|
От
|
Monco
|
|
К
|
Кактус
|
|
Дата
|
28.03.2009 23:45:11
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Только сегодня прочитал у Ильенкова.
>>Вот так говорить не надо, иначе м можно уподобиться абстрактно мыслящим солидаристам, навешивающим на марксизм или термодинамику с эволюцией кучу прилагательных, которые ничего конкретного не выражают кроме эмоционального отношения самих солидаристов к этим теориям . Надо говорить «Марксова парадигма исчерпала себя в...», а далее те конкретные моменты в которых она себя исчерпала и способ исчерпания. Например, марксова теория не позволяет осуществить критическую рефлексию советского опыта, потому как не содержит, не может и не должна содержать положительное конкретное определение социализма, но марксов метод позволяет построить критическую теорию линейной форму социализма как часть полилогической теории.
>
>Кун описывал эпистемическую сторону парадигмы как дисциплинарную матрицу, включающую:
>1) символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык, характерный для конкретной научной дисциплины;
>2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания;
>3) ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания.
>Для марксизма это:
>1) язык – категории и концепты;
>2) аксиоматика и поле - ограниченная аксиоматикой область применения внутри которой построенная на основе парадигмы теория верна;
>3) диалектика и материалистическое понимание истории, философия практики;
>4) ценности просвещения.
http://caute.2084.ru/ilyenkov/texts/dl/09.html
Вопрос этот действительно все более и более отчетливо выступает перед Лениным как «очень важный». Дело в том, что кантианское – общераспространенное в то время – понимание логики как части теории познания вовсе не оставалось отвлеченной философско-теоретической конструкцией. Кантианская теория познания определяла [196] границы компетенции науки вообще, оставляя за ее пределами, объявляя «трансцендентными» для логического мышления, т.е. для теоретического познания и решения, самые острые проблемы мировоззренческого плана. Но в таком случае не только допустимым, но и необходимым становилось соединение научного исследования с верой в составе мировоззрения. Именно под флагом кантианства как раз и хлынула в социалистическое движение ревизионистская струя, начало которой положили Э. Бернштейн и К. Шмидт. Кантианская теория познания тут прямо ориентировала на «соединение» (а реально – на разжижение) «строго научного мышления» (мышление Маркса и Энгельса, по Бернштейну, не было строго научным, так как его испортила туманная гегелевская диалектика) с «этическими ценностями», с недоказуемой и неопровержимой верой в абстрактные постулаты «добра», «совести», «любви к ближнему», ко всему «роду человеческому» без изъятия и т.д. и т.п.
Колоссальный вред, нанесенный проповедью «высших ценностей» рабочему движению, заключался, разумеется, не в разговорах о том, что совесть – это хорошо, а бессовестность – плохо и что любовь к роду человеческому предпочтительнее ненависти к оному. В таком случае эта проповедь ровно ничем не отличалась бы от воскресных проповедей, звучавших в любой церквушке. Принципиальный вред кантианской идеи соединения науки с системой «высших» этических ценностей заключался в том, что она ориентировала саму теоретическую мысль на совершенно иные пути, нежели те, на которых развивалось учение Маркса и Энгельса. Она намечала и для социал-демократических теоретиков свою, кантианскую стратегию научного исследования, смещала представления о магистральной линии развития теоретической мысли, о тех путях, на которых можно и нужно искать научное решение реальных проблем современности. Кантианская теория познания прямо ориентировала теоретическую мысль не на анализ материальных, экономических отношений между людьми, которые образуют фундамент всей пирамиды общественных отношений, а на построение надуманных «этических» конструкций, абсолютно бесполезных (если не вредных) для рабочего движения.
Впрочем, совмещение марксизма с куновским позитивизмом Вы лично можете считать признаком "широты" взглядов.
Ваши утверждения про то, что "стоимость порождается рынком в процессе обмена" и всё такое прочее комментировать не буду - сколько можно!