона № 120505-7 не соответствует предмету Закона «О статусе столицы», несмотря на внесенные поправки в части определения «реновации».
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 26 января 2016 г. № 80-р28, утвердившим «Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года» «Целью государственной политики в сфере ликвидации аварийного жилищного фонда является создание постоянно действующей системы реновации жилищного фонда, основанной на принципах государственной поддержки социально незащищенных категорий граждан и реализации прав собственников при переселении из аварийного жилищного фонда». То есть, реновация не может быть отделена от программы переселения из аварийного жилья, скорее, реновация должна быть сутью именно программы отселения из аварийного жилья, не преследуя никакие иные цели (см. «3. Ликвидация аварийного жилищного фонда»).
Смысл поручения Президента РФ в этой связи, данного Правительству РФ и Правительству Москвы в Указе №600 от 2 мая 2012 года
-это разработать на федеральном уровне исчерпывающий перечень установленных на федеральном уровне административных процедур в сфере жилищного строительства, а также порядок согласования дополнительных процедур, установленных субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса, электросетевыми и газоснабжающими компаниями;
-подготовить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на установление единого порядка взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства для всей Федерации в части аварийного жилья, а не для отдельного субъекта-столицы.
Проектируемыми нормами изменения вносятся в Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации», который регулирует правоотношения правового положения столицы, а не отдельно взятого субъекта Российской Федерации - города Москвы, поэтому не может регулировать отличный от других субъектов РФ «особый порядок развития территории», поскольку это нарушает статью 5 Конституции РФ, а именно положение «во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».
Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации» регулирует полномочия города Москвы, связанные исключительно с представительскими функциями столицы, такими, как «представлять земельные участки, здания, строения, жилищный фонд федеральным органам власти, а также дипломатическим представительствам иностранных государств».
Наделять федеральным законом Москву, как столицу, полномочием «утверждать программу о реновации» (а поправки – и правительственные и думские оставили данное положение концепции), которая предусматривает «Особенности регулирования на территории города Москвы градостроительных и земельных отношений, жилищных прав граждан, отношений, связанных с государственным кадастровым учетом объектов недвижимого имущества и государственной регистрацией прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ними, технического регулирования в сфере строительства в целях реновации жилищного фонда в городе Москве» - это, по сути, наделить столицу РФ (с ограниченными представительскими функциями) «особым правом» регулировать отношения, регулируемые Градостроительным кодексом, ЖК РФ, Земельным кодексом, что противоречит статьям 71 и 72 Конституции РФ.
Под статусом субъекта РФ обычно понимается "совокупность полномочий, прав и обязанностей или система государственно-правовых компетенций в осуществлении им власти на своей территории в качестве субъекта правоотношений с Федерацией и другими государственными образованиями". Нормы, определяющие основы статуса субъекта РФ, отражены в конституционном законодательстве, что и характеризует данный статус как конституционный, т.е. юридически закрепленный на высшем конституционном уровне. В соответствии со статьей 66 Конституции РФ статус субъекта РФ может быть изменен исключительно Федеральным конституционным законом, а не федеральным законом.
Более того, режим сноса аварийного жилья в проектируемом законопроекте не пересекается с режимом, определяемым реновацией (это, очевидно, поскольку в статью 174 ЖК РФ не вносятся изменения), что противоречит не только поручению Президента РФ в Указе №600, но и путает понятие реновации, определенной в Стратегии с понятием в проектируемом законе, что, в свою очередь, размывает цель поручения и предмет законопроекта.
В отсутствие факта аварийности жилья и изъятия земельного участка для государственных нужд (последующая застройка за счет средств бюджета), попытки ввести новое основание для упрощенного изъятия имущества для передачи частным инвесторам представляют собой непропорциональное, произвольное, не продиктованное объективной необходимостью, носящей исключительный характер, ограничение права собственности на объекты жилищных прав (нежилые помещения), вмешательство в частные дела и нарушением Конституции Российской Федерации (статья 55, части 2 и 3).
6. В соответствии со статьей 174 Жилищного Кодекса РФ «В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции средства фонда капитального ремонта используются на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома в соответствии с частями 10 и 11 статьи 32 настоящего Кодекса по решению собственников помещений в этом многоквартирном доме, а в случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и соответственно изъятия каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений.
7. Таким образом, использование средств капитального ремонта в целях «реновации» и сноса «пятиэтажек», не признанными аварийными в установленном законом порядке, будет считаться, как нарушение Жилищного Кодекса РФ.
8. «Утверждение программы реновации», как полномочие столицы (в проектируемых нормах), не позволит данный законопроект распространить на субъекты Российской Федерации впоследствии, и тем самым потребует принятия отдельного закона, что повлечет избыточную нормативность, а не решение социально-экономической задачи.
9. По правилам разработки законопроектов название должно соответствовать предмету закона. Изменения в Закон о статусе столицы подразумевает изменения внешнего облика столицы и только столицы. Реновация, как замена старого жилья - это проблема, касающаяся всех субъектов РФ и не может быть предметом изменений в Закон о статусе столицы.
10. Владимир Путин заявил, что поручает Правительству РФ "совместно с регионами выработать постоянно действующие механизмы расселения аварийного жилого фонда и запустить их с 1 января 2019 года". Он также предложил продлить на переходный период работу Фонда жилищно-коммунального хозяйства, который "в целом доказал свою эффективность". Президент РФ подчеркнул, что проект закона по этому вопросу в правительстве уже проработан и готов к принятию, поэтому будет внесен до 1 июля 2017 года.
11. Предложение : можно прописать все проблемы и их быстрые решения с аварийным, ветхим жильем, коммуналками, общежитиями, а также домами первого индустриального домостроения в законопроекте, который и можно принять рамочным (для Российкой Федерации) и дать в нем определение «реновации». Это правительственный законопроект, рассчитанный на эффект охвата всех субъектов по единой проблеме. А то, что было внесено Москвой-необходимо отклонять, это понятно, уже по реакции Президента РФ, экспертного сообщества и граждан (прошли уже три митинга с одним и тем же требованием), идет сбор подписей, вкупе их порядка 100 тысяч-вполне достаточно для отклонения.

Рыхтикова Лина Юрьевна - 8(966)383-40-60
к.ю.н

https://www.facebook.com/groups/605672769637972/permalink/663874783817770/



Ответить на сообщение
Автор Пуденко Сергей Время 30.05.2017 22:09:18
Тема Re: 29-ое
Рубрики В стране и мире;

Тема

Поместить в корень <b> </b> <i> </i> <s> </s> <u> </u> <pre> </pre> <li> 

Ё  Ж  Й  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  ё  ж  й  ч  ш  щ  ы  ь  э  ю  я