От Александр
К И.И.Ивлев
Дата 13.01.2004 10:14:00
Рубрики Прочее;

Re: Присоединяюсь!

Хочу поделиться своими наблюдениями с раскопок на местах боев 1943-1944 г.г. под Витебском. Почти все найденные в немецких траншеях и на нейтралке бойцы и командиры Красной Армии были не обмародерены. Лежали и с документами, и с наградами, и с оружием. Замечу, что почти все они считались пропавшими без вести, а те, что по похоронкам проходили как похороненые лежали в траншеях далеко от места их "захоронения". Замечу, что и немцы были тоже не обмародеренные. Именно поэтому в Витебской области сейчас так остро стоит вопрос с "черными следопытами". К примеру взять немецкую траншею на краю деревни Копти. Деревню держали войска СС. Деревня переходила из рук в руки 9 раз. Когда вскрыли траншею останки лежали в несколько слоев, как бутерброд, и на дне траншеи и на брустверах. Ряд немцы, ряд наши, опять немцы и т.д. Наших достали из траншеи человек 250. Из тех, что удалось установить по наградам и документам - все пропавшие без вести.
А те бойцы, которых мы находили в своем тылу действительно лежат без ничего, но справедливости ради замечу, что хотябы в форме.


От И.И.Ивлев
К Александр (13.01.2004 10:14:00)
Дата 13.01.2004 14:22:00

Вы правы!

Все присоединившиеся к теме правы: и те, кто видит или знает последствия Отечественной войны, и тот, кто был за рекой. Насчет лишних пайков за убитых, так в военное время таких случаев действительно были тысячи. Не подвергшиеся мародерству трупы солдат на нейтралках и в траншеях - тоже сплошь да рядом. Но мы говорили о недостойном отношении к погибшим, отдавшим жизнь, еще не вычеркнутым из списков, в т.ч. посмертно награжденным. На войне человек привыкает к смерти, любой бывалый (а бывалыми становятся через 15-20 дней, если жив остался) солдат может спокойно есть и спать спина спиной к убитому. Сегодня - тот, завтра - ты, чего тут сложного. Паршиво то, что происходило с человеком после гибели. С нейтралки убитых не выносили, пока не занимали ее, разве что по ночам ползали раздевать до кальсон, причем не мародерски, а по приказу свыше, порядок такой был, мертвому одежа не нужна, а живым бойцам пригодится. В наступлении, если занимали нейтралку, похоронами занималась либо трофейная, либо похоронная команда, подчас из другой части, оттого и траншеи полны "бутербродов" вперемешку - немцы, наши и т.п. И воронки иной раз трехэтажные: внизу хоронила одна часть, в середине - вторая, сверху - третья. И положены не в рядок, а навалены вперемешку, поскорее, лишь бы ОЧИСТИТЬ поле боя да отрапортовать. Сознание притуплялось у всех - и на передке, и в тылу, и у командиров, и у солдат. Нужен был жесткий до жестокости приказ сверху и наказание прилюдное да не один раз за непотребное отношение к убитым, тогда и у человека с притупленным сознанием пробилась бы ниточка соучастия. Да, приказы были, грозные, но часто не проверяемые на исполнение. И лишь только с выходом Приказа № 023 от февраля 1944 г. дело немного изменилось, порядка и тщательности при сборе трупов и захоронениях стало больше. Но опять же не во всем и не у всех. Сколько оставлено документов при убитых, а бойцы занесены в пропавшие без вести! Или вот еще: в 1944-45 гг. неоднократно вниз спускались приказы из ГШ о сборе на поле боя с убитых наград. В ЦАМО в фондах армий по отделам укомплектования и кадров находятся многчисленные документы с перечнями видов, номеров наград и мест их обнаружения, но - в них нет сопоставления награды и ФИО бойца, а также указания судьбы. Проверял я как-то через картотеку потерь ЦАМО десяток таких подобранных на поле боя наград из списка 43 армии - пять человек числятся пропавшими без вести! Но ведь награды сняли с бойца, найденного на поле боя убитым, т.е. его судьба известна, а до учетных органов "не дошла"! И таких убитых бойцов, с которых сняли награды, а их номера переписали и сохранили в фондах документов армицй, - десятки тысяч. Будет кто в ЦАМО - поинтересуйтесь. Это целый пласт работы, за который за 60 лет еще никто не брался, в т.ч. архивисты, хотя возможность для переучета судеб в картотеке потерь у них была.
С уважением,
И.И.Ивлев.