Рецензия на книгу: Семенов Ю.И. Введение в науку философии. Кн.1. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания.- М., Книжный дом “Либроком”, 2013.
Ю́рий Ива́нович Семёнов (род.5.9.1929, г.Свердловск, СССР) — советский и российский историк, философ, этнолог, специалист по философии истории и истории первобытного общества.[1]
Впервые я узнал о Юрии Ивановиче Семенове около 10 лет назад, на одном из сетевых форумов, где, как водится, зашёл разговор о “замшелом” марксизме. Один из участников - выпускник МФТИ, сказал – хорошо, не хотите говорить о “замшелом” – познакомьтесь с творческим, настоящим марксизмом, курс которого читает в МФТИ (Физтехе) Юрий Иванович Семенов. Потом было знакомство с его статьями, имевшимися в сети, чтение первой книги – “Философии истории”[2], походы в публичную библиотеку, чтение его ранних и редких работ, а потом и несколько личных встреч, итогом которых стало несколько опубликованных в сети интервью[3] с последним великим философом и историком 20-го века и первым – века 21-го. Это нисколько не преувеличение, – научный вклад Ю.И.Семенова, на мой, конечно, любительский взгляд, по значению сопоставим с вкладом великих классиков философии. Вот только краткий перечень результатов его более чем 50-летней научной работы:
-Политическая экономия -открытие двух, помимо технологического, способов повышения уровня производительных сил общества – темпорального и демографического[4]; -создание теории крестьянской экономики[5]; -создание теории политарной(азиатской) экономики[6] -создание теории экономики общественно-экономической формации – первобытно-коммунистической и первобытно-престижной[7] -Философия истории -создание глобально-стадиальной концепции смены общественно-экономических формаций[8] -История, история первобытности -открытие единого процесса антропосоциогенеза[9]; -решение неандертальской проблемы[10] -реконструкция возникновения института брака и семьи в истории человечества[11] -Этнография -разработка теории этноса и этнических процессов, нации и национальных движений[12]
Встречаясь с Юрием Ивановичем, я, конечно, всегда спрашивал его о творческих планах, и, последние 10 лет он отвечал одинаково – “Если будет время, здоровья и возможность, я попытаюсь написать работу «Введение в науку философии», в которой будет дано систематическое изложение всех чисто философских проблем и, прежде всего, вопросов теории и предельно общей методологии познания”[13]. Сейчас более чем 10-летняя огромная работа Ю.И.Семенова дала первые результаты – вышли из печати 6 томов цикла “Введение в науку философии”[14], “представляющего собой систематическое изложение всех без исключения важнейших проблем философии”[15]. Объем работы просто поражает – почти сотня (точнее, 98) авторских листов, - для людей, далёких от книгоиздания, можно сказать более понятно - почти 4 миллиона знаков, объем целого тома Большой Советской энциклопедии, причем написанных не тремя сотнями специалистов – а одним, но зато каким! Недаром знаменитый наш этнолог, академик Ю.В.Бромлей - директор Института этнографии, где долгое время работал Юрий Иванович Семенов, сказал[16] как-то, что “Юрий Иванович – не человек… Это научно-исследовательский институт…”. Конечно, невозможно не только в короткой рецензии, а даже в большой обзорной статье дать изложение хотя бы основных моментов всего цикла “Введение в философию” – но можно сказать первые несколько слов об этом выдающемся труде. Первая книга цикла является вводной, основные вопросы, обсуждающиеся в ней – является ли философия наукой, каково ее место в системе человеческого знания. Ю.И.Семенов придерживается мнения, что науку в системе человеческого знания выделяет особый предмет, который она изучает, пусть и совместно с другими науками. И уж тем более наукой является такая область настоящей, то есть направленной на выявление истины, познавательной человеческой деятельности, предмет которой изучает только она и никакая другая. И такой предмет исследования у философии есть. Все остальные науки исследуют и стремятся выявить истину о своём предмете исследования – физики о природе, биологи – о жизни, и только одна наука – философия - имеет предмет исследования - саму истину, или истину об истине. Иными словами, философия не может быть ничем иным, как наукой о самом процессе познания и его конечном результате. Но не только. Философия, помимо научных целей ставит перед собой и методологические – являясь учением о методе научного познания, она даёт исследователю приёмы, которые только и способны привести его к истине, а не к заблуждению. “Итак”,- говорит Ю.Семенов, - “философия есть наука об истине, теория познания истины, логика разумного мышления и всеобщий метод познания истины”[17]. Конечно, после определения философии как науки, нельзя обойтись и без определения ее предмета – истины, первое, оно же и классическое, определение которой дал древнегреческий философ Платон – “…тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину…”[18]. Попытка же подробнее рассмотреть определение истины приводит нас к понятию “мира” и “сознания”, или к великому основному вопросу философии. Его много раз пытались объявить псевдовопросом, несущественным, ненужным, просто некорректным, как модно выражаться сейчас, - видимо, только потому, что первым со всей определённостью его сформулировал один из основоположников философии диалектического материализма Фридрих Энгельс[19]. Тем не менее, история развития философской мысли неизбежно требовала от всех учёных-философов необходимости так или иначе ответить на основной вопрос философии, вольно или невольно, предъявляя свой ответ на всеобщее обозрение или пытаясь его замаскировать. Что первично – материя или сознание? Возможны 4 варианта ответа – если философ выбирает ответ “материя” – он приверженец материалистической философии, признающей первичность материи и вторичность сознания. Любой из трёх других возможных ответов (первично сознание; сознание и материя равнозначны или тождественны; вопрос некорректен или не имеет смысла) приводит исследователя на сторону идеализма, открытого (объективного или субъективного) или скрытого (дуализма или феноменализма(агностицизма)). Значительная часть истории философской мысли, от самых истоков и до конца XIX века, как раз и была историей борьбы двух течений в философии - материализма и идеализма. В процессе этой борьбы стороны оттачивали и совершенствовали свои аргументы, ставя перед оппонентами труднейшие вопросы и бросая им вызов. Ю.И.Семенов в первой книге цикла рассматривает некоторые основные возражения, аргументы философов-идеалистов, как объективных, так и субъективных, стремившихся показать, что мир созидается духом, абсолютным или отдельных людей. Например, наиболее известный философ-субъективный идеалист, английский епископ Джордж Беркли, пытаясь парировать возражение материалистов – если все вещи и предметы существуют только тогда, когда я их воспринимаю, ощущаю, как объяснить, что часы продолжают идти, даже когда я вышел из комнаты, где они находятся? – вынужден был принять допущение, что, кроме одного мыслящего духа (сознания, человека), создающего все вещи силой своего восприятия, существуют и другие сознания (мыслящие духи), которые берут на себя поддержание существования вещей, когда первый дух их не воспринимает.[20] Очевидно, что Беркли здесь демонстрирует непоследовательность – ведь если кроме моего сознания существуют и другие – тем самым они существуют объективно, вне и независимо от моего сознания, что противоречит основному принципу солипсизма, отождествляющему сознание и мир. Но не все аргументы философов-идеалистов так легко подвергнуть критике. Джордж Беркли отрицал и существование материи, говоря, “Единственная вещь, существование которой мы отрицаем, есть то, что философы называют материей или телесной субстанцией.”[21] Беркли обратил внимание, что, даже если встать на точку зрения материализма, «… в настоящее время бесконечная делимость материи признается всеми… Из этого следует, что каждая часть материи содержит в себе бесконечное множество частей, не воспринимаемых в ощущениях. Поэтому причина, вследствие которой единичное тело представляется нам в конечном размере или обнаруживает ощущению только конечное число частей, заключается не в том, что оно не содержит их более (так как оно должно само по себе содержать бесконечное число частей), а в том, что ощущения не имеют достаточной остроты для их различения. По мере того как ощущение становится острее, оно постигает большее число частей предмета, т.е. предмет является большим и его форма изменяется, так как части по его краям, которые раньше были невоспринимаемы, теперь оказываются его линиями и углами, весьма отличающимися от тех, которые были восприняты в менее острых ощущениях. И, наконец, тело должно показаться бесконечным после различных изменений в величине и очертаниях, когда ощущение станет бесконечно острым. Во время этих процессов изменение происходит не в теле, а только в ощущении. Следовательно, каждое тело, рассматриваемое само по себе, бесконечно протяжённо и, стало быть, не имеет очертания и формы. Из этого следует, что если даже допустить вполне несомненное существование материи, то сами материалисты будут вынуждены на основании своих собственных принципов признать, что ни единичные ощущаемые тела, ни что-либо подобное им не могут существовать вне духа. Материя, говорю я, и каждая ее часть, согласно их принципам, бесконечны и бесформенны, и лишь действием духа образуется все то разнообразие тел, которое составляет видимый мир, причём каждое из них существует, пока воспринимается»[22] Можно проиллюстрировать аргумент Беркли на примере, скажем, такого предмета, как облако. Что такое облако в восприятии человека? Это вполне себе зримый предмет, с довольно четкими границами, представляющий собой взвесь капелек воды и водяного пара, плавающих в атмосфере. Особенности человеческого зрения позволяют увидеть границы у этой взвеси, позволяют воспринимать ее отдельно от других взвесей, то есть видеть не только одно облако, но и облака и их взаимное перемещение. Но представим себе, как ту же взвесь, которая образует облако в восприятии человека, видит орел, зрение которого, по некоторым оценкам, способно с высоты полета различатьотдельные песчинки на земле. На на месте облака, наблюдаемого человеком, орел увидит лишь множество капелек воды и пара разных размеров, и уж, во всяком случае, проведет границы этого облака совершенно иначе, предмета “облако” в восприятии орла или вовсе не будет, или он будет выглядеть совершенно по-иному, чем в восприятии человека. Разумеется, рассуждение относительно облака можно повторить и для любого другого предмета, например, стула – будь наше зрение беспредельно острым, мы не увидели бы никаких резких границ между молекулами веществ, составляющих клетки древесины – материала стула, и молекулами воздуха, еще и потому, что эти молекулы постоянно менялись бы местами, воздух проникал бы в стул, а молекулы клеток древесины – проникали в воздух, донося до человеческого обоняния запах дерева. Иными словами, мы, на первый взгляд, увидели подтверждение тезису Беркли, что предметы из того неисчерпаемого и бесконечно делимого субстрата, который материалисты называют материей, выделяются восприятием живых существ - людей и животных. Именно в восприятии живых существ предметы получают свои формы и границы. И то, какими они выделяются этим восприятием, определяет, какими предметами они будут. В восприятии орла не будет предмета-облака, но оно будет в восприятии человека. Так существует ли объективно такой предмет как облако? Последовательному материалисту не остается ничего иного, как сообщить епископу Беркли, что он отчасти прав в своем возражении – материя не составлена из предметов, так как то, какими представляются восприятию живого существа те или иные предметы определяется точностью, остротой, скоростью этого восприятия, могущего быть различным у различных живых существ, а, значит, и набор предметов, выделяемых из материи будет различным для различных существ. Но это не значит, что не существует материи. Материя – основа, объективная реальность, которая только и дает возможность существования предметов в восприятии людей и животных. Материалист отметит, что материя - тот неисчерпаемый и бесконечно делимый субстрат, имеющий нерегулярную структуру, определенные неоднородности некоторого участка которого, объективно существующие, позволяют одному живому существу (человеку) воспринимать их как облако, а другому (орлу) – как мириады отдельных капелек водяного пара. Более точно и подробно епископу Беркли возразил известный физик, доктор физико-математических наук В.Б.Губин (его неоднократно цитирует Ю.И.Семенов во многих книгах цикла[23]) в своей работе “Физические модели и реальность” “Беркли приписывает материализму обязательность представления о самостоятельном существовании отдельных, чётко отграниченных от «другого» вещей, что при неисчерпаемости и бесконечной делимости материи невозможно. Он верно попал на уязвимый пункт метафизического материализма, так как вещей «в форме объекта» и в самом деле нет - метафизический материализм в целом несостоятелен. «Тело, рассматриваемое само по себе», не может быть чем-либо отличным от всей материи, соответственно, должно быть неограниченным и единственным. Самих по себе единичных вещей и тел с определёнными границами нет - материя не составлена из предметов”[24]. Но В.Б.Губин – не профессиональный философ, а ученый-физик, поэтому хотелось бы услышать и точку зрения Ю.И.Семенова на этот счет, или, возможно, более аргументированный разбор возражений Беркли против материализма. Как и любая настоящая наука, философия делала и делает великие открытия, к числу которых относятся открытие факта существования внешнего мира не только вне сознания, но и в сознании человека[25] и открытие существования в объективном мире не только отдельных, конкретных вещей и событий, но и общего, которое можно зреть только умом, а не чувствами.[26] И все же основным итогом, величайшим открытием философии от истоков и до нашего времени, является открытие социальной материи, того источника общественных идей, которое определяет то, какими будут все отношения в человеческом обществе, какими побуждениями будут руководствоваться люди и вообще, в конечном итоге, какими они будут сами. Ни один детектив или приключенческий роман не сравнится по занимательности с излагаемой Ю.И.Семеновым историей трудных, но невероятно интересных приключений мысли величайших умов человечества на пути, позволившем им создать диалектический материализм – “первый в истории филофской мысли достроенный доверху, в равной степени объемлющий и природу, и общество, материализм”[27]. Я кратко, неизбежно крупными мазками, попытался изложить основные мысли только первой книги цикла “Введение в науку философии”, анализ же и изучение остальных книг – дело будущего, но уже сейчас ясна огромная важность этого фундаментального труда замечательного русского ученого и философа – Юрия Ивановича Семенова для всего дальнейшего развития философии и научного мировоззрения вообще. Карл Маркс в своей “Критике политической экономии” сказал, что “…буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества”[28]. Думаю, не будет преувеличением сказать, что создание диалектического материализма К.Марксом, Ф.Энгельсом, В.Лениным и первое систематическое изложение его Ю.И.Семеновым знаменует конец предыстории философии и начало подлинной её истории.
г.Челябинск, август 2013
[1] Семенов, Юрий Иванович, статья из Википедии - свободной энциклопедии, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 [2] Ю.И.Семенов. Философия истории. – М.,Современные тетради, 2003, 776с. [3] http://orthomarxism.narod.ru/bibl/various/inter_20_10_2003.zip , http://orthomarxism.narod.ru/bibl/various/inter_16_10_2004.zip [4] Ю.И.Семенов. Введение во всемирную историю. Вып. 3. История цивилизованного общества (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.). М., Московский физико-технический институт. 2001. 206 с. [5] Ю.И.Семенов. Общая теория традиционной крестьянской экономики (крестьянско-общинного способа производства) // Власть земли. Традиционная экономика крестьянства России XIX века - начала XX века. Т. 1. М., 2002. С. 6-175 [6] Ю.И.Семенов. Политарный («азиатский») способ производства: Сущность и место в истории человечества и России. Философско-исторические очерки. М., 2008 [7] Ю.И.Семенов. Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. Ч. 1-3 // Материалы к серии "Народы и культуры". Вып. ХХ. Экономическая этнология. Книга 1. М., Институт этнологии и антропологии РАН. 1993. 710, XXV с. [8] Ю.И.Семенов. Философия истории. – М.,Современные тетради, 2003, 776с. [9] Ю.И.Семенов. Как возникло человечество. М. Издательство "Наука". 1966. 576 с. [10] Д.Кропотов. Проблема неандертальцев в теории антропосоциогенеза Ю.И.Семенова http://left.ru/2004/14/kropotov113.html [11] Ю.И.Семенов. Происхождение брака и семьи, М., 1974 [12] Ю.И.Семенов. Общество, этнос, нация // Этнополитический вестник (Этнополис). 1995. № 4(10). С. 149-165. [13] Ю.И. Семенов Интервью журналу «Личность. Культура. Общество». Ответы на вопросы Ю.М. Резника. //Личность. Культура. Общество. 2004. Т. VI. Вып. 4. С. 322–340. [14] Ю.И.Семенов. Введение в науку философии в 6-ти книгах. Кн.1. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания. – М.,Книжный дом “Либроком”, 2013, 224 с.; Кн.2. Вечные проблемы философии: От проблемы источника и природы знания и познания до проблемы императивов человеческого поведения. – М.,Книжный дом “Либроком”, 2013, 344 с.; Кн.3. Марксистский прорыв в философии – М.,Книжный дом “Либроком”, 2013, 240 с.; Кн.4. Современные проблемы теории познания, или логики разумного мышления (умозримый мир в себе и для нас, факты, проблема, понимание и объяснение,идея, интуиция, холия, гипотеза, теория). – М.,Книжный дом “Либроком”, 2013, 304 с.; Кн.5. Проблема истины. Мышление, воля и мозг. – М.,Книжный дом “Либроком”,2013, 232 с.; Кн.6. Трудная судьба философии диалектического материализма (конец XIX-начало XXI в.) – М.,Книжный дом “Либроком”, 2013, 224 с. http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=173486 [15] Ю.И.Семенов. Введение в науку философии в 6-ти книгах. Кн.1. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания. – М.,Книжный дом “Либроком”,2013, 224 с.,с.7 [16] Ю.И.Муравьев. Рецензия на книгу: Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: Основные проблемы и концепции.– М.: Старый сад, 1999. – 382 с. http://web.archive.org/web/20050825180522/http://istmat.ru/index.php?menu=1&action=1&item=53 [17] Ю.И.Семенов. Введение в науку философии в 6-ти книгах. Кн.1. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания. – М.,Книжный дом “Либроком”,2013, 224 с., с.65 [18] Там же, с.66 [19] Там же, с.72-73 [20] Там же, с.118 [21] Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Беркли Дж. Сочинения, М.,1978 http://www.koncheev.narod.ru/berkly.htm [22] Там же. [23] Ю.И.Семенов. Введение в науку философии в 6-ти книгах. Кн.6. Трудная судьба философии диалектического материализма (конец XIX-начало XXI в.) – М.,Книжный дом “Либроком”, 2013, 224 с., с.138; Кн.4. Современные проблемы теории познания, или логики разумного мышления (умозримый мир в себе и для нас, факты, проблема, понимание и объяснение,идея, интуиция, холия, гипотеза, теория). – М.,Книжный дом “Либроком”, 2013, 304 с., с.171; [24] В.Б.Губин. Физические модели и реальность (Проблема согласования термодинамики и механики)" - Алматы, 1993. 231 с. http://entropy.narod.ru/AG4P6.HTM [25] Ю.И.Семенов. Введение в науку философии в 6-ти книгах. Кн.1. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания. – М.,Книжный дом “Либроком”,2013, 224 с., с.65, с.122 [26] Там же, с.122 [27] Там же, с.111 [28] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6-8. Цит. По http://scepsis.net/library/id_642.html#a11