От Василий Бардов
К Глеб Бараев
Дата 11.06.2004 13:34:00
Рубрики Прочее;

Re: Большое спасибо, готов поделиться.

===нет оснований говорить о злоумышленном разоружении полка

Я в отличие от Долгушина и его однополчан конечно далек от предположения о злоумышленном разоружении Павловым либо кем бы то ни было полка.

А моя версия - единственное, что прихдит на ум, если строить предположение с точки зрения логики - это на мой взгляд Павлов мог испугаться, узнав и окончательно убедившись о том, что старый польских аэродром в захолустных Сувалках забит ударными самолетами (бомберами) до отказа (Долгушин приводит цифру - порядка 200, в отличие от 20 истребителей, которые обычно там "сидели").
Так вот по видимому Павлов испугался, как бы сами наши летчики не взяли инициативу в свои руки и не начали сбивать "гостей", которые летали над нашей территорией регулярно. Ведь по словам Долгушина их Новы Двур находился порядка 15-17 км от границы.
Ну а точку зрения самого Долгушина Вы знаете. Хочу добавить, что прочитав не известное мне ранее интервью с ним (предоставленное мне Марком Солониным) припоминаю, что когда наши летчики вместо того, чтобы летать ехали в Москву на машинах, то всю дорогу слово "Предательство!" не выходило из головы каждого из них - когда им пришлось просто бросить на аэродроме в Лиде порядко 100 самолетов, половина из которых еще была во вполне исправном состоянии.

===Думаю, что собака зарыта в том, как полк провел предшествующую неделю. Вы об этом Долгушина не расспрашивали?

Честно говоря "не доезжаю", на что Вы намекаете. Специально не спрашивал, а сам Долгушин ни о чем сверхестественном за последнюю неделю кроме визита Павлова и московской комиссии не рассказывал.
Но эти 2 события тоже запомнились ему хорошо.
А ни о каком:
- частичном разоружении полка с целью пополнения пушками и т.п. авиапрома и
- якобы ожидавшемся перевооружении полка на что-то еще более новое
Долгушин даже не заикался.


От Глеб Бараев
К Василий Бардов (11.06.2004 13:34:00)
Дата 12.06.2004 11:29:00

Re: Большое спасибо,...

по возможности распросите Долгушина о том, что происходило в полку с 10 по 21 июня


От Василий Бардов
К Глеб Бараев (12.06.2004 11:29:00)
Дата 17.06.2004 22:18:00

Что могло происходить в полку Долгушина

Вы наверное Глеб имеете в виду нечто вроде этого:
http://www.iremember.ru/infantry/vinogradov/vinogradov_r.htm

"Виноградов Владимир Алексеевич, 1921 года рождения. Ветеран Великой Отечественной войны. В Красной Армии с осени 1939 г. Воевал на Юго-Западном фронте в звании заместителя политрука с 22 июня по 30 июля 1941 г. Был тяжело ранен. Демобилизован по ранению. В настоящее время - известный ученый, академик Российской Академии наук".

"Война меня застала в Ровно. Она не была неожиданной. Примерно дней за десять до начала войны в полках дивизии по утрам начались тревоги. В пять-шесть часов утра мы выезжали, делали бросок на машинах в сторону границы, - а тогда я служил уже в механизированной дивизии, которая входила в 22-й механизированный корпус, - затем возвращались обратно в казармы, завтракали и приступали к обычным полевым занятиям. Некоторые части 5-й армии, в которую входил корпус, были расположены около самой границы. Оттуда поступали сведения о ситуации на другом берегу пограничной реки, в районе г.Владимир-Волынского. Сведения эти были тревожными, сообщалось, что на другом берегу сосредотачиваются немецкие войска, все время наблюдается движение, используются оптические приборы для наблюдения за нашей территорией. Были нарушение границы немецкими самолетами. Все это создавало обстановку напряженности. Ночью через Ровно проходили воинские части, летели над Ровно самолеты в сторону границы. Как потом выяснилось, они располагались на прифронтовых, приграничных аэродромах и просто больших полянах. Все это, естественно, подсказывало, что ситуация сложная, что могут быть в самое ближайшее время начаты военные действия. За несколько дней до 21 июня, где-то числа 12 или 13 июня было опубликовано сообщение ТАСС, в котором опровергалось, что немцы собираются на нас напасть. Но мы восприняли это опровержение как подтверждение того, что война приближается и до нее буквально осталось несколько дней. Я решил сходить в фотографию, сфотографировался и отослал домой свои последние фотографии. Фотографии эти уцелели.

За три дня до 22 июня пришел приказ повесить на ночь одеяла на окна, осуществить затемнение и спать в обмундировании. Разрешалось снимать сапоги и ремень. Личному составу были выданы боеприпасы и противогазы. Командный состав был переведен на казарменное положение. Вечером 21 июня командир полка подполковник Мкртычев созвал всех командиров и политработников и еще раз подчеркнул, чтобы никто не отлучался из части, с границы поступают самые тревожные сообщения, все может случиться".


От Василий Бардов
К Глеб Бараев (12.06.2004 11:29:00)
Дата 13.06.2004 16:13:00

О том, что происходило в полку Долгушина с 10 по 22 июня 1941 г.

А что Вы имеете в виду там должно/могло происходить кроме того, что он уже рассказал?
Насколько я помню:
- никаким перевооружением на новые СЛ там не пахло,
- были рутинные полеты в таком режиме "мирной жизни", что летали каждый день кроме воскресенья и уставали так, что сил и желания небыло не то что в Гродно (10-15 км) съездить, а даже сходить в клуб на станции в Новом Двуре (1,5 км),
- был приезд(или прилет) Павлова, Копца и Ганичева с приказом лететь на разведку в Сувалки,
- после нескольких полетов туда и установления нахождения там вместо обычных 20 истребителей порядка 200 бомберов, в тот же вечер Николаев отдает приказ Павлова о ПОЛНОм разоружении полка,
- затем приезжает московская комиссия во главе с каким-то полковником, которого Долгушин знал да забыл (но может и вспомнить). В комиссии был и испанских асс Якушин (который к стати умер всего пару лет назад), которого Долгушин "катал" на УТИ-4 (двухместном И-16) с целью проверки,
- на следующий день начинается война. Пролетает одиночный Ме-110, обстреливает аэродром, а затем приходит восьмерка Ме-109 с кассетными "лягушками", вырубает единственную полуторку со счетверенными "Максимами" и первым делом разваливают тот самый Ли-2, на котором туда прилетел Якушин и его компания. А дальше вы знаете.

Вот собственно и все, что у них происходило. Или Вы имеете в виду еще что нибудь?


От Глеб Бараев
К Василий Бардов (13.06.2004 16:13:00)
Дата 13.06.2004 20:49:00

Re: О том,...

//А что Вы имеете в виду там должно/могло происходить кроме того, что он уже рассказал?//
.
1. какие задачи отрабатывались в полетах
2. были ли учебные стрельбы
3. сколько было выходных и как их проводили
4. проводились ли учебные тревоги
5. прибывали ли в полк новые военнослужищие, в том числе - летный состав
6. откомандировывались ли из полка летчики для освоения новой матчасти


От Василий Бардов
К Глеб Бараев (13.06.2004 20:49:00)
Дата 14.06.2004 12:44:00

Приезд Павлова, Копца, Ганичева и Ко

Получил от Глеба Солонина еще 2 интервью с Долгушиным, раннее мне не известные - как раз "недостающее звено" моего интервью. Как разберусь с текучкой - добавлю их в свое скромное исследование и опубликую.
А что было дальше вы помните.


От Василий Бардов
К Глеб Бараев (13.06.2004 20:49:00)
Дата 14.06.2004 12:41:00

"А где и как вы жили в лагерях"?

БАРДОВ: "А где и как вы жили в лагерях"?

ДОЛГУШИН: «В палатках на краю аэродрома».

БАРДОВ: «Да, но вы же офицеры были»!

ДОЛГУШИН: «Ну и што?! В палатках все».

БАРДОВ: «И как солдаты жили?!»

ДОЛГУШИН: «Все в палатках по 6 человек».

БАРДОВ: «А когда «рабочий день» заканчивался вы как офицеры могли пойти куда-то за пределы части по своим делам»?

ДОЛГУШИН: «Ну а куда там пойти?! Если пройти 1,5 км до станции Новы Двур»…

БАРДОВ: С.Ф. видимо имеет в виду, что тогда там была ж/д станция. Сейчас ее и самой железной дороги там вроде нет, по крайней мере на атласе Гродненской обл. А с нашей стороны эта ж/д ветка говорят была разобрана лет 30 назад и сейчас на ее месте автодорога – В.Б.).

ДОЛГУШИН: «…там был клуб.
Но (за неделю – В.Б.) так налетаешься, что думаешь: черт с ним, с этим клубом»!

БАРДОВ: «А скажем в Гродно в увольнительные не пускали (тем паче что до окраины современного города было всего около 7-10 км)»?

ДОЛГУШИН: «Нет, нет».
БАРДОВ: «Даже офицеров»?!

ДОЛГУШИН: «Да некогда было! Мы летали чуть ли не каждый день»!

БАРДОВ: «Включая субботу и воскресенье»?!

ДОЛГУШИН: «Ну, в воскресенье был выходной, а в субботу – летали.


От Глеб Бараев
К Василий Бардов (14.06.2004 12:41:00)
Дата 14.06.2004 14:56:00

вот тут хотелось бы подробностей

летали каждый день - а какие задачи отрабатывали?
в воскресенье был выходной - а чем занимались?
а что по вечерам делали?
контакты с местным населением?
и т.д.


От Василий Бардов
К Глеб Бараев (14.06.2004 14:56:00)
Дата 14.06.2004 18:03:00

Re: вот тут...

===летали каждый день - а какие задачи отрабатывали?

Об этом я тоже уже писал, ну да ничего.
Выкладываю последний вариант.
Начало его вы только что видели, а вот продолжение, опубликованное раньше в другом месте рассказа Долгушина:

БАРДОВ: «А когда «рабочий день» заканчивался вы как офицеры могли пойти куда-то за пределы части по своим делам»?

ДОЛГУШИН: «Ну а куда там пойти?! Если пройти 1,5 км до станции Новы Двур»…

БАРДОВ: С.Ф. видимо имеет в виду, что тогда там была ж/д станция. Сейчас ее и самой железной дороги там вроде нет, по крайней мере на атласе Гродненской обл. А с нашей стороны эта ж/д ветка говорят была разобрана лет 30 назад и сейчас на ее месте автодорога – В.Б.).

ДОЛГУШИН: «…там был клуб.
Но (за неделю – В.Б.) так налетаешься, что думаешь: черт с ним, с этим клубом»!

БАРДОВ: «А скажем в Гродно в увольнительные не пускали (тем паче что до окраины современного города было всего около 7-10 км)»?

ДОЛГУШИН: «Нет, нет».

БАРДОВ: «Даже офицеров»?!

ДОЛГУШИН: «Да некогда было! Мы летали чуть ли не каждый день»!

БАРДОВ: «Включая субботу и воскресенье»?!

ДОЛГУШИН: «Ну, в воскресенье был выходной, а в субботу – летали.
Я начал войну имея налет 240 часов, это за 1940-1941 г. Летал: высоту освоил, строй, маршрут, ночь и (Макаров) тоже самое».

БАРДОВ: «А как по наземным целям вас учили работать? Что представляли собой тренеровки «работы по наземным целям – как у вас это было? На истребителях по наземным целям вас учили «работать»»?

ДОЛГУШИН: «Да».

БАРДОВ: «А что это представляло собой»?

ДОЛГУШИН: «Бывало так:
- подвесные баки одевались,
- уходишь, по маршруту идешь,
- на высоту на «потолок»,
- оттуда спускаешся,
- заходишь на полигон,
- отстрелялся из пушек,
- а потом – по конусу из пулеметов
- и садишся».

БАРДОВ: «Интересно, а где ваш полигон был»?

ДОЛГУШИН: «На северо-востоке г. Лида была какая-то площадка. А в Новом Дворе – тоже самое, севернее какая-то поляна была, недалеко – километра 2,5».

А с местным населением контакты как я понимаю, у них начались только при покидании аэродрома, когда это население из пулеметов ближайших домов им в спину ударило так же, как это было в Гродно, Лиде и еще двух известных мне случаях, которые описывали бойцы 213-го стр.полка, кажется Ракитянский и Максименко.

По крайней мере из того, что я понял со слов Долгушина, уставали так, что было не до местного населения.
И по вечерам соответственно тоже отдыхали после полетов.

Вообще после рассказа Долгушина (и прочтения воспоминаний летчиков на "Айремембе") на "поющую эскадрилью" в соотв. фильме начинаешь смотреть по другому, чем раньше. Хотя, п-к И.Е.Федоров рассказывал мне, что когда командовал большими авиасоединениями (в конце войны) старался подбирать народ в подразделения по национальностям и по вечерам выходилл послушать как они поют.
В июне 1941 г. на границе (в период, называемый у нас "мирной жизнью)ничего похожего в полку Долгушина и 127-м ИАПе такого и близко не наблюдалось.


От Василий Бардов
К Глеб Бараев (13.06.2004 20:49:00)
Дата 14.06.2004 12:35:00

Перелет дивизии в летние лагеря

БАРДОВ: 10 мая 1941 г. истребительные полки были передислоцированы в летние лагеря:
- 122-й ИАП перелетел к границе на аэродром возле
д. Новы Двyр, в 7-10 км западнее Гродно (сейчас это первый, ближайший населенный пункт на территории Польши, если из Гродно ехать к границе по дороге ведущей на юго-запад – В.Б.),
- 127-й ИАП - на восток от Скиделя, в район д. Лесище,
- 16-й СБАП по словам Долгушина «так и остался стоять в г. Желудке», но на самом деле перешел на полевой аэродром у д. Черлена.

КОСТЯ_ЦАМО-БАРДОВУ:
«Я совсем недавно сделал выписки в РГВА из "Описание аэродромов и посадочных площадок участка 11-й САД" на 26.12.40 года» (РГВА, ф.35074, оп.1, д.36, лл.362-410). Отксеренную копию я тебе уже послал.
Я же тебе толковал про разгром самолетов на земле на аэродроме Новы-Двур - "3-4 км севернее Нв.-Двур,
53-41 с.ш., 23-38 в.д.; размер 1 х 1 км. Помещения штаба можно иметь в г.дв. Бобра-Велька. Может быть использован как посадочная площадка для самолетов связи и разведчиков" (такая информация в этом документе по всем аэродромам)».

Бараев: И снова требуются уточнения (25.01.2004 00:54)
http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=1&id=3462
«В РККА в летние лагеря традиционно выступали после первомайских праздников 2-3 мая.
А по 1941 году есть такая информация:
истребительные полки 9-й авиадивизии
(район Белостока) перебазировались на полевые аэродромы в нарушение традиции еще в конце апреля».


От Глеб Бараев
К Василий Бардов (14.06.2004 12:35:00)
Дата 14.06.2004 14:53:00

Re: Перелет дивизии...

//КОСТЯ_ЦАМО-БАРДОВУ:
«Я совсем недавно сделал выписки в РГВА из "Описание аэродромов и посадочных площадок участка 11-й САД" на 26.12.40 года» (РГВА, ф.35074, оп.1, д.36, лл.362-410). Отксеренную копию я тебе уже послал.//
.
этот текст еще нигде в сети не выложен? Если нет, то положите - очень интересно


От Василий Бардов
К Глеб Бараев (14.06.2004 14:53:00)
Дата 15.06.2004 19:24:00

Re: Описание площадок

Завтра попробую - нужно просить соседей в деканате начфака.


От Глеб Бараев
К Глеб Бараев (14.06.2004 14:53:00)
Дата 14.06.2004 23:27:00

Re: Описание площадок

//Это ксерокопия на нескольких листах очень неразборчивого текста и у меня нет большого желания сейчас заниматься ее "дешифровкой".//
.
если нет желания, то есть ли возможность эти листы отсканировать? Я бы сам дешифровал.


От Василий Бардов
К Глеб Бараев (14.06.2004 14:53:00)
Дата 14.06.2004 18:05:00

Описание площадок

Как нибудь выложу, но...
Это ксерокопия на нескольких листах очень неразборчивого текста и у меня нет большого желания сейчас заниматься ее "дешифровкой".
Это описание посадочных площадок с координатами, которые могли использоваться видимо как "площадки подскока" или что-то вроде того.


От Василий Бардов
К Глеб Бараев (13.06.2004 20:49:00)
Дата 14.06.2004 12:21:00

Долгушин: Московское совещание комсостава

ДОЛГУШИН: "Говорят: «Сталин:
- не разрешал что-то,
- не знал то-то, то-то”...
Нигде этого в печати нету
(точнее, на март 2003 г. Сергею Федоровичу о наличии в печати нижеследующей информации еще ничего не было известно и вероятно остается неизвестно и по сей день – В.Б.)
а оказывается, 10-го (мая 1941 г., Сталин – В.Б.)прям всем выпускникам академии прямо сказал: «Война на днях начнется! Я вам точно не могу сказать, но война «на носу». Поэтому прийдете в свои полки, подразделения – готовьтесь к войне»!
Он прямо открыто (так и) сказал!
Я впервые про это узнал в 1968 году:
мы проводили учения на границе с Китаем и вечером, когда уже поздно было, командующий войсками Лященко, говорит:
«Сергей Федорович – будем у тебя ужинать.
(А у меня всегда:
- автобус оборудованный
- и вертолеты-то у меня – я ж мог всегда и продукты и любую водку»…
БАРДОВ: «А, какие тогда вертолеты были»?
ДОЛГУШИН: «У меня были Ми-4 и Ми-6, Ми-1. Но на китайскую границу мы Ми-1 не брали – Ми-4).
Я себе рюмку водки наливаю, а он (Лященко – В.Б.) себе пивную кружку:
- выпивал он все это дело,
- потом ногу зажаренную баранью съест
- и потом мы начинаем работать.
И вот он мне и рассказал про это совещание 8-10 мая, потому что он и был одним из этих выпускников.
Вот откуда я в первый раз про это узнал...
А потом уже вот этот Скрипко написал, что, еще до этого (в декабре 1940 г. – В.Б.) в Москве состоялось совещание (комсостава РККА – В.Б.) до командиров корпусов включительно, на котором присутствовал Скрипко. И он в своей книге пишет (у меня есть она) про это совещание.
А ведь до сих пор еще в публикации большой этого нет, а все говорят: Сталин не знал то-то,то-то...
А оказывается, вот…

Бардов: «В официальной – да (действительно, но появилось много новых исследований, о которых мы еще поговорим очень подробно – В.Б.)».


От Василий Бардов
К Глеб Бараев (13.06.2004 20:49:00)
Дата 14.06.2004 12:05:00

Скрипко: Московское совещание комсостава

БАРДОВ: «А Вы знали лично маршала Скрипко»?

ДОЛГУШИН: «Нет».

БАРДОВ: «Он написал книгу «По целям ближним и дальним»:
СКРИПКО (
http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html) :
Первая заповедь
Предвоенный 1940 год был знаменательным для Военно-Воздушпых Сил, где в широких масштабах осуществлялись реорганизация и техническое перевооружение. Он стал знаменательным и для меня. В том году я трижды повышался в должности, причем о переводах не предупреждали и не спрашивали, нравится новая должность, подходит ли новое место службы, климатические условия и тому подобное. Объявлялся приказ — и выполняй! Хороша ли была такая практика? Думаю, что да. Все наши перемещения вызывались служебной необходимостью. Конечно, когда имеется возможность, неплохо и побеседовать с командиром, выдвигаемым на новую должность. Но в том предвоенном 1940 году такой возможности зачастую не представлялось. В широких масштабах проводилась реорганизация авиации, создавались новые части, соединения. Старшие начальники, штабы и отделы кадров всех степеней работали с предельной нагрузкой. В ноябре меня назначили командиром 3-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса, , и, сдав командование дивизией генерал-майору авиации В. И. Шевченко, я выехал в Москву для представления народному комиссару обороны Маршалу Советского Союза С. К. Тимошенко и начальнику Главного управления ВВС Красной Армии генерал-лейтенанту авиации П. В. Рычагову. То, что при загруженности важными делами нарком решил принять меня, свидетельствовало о том, какое огромное внимание руководство Вооруженными Силами уделяло вновь формируемым дальнебомбардировочным авиакорпусам…
…вверенный мне [32] авиакорпус базировался в районе Смоленска, в Западном особом военном округе.
Нарком обороны встретил меня приветливо, поинтересовался, за что я удостоен ордена Красного Знамени.
Я рассказал, что служил в артиллерии, в сентябре 1921 года окончил курсы краскомов. Воевал в Забайкалье против банд атамана Семенова, на Дальнем Востоке. А орденом награжден за отличие в бою за город Спасск 8-9 октября 1922 года.
— Хорошо, — протяжно пробасил Тимошенко, прохаживаясь по кабинету.— Значит, знаешь, как на земле воюют. Это очень ценно…
Пилоты, прибывшие в этот полк, получили в военных школах подготовку в объеме полной программы, однако вместо ожидаемого лейтенантского звания им присвоили звание сержанта и определили для содержания в казармы.
Забегая вперед, скажу, что вскоре такое положение было исправлено — этим летчикам вернули командирские [37] звания. Но тогда у молодых выпускников военных школ настроение было, скажем прямо, неважное.
Нам, командирам и политработникам, пришлось приложить немало усилий, чтобы подбодрить их, помочь успешнее войти в боевой строй и достойно нести службу.
В декабре 1940 года генерал-лейтенант авиации П.В. Рычагов вызвал в Москву командующих ВВС военных округом и командиров дальнебомбардировочных авиакорпусов. Мы не знали, с какой целью нас вызывают, но в столице стало известно, что по указанию Центрального Комитета партии созвано совещание высшего командного состава армии. Перед участниками совещания должны были выступить работники Наркомата обороны, видные военачальники. Нам представлялась возможность послушать их доклады и получить руководящие указания.
Всеобщий интерес вызвал обстоятельный доклад генерала армии Г. К. Жукова "Характер современной наступательной операции". Затем генерал армии И. В. Тюленев сделал доклад "Характер современной оборонительной операции". В этих выступлениях излагались последние взгляды советской военной мысли на военное искусство.
С большим вниманием мы, авиационные командиры, прослушали доклад начальника Главного управления ВВС Красной Армии генерал-лейтенанта авиации П. В. Рычагова "Военно-Воздушные Силы в наступательной операции и в борьбе за господство в воздухе".
Если память мне не изменяет, то через день командующие ВВС округов и командиры дальнебомбардировочных авиакорпусов были приглашены в Кремль.
Вошел Сталин, окинув взглядом зал, увидел, что стенографистки приготовились записывать выступления, и коротким, энергичным жестом дал сигнал стенографисткам уйти, ничего не записывать.
Открыв совещание, Сталин охарактеризовал международную обстановку и подчеркнул, что она резко обострилась. Фашистская Германия вышла непосредственно к западным границам Советского Союза, и возникла угроза [38] прямого военного нападения на страну. Он сообщил, что собрали нас для обмена мнениями о состоянии Военно-Воздушных Сил, боеготовности нашей авиации.
Мне ранее не приходилось бывать на совещаниях столь высокого уровня. Сталина я видел и слышал впервые. Держался он просто, естественно, говорил негромко, неторопливо, избегая риторики, вычурных слов. Четко, предельно ясно формулировал мысль; кратко ставил вопрос и логично, обоснованно разъяснял его.
Признаюсь, я не собирался выступать на совещании и не готовился подниматься на столь высокую трибуну, но поставленные Сталиным вопросы взволновали меня, поскольку касались они наших повседневных дел. Желание высказать наболевшее еще более окрепло после выступления командира 2-го дальнебомбардировочного авиакорпуса полковника
К.Н.Смирнова. Он ничего не сказал о том, что же мешает нам летать с полным напряжением, в чем нуждаются дальнебомбардировочные авиакорпуса, как быстрее повысить нашу боевую готовность…
Заранее составленного конспекта выступления у меня не было, набросал только перечень вопросов, которые хотел затронуть в своем выступлении. А говорил о трудностях, с которыми своими силами пока не можем справиться, о недостатках технических средств для подготовки аэродромов к полетам…
— …продолжайте, — сказал Сталин. — Мы вас слушаем.
Далее шел разговор о нехватке тракторов, отсутствии горючего, задержке в его подвозе. А ведь в то время когда полки простаивали, не летая по этой причине, рядом были склады неприкосновенного запаса — до 15 тысяч тонн авиационного топлива. В случае перебоев с подвозом авиационного горючего, конечно, можно было заимствовать здесь часть топлива.
«Кому нужно будет это горючее, если вспыхнет война, а наши экипажи окажутся неподготовленными» — продолжал я…
На совещании мы получили ясное представление о международной обстановке и возможности скорой войны. Сталин прямо и откровенно назвал нашего вероятного противника, к борьбе с которым надо готовиться, — гитлеровская Германия.
Поездом возвращаюсь в Смоленск. Под стук колес напряженно работает мысль: сколько же времени отвела нам история на подготовку к отпору врагу, успеем ли по- настоящему подготовиться к решающей схватке с фашистской Германией, покорившей чуть ли не всю Европу? Что конкретно делать каждому полку?..
Ясно было одно: предстоит напряженная работа, придется идти на известный риск и ловить каждый час [40] улучшения погоды, летать ежедневно, чаще на боевое применение.
Наши аэродромы не имели твердого покрытия, поэтому, когда началась оттепель, из полков стали поступать доклады, что грунт, грязь, вылетающие из-под колес, бьют закрылки и рули самолетов, забивают систему подъема шасси — все это могло привести к серьезным летным происшествиям. Но другого выхода у нас не было. И несмотря на значительное количество мелких повреждений материальной части, боевая подготовка экипажей продвигалась успешно. Эскадрильи летали почти ежедневно.
По своему предназначению дальняя бомбардировочная авиация должна наносить удары по целям в глубине территории противника. Истребители, обладая ограниченным радиусом действия, понятно, не могли сопровождать нас до этих целей, поэтому важное место в нашей боевой учебе занимала подготовка воздушных стрелков-радистов и штурманов к ведению огня на короткие и дальние дистанции. Кроме того, требовалось отработать полеты в сомкнутых боевых порядках, маневрирование в воздушном бою, управление огнем стрелков-радистов...
Работали мы чрезвычайно напряженно, не считаясь [41] с временем. Подготовленный нами "Курс боевой подготовки ДБА 1941 г." был без промедления рассмотрен командованием, утвержден и сразу же введен в действие.
Не успел я после этой работы побывать во всех частях корпуса, как снова пришел вызов. На этот раз мне надлежало прибыть в Минск на сборы командиров авиационных соединений округа. Командующий ВВС Западного особого военного округа генерал-майор авиации И. И. Копец провел с нами военную авиационную игру на картах. Я участвовал в игре в своей должности — командира дальнебомбардировочного авиакорпуса, но поскольку ни начальника штаба, ни других командиров корпуса в Минск не вызвали, пришлось одному заниматься всеми оперативными вопросами.
Военная игра была посвящена действиям ВВС фронта во фронтовой наступательной операции. На дальнебомбардировочный авиакорпус, оперативно подчиненный ВВС Западного особого военного округа, возлагалась выброска воздушно-десантного корпуса в интересах фронтовой наступательной операции.
Боевой состав корпуса руководители учений взяли не реальный, а произвольный. Чтобы десантировать одним рейсом воздушно-десантный корпус, потребовалось 1100 тяжелых кораблей ТБ-3. Именно таким количеством самолетов они и укомплектовали условно мой корпус. Должен заметить, что столько тяжелых кораблей до войны у нас вообще никогда не было. За все предшествовавшие годы промышленность смогла выпустить всего-то около 800 тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, производство которых прекратилось еще в 1938 году.
Мне была непонятна цель подобной военной игры, проводимой после совещания в Москве, где обсуждались очень конкретные практические задачи. И свои соображения я откровенно высказал генералу И. И. Копцу и заместителю руководителя игры начальнику штаба ВВС округа полковнику С. А. Худякову. Но план менять не стали. Такой жизненно важный вопрос, как организация взаимодействия дальних и фронтовых бомбардировщиков с истребителями остался незатронутым. По условиям игры мы не решали и бомбардировочных задач, а прикрытие выброски десанта обеспечивалось захватом господства в воздухе...
Очень уж все легко получалось на бумаге, боевая действительность оказалась куда более суровой. [42]
С чувством большой неудовлетворенности вернулся я тогда в Смоленск. Здесь ждала конкретная работа. Между тем на международной арене тучи все более сгущались. 6 апреля стало известно о нападении гитлеровской Германии на Югославию.
Командиры, политорганы, партийные и комсомольские организации активизировали в частях борьбу за укрепление дисциплины и уставного порядка, повышение бдительности и боевой готовности. Наряду с напряженной летной работой настойчиво отрабатывались действия по боевой тревоге. На каждом аэродроме были оборудованы укрытия простейшего типа для личного состава, подготовлены места стоянок самолетов в зоне рассредоточения авиационной техники, определены варианты боекомплектов, подготовлена организация подвоза их к самолетам. Люди боролись за быстроту, четкость, организованность действий по тревоге. Учеба приближалась к реальным требованиям войны.
Боевая готовность становилась законом нашей жизни».


От Василий Бардов
К Глеб Бараев (13.06.2004 20:49:00)
Дата 14.06.2004 11:59:00

Что представляли собой И-16 полка Долгушина

ДОЛГУШИН: «Самолеты И-16, которые мы в полку получали…

БАРДОВ: представляли собой, 4-х пулеметную и пушечно-пулеметную - последние модификации на тот момент этого истребителя, соответствющих серий.

ДОЛГУШИН: «Все они были новыми машинами с «62-ми» и «63-ми» моторами». А у нас эскадрилья капитана Емельяненко (кроме 2-х пулеметов была вооружена еще и 2-мя – В.Б.) пушками ШВАК.
На на И-16 с новыми моторами: «62-ми» и «63-ми»… «63-й» мотор - 1150 л.с. – машина по 500 км/ч давала скорость».

Глеб Бараев Re: Смотря к какой версии
06.05.2004 03:26
http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=10&id=6701
«Т.е. тип 27 и 28».

БАРДОВ: кроме того в полку мог быть и двухместный И-16УТИ, на котором Долгушин возил Якушина, прибывшего в полк с проверкой перед самой войной.

ДОЛГУШИН: «Буквально все они были новыми машинами и причем у каждого летчика:
72 самолета – 72 летчика в полку. У всех своя машина, поэтому и налет в часах у всех был большой и летная подготовка пилотов была сильной.
Ведь И-16, когда им овладеешь - машина хорошая была: догонял он и «Юнкерс-88» и «Хейнкель-111», и «Юнкерс-87» конечно - все расстреливал. «Драться» конечно было сложнее с («Мессершмидтами» – В.Б.) 109-ми и 110-ми, но все равно, за счет маневренности.. (вполне можно было тягаться и с ними – В.Б.). И если бы 23-го (июня – В.Б.) полк не «потерял» всю материальную часть – мы бы дрались на этих машинах – до самой Москвы!
А вот 23-го, когда уничтожили полки…
1-й гвардейский истребительный полк, который под Москвой получил (это почетное название – В.Б.) (Юдаков им командовал), «дрался» на (таких устаревших истребителях, как – В.Б.) И-15, И-153 и на И-16. И (летая на них – В.Б.) и сбивали (СЛ-ты противника – В.Б.) и штурмовали, а под Москвой – так подняли (в воздух такой «антиквариат» как – В.Б.) и И-5. На И-16 и И-5 стояли «22-е» моторы, работающие на «касторке» (касторном масле – В.Б.) – так что у детишек всю касторку отняли. Вот так и дрались на них, а на И-16 с новыми моторами: «62-ми» и «63-ми»… «63-й» мотор - 1150 л.с. – машина по 500 км/ч давала скорость. Так что 22-го числа мы еще воевали и могли воевать. И только 23-го мы оказались с пустыми баками»…


От Василий Бардов
К Глеб Бараев (13.06.2004 20:49:00)
Дата 14.06.2004 11:39:00

Re: О том, что происходило в полку Долгушина с 10 по 22 июня 1941 г.

Да, Глеб, это именно то, что я имел в виду, но...
1-3 - я у него уже спрашивал, он очень подробно мне ответил и я добросовестно уже опубликовал все это, причем в первую очередь на этом форуме. Но если хотите, могу последнюю версию выложить еще раз прямо здесь.
4-6 постораюсь спросить у него в августе, либо можно просто попросить об этом Алексея Самохвалова или Диму Кротова. Они вроде обещали навестить Долгушина.
К стати, купил шнур для диктофона и собираюсь воткнуть его в комп и заняться оцифровкой голоса Долгушина для последующей публикации. Не подскажите, с помощью каких програм (действие) в винде это лучше сделать?


От Глеб Бараев
К Василий Бардов (14.06.2004 11:39:00)
Дата 14.06.2004 14:45:00

Re: О том,...

//Но если хотите, могу последнюю версию выложить еще раз прямо здесь.//

очень хочу

//К стати, купил шнур для диктофона и собираюсь воткнуть его в комп и заняться оцифровкой голоса Долгушина для последующей публикации. Не подскажите, с помощью каких програм (действие) в винде это лучше сделать?//
.
понятия не имею, никогда этим не занимался. Вы собирались связаться с сайтом "Я помню", вот и спросите у Артема Драбкина, как он это делает.