От Кактус Ответить на сообщение
К Alex~1 Ответить по почте
Дата 25.12.2009 12:49:34 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

Re: Спасибо за...

Попробую написать то же что Сергей Павлович, но простым языком, если получится.

Слово – знак, термин – определение (абстрактное логическое), понятие – отражение в сознании чувственно познаваемой практики (конкретное диалектическое единство логического и чувственного, термина и его смыслового поля), категория – понятие, содержащее в себе закон. Термин формализован и один для всех (общее). Отношения между терминами описываются логикой. Понятие неформализуемо и индивидуально (частное). Отношения между понятиями описываются диалектической логикой. Проблема формализуемости диалектической логики лежит не в плоскости математики, которая оперирует термами (определениями с одним признаком, это математики подправят), а в плоскости методологии конкретных наук, т.е. практической философии, которая не научилась выражать чувственную составляющую понятия, соединять частное и общее.

Абстрактные модели оперируют терминами, конкретное мышление – понятиями. Понятие отражает класс вещей (множество как объем понятия). Понятие определяется через другие понятия. Поэтому понятия смыкаются зыбкими неопределенными границами, заполняя собой поле мышления, создавая видимость всеобщей связи и отсутствия пробелов в знании. Совокупность понятий образует научную теорию – систему в которой понятия различаются по качеству и выводятся из других через восхождение от абстрактного к конкретному (иерархические ряды понятий как вложенных классов). Научная теория имеет устойчивую парадигму определяемую диалектикой метода исследования и аксиоматики. Поступательное развитие научной теории возможно только через заполнение данной парадигмы, после чего необходимо обновление смена теории (парадигмы) в целом (научная революция).

Концепт – философская форма (совокупность внутренних устойчивых связей) категории, описывающая действие закона, развертывание внутренне присущего категории противоречия, которое разрешаясь заставляет закон действовать. Концепты образуют философский скелет научной теории. Они не фиксируют, как понятия, различия между классами вещей по качеству или между понятиями по степени абстракции, а - между предметами понятий (сущностями) по мощности. Концепт оперирует с предметностью (сущностью), ее различием (качеством) и мощностью (интенсивностью качества) классов. Концепт определяется не через другие концепты, а через заложенное в нем противоречие, сам через себя. Поэтому концепты не образуют рядов и сомкнутых групп, а концептуальное поле мышления выглядит как пустыня с редкими оазисами. (Естественно, оазисы заселяют ребята получающие статусную ренту за звание философов, а в пустыне кочуют сумасшедшие вроде Ницше.) С другой стороны концепт не существует сам по себе. Есть система концептов в которую включен концепт который для нас сейчас является центральным.

Еще Аристотель знал категории и знал обязанность философа открывать законы. Но только Делез ответил на вопрос – как открывать законы? Очень просто – делайте концепты. Создать категорию невозможно, они складываются тысячелетней практикой. Возможно только последовательное шаг за шагом снятие заложенного в концепте противоречия: проблематизация (обнаружение противоречия), концептуализация (выявление взаимодействия противоречия с изменившейся предметностью), категоризация (новое формулирование категории).

Понятие отражает бытие вещи - срез потока действительного воспроизводства материальной жизни мышлением человека. Концепт отражает потенциал становления категории как понятия и как закона. Работа с концептами позволяет перейти к новой научной парадигме, создать новый, соответствующий изменившейся реальности облик научной теории, фактически новую модель. Что в полной мере относится и к марксизму с его центральными концептами труда и капитала.

Если время будет, попробую это проиллюстрировать на примере нашего любимого пролетариата. Критика приветствуется.