|
От
|
Пуденко Сергей
|
|
К
|
Пуденко Сергей
|
|
Дата
|
29.07.2009 18:30:25
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Re: Обратно свара"смерть...
>Подборка ссылок и наметки отпорных точек
>3 для затравки
> http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=13&url=http%3A%2F%2Felar.usu.ru%2Fbitstream%2F1234.56789%2F473%2F1%2Furgu0159Ds.pdf&ei=D8xvSojAEcGN_Aa796ihCQ&usg=AFQjCNE89VZTgGngVGY3U1WH-_UvXsNnzg&sig2=klfmE3pRYnT1S8lwuloqJQ
>продолжение следует
А.
http://www.situation.ru/app/j_art_699.htm
выходом может стать перевод концепции тотальности школы Альтюссера, включающей представление об участии идеологического уровня социальных практик в “сверхдетерминации” общественных отношений, из теоретической плоскости в методологическую . В рамках намеченного Грамши конкретно-исторического подхода к исследованию социальной организации гегемонии критическое понятие идеологии может служить средством анализа сложных системных взаимосвязей классового господства и неравенства, переплетенного с другими формами неравенства, смыслов и форм субъективности.
Б
в копилке файл с кусками из ТеорийПрибСтоимости (т.26) Маркса про Способ представления
https://vif2ne.org/vstrecha/forum/files/Presnja/(090729182143)_Metod_Rikardo_sostoit_v_sleduyuschem2.doc
ссылки по статье Бухарина
http://www.situation.ru/app/j_art_684.htm
Я ставил своей задачей также анализировать надстройки с точки зрения труда. Маркс недаром говорил об «интеллектуальном производстве» и «идеологических сословиях» (ideologische Stande). He буду говорить здесь о практическом значении этих вопросов специально для нашего времени и специально для нашей партии. Ограничусь чисто теоретической мотивировкой такого «аспекта».
Во-первых. Такая точка зрения прекрасно освещает вопрос'о соотношении материального производства с производствами «интеллектуальными» и наглядно демонстрирует всю нелепость «сплошной» постановки вопроса и в этой области (все «полезное» - производство); в частности, при таком решении вопроса ясно, что интеллектуальный труд постоянно как бы вытекает и затем обособляется от материального производства; казуистические хитроумные вопросы относительно категорий, лежащих на самой границе этих областей, методологически отпадают совершенно так же, как якобы «ужасные» вопросы о промежуточных социальных группировках и других текучих величинах.
Во-вторых. Такая постановка вопроса позволяет объяснить необходимость как. появления тех или иных видов надстроечного труда, так и своеобразную диспозицию различных отраслей этого труда, т. е. относительные размеры их в данном обществе (такие вопросы, как, напр., вопросы пропорции между материальны» и нематериальным трудом; о пропорции между различными видами «духовного» труда и т. п., мне кажется, ранее не ставились вообще; между тем это необходимо для объяснения целого ряда существеннейших явлений; ср., напр., практическую ценность для нас вопроса о материальном производстве и административно-бюрократическом аппарате).
8. «Способ представления» и формирующие принципы общественной жизни.
Я считал своей теоретической обязанностью поставить на первый план забытое всеми положение Маркса о «способе представления» («Vorstellungsweise») 14. Не подлежит никакому сомнению, что это понятие было у Маркса понятием, соотносительным со «способом производства». Другими словами, определенному способу производства соответствует, определяясь им, и адекватный способ представления. Маркс не разработал вопроса о способе представления так же логически ясно и точно, как вопрос о способе производства. Но из его отдельных замечаний (напр., о том, что нужно разработать вопрос об «интеллектуальных сословиях» и т. д. и т. п.) совершенно ясно вытекает, как он смотрел на постановку этих проблем. Этим решается вопрос о едином основном «стиле» общественной жизни снизу доверху и об исторически относительном характере всяких и всех идеологий, взятых не с точки зрения отдельных их положений (которые могут быть вечны), а с точки зрения типов связи между ними, тех особых принципов координации, которые и составляют конститутивный признак понятия о «способе представления».
...
14 К. Маркс неоднократно использует в «Капитале» понятие «способ представления» (см.: Маркс К,., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 25, ч. II, с. 410; т. 26, ч. I, с. 74, 134; ч. II, с. 178, 642; ч. III, с. 274).- 46.
http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1891471
УЧЕНИЕ МАРКСА
И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ '
1933 г.
Теория познания марксизма, как это следует из всего предыдущего, имеет свои совершенно, исключительные особенности, потому что ее исходные пункты непохожи на исходные пункты других философских концепций, в том числе и материалистических: другой объект, другой субъект, другое соотношение между ними. Теория познания марксизма социологична. ее абстракции суть абстракции совершенно иного логического порядка, чем обычные абстракции философии. В связи с этим перед марксизмом стоит и особая проблема о формах знания, являющихся производными от форм материальной жизни; другими словами, если определенному "способу производства" соответствует определенный "способ представления", то эта проблематика "способа представления" в ее связи с исторически классовым субъектом, носителем того или иного "способа представления", есть проблематика sui generis *". Отношение между социально обусловленным способом представления и степенью адекватности
познания заключается в общем и целом в том, что класс, являющийся носителем более высокого способа производства (т. е. такого способа производства, где производительные силы более могущественны, где процесс овладевания природой идет более интенсивно и производительность труда выше), является и носителем более высокого "способа представления" (т. е, такого способа представления, который позволяет более быстро и более адекватно познавать объективный мир).
http://www.marxists.org/archive/bukharin/works/1933/teaching/2.htm
Social man is above all, not an animal rationale, but homo faber, a tool-making animal. Thus the first premise is the "bodily organisation of individuals and the connection with nature given thereby". The production of the means of life and means of production is the production of material life. But this production is not the mechanical juxtaposition of separate labouring individuals, but production of which the subjects are social individuals in a definite type of social connection. The types of this connection are explained by empirical observation. This is the "productive relations", the main social division (in class society, division in the first place into classes), that basis on which the political, moral, philosophical, religious, etc., "superstructure" grows up. Practice engenders theory, material production gives off spiritual; the latter, with the growth of a manifold division of labour and the fixation of the divided functions in classes (which are distinguished from one another by their relationship to the means of production, in the first place by their position in the process of production and distribution), is relatively split off from its foundation and creates the illusion of sovereign independence in the consciousness of its agents. So there arises the illusion of an "independent" history of religion and morality, of law and philosophy, of science and art, etc. Men, social-historical men "as they are conditioned by the means of production of their material life", "are the producers of their own imaginings, ideas, etc."19) The latter are thus "the ideological reflections and expressions of this vital process".20) Which far from excluding, on the contrary, presupposes their active character. Thus society acts on the arena of history in its concrete historical definitiveness. Its productive forces (the unity of means of production and labour power), its economic structure corresponding to the technical production basis and the level of productive forces; its state organisation, its "mode of presentation", comprise a definite morphological unity. So this historical social whole (Totalita"t) appears as a concrete subject of history with a multitude of its own concrete qualities and corresponding definitions. The task of science is "to represent the whole thing in the aggregate and therefore the reaction of these different aspects on one another". But all this aggregation of influences and connections has its material basis even for the cloudiest sublimations: the material mode of production and consequently, in movement, the process of direct material production of life, active social practice, which gets its expression in social consciousness.
...