Будем описывать всеобщую и личностную историю как последовательность разрешенных проблем.
Каждая проблема в логическом смысле представляет собой диалектическое противоречие.
Проблемы существуют объективно, вне зависимости от того, что он них думают отдельные люди и человечество в целом и вообще знают ли они о них - противоречия присущи самой реальности, а не способу её описания.
Проблемы не являются независимыми - можно попытаться описать взаимосвязь проблем в виде некоторого сложно устроенного графа.
Выбор при принятии решений задает последовательность обхода узлов графа.
Детерминированы не сами решения, а причинно-следственные связи между ними.Обратное было бы фатализмом.
Сложность общества как среднее число людей, труд которых используется в деятельности каждого отдельного человека не убывает.
Уничтожение разделения труда заключается не в упрощении общества, в его максимальном усложнении, так чтобы труд каждого стал подлинно всеобщим Уничтожается частичный характер труда, когда человек намертво привязан к определенному месту в общественном разделении труда.
Уничтожить отчуждение руда означает возможность свободно выбирать проблему для решения. Присвоение природы человеком оказывается его же самоотчуждением. Задача состоит не в том, чтобы отказаться от присвоения природы, а в том чтобы присваивать её не отчужденным способом.
Капитализм это не индустриальное общество, а его основное противоречие.