От Василий Бардов
К All
Дата 31.03.2016 16:53:28
Рубрики Великая Отечественная; 1941; Части и соединения; Персоналии;

Воспоминания ездового пулемётной брички 213-го с.п. П.С.Щукина

Мне попалась аудиокассета с моей беседой с поваром 2-го б-на и ездовым пулемётной тачанки 6-й стрелковой роты 213 с.п. Щукиным Петром Семёновичем, во время его приезда в Гродно из Красноярска. В той беседе участвовал ветеран 213-го с.п. В.Е.Голиков. Вот что я смог разобрать на той звукозаписи:

1) Щукин: "(Ему приказали отвезти - В.Б.) зама комбата, старшего л-та (2-го батальона - В.Б.) в Гродно. Он за 4 дня (до войны - В.Б.) ушёл в отпуск. Вот я лично седлал лошадей и ево и отвёз с гос.границы, оттуда, с Сопоцкина и я задницу тогда набил (по нашим разбитым дорогам - В.Б.) - хорошо помню. Фамилию ево я сейчас не скажу. Мужик он был строгий и ево солдаты не любили. Вот, капитан Шилов - был тихий и ево все уважали, а ЭТОТ - орать любил.
И именно я ево провожал на вокзале. Он мне рассказывал, что поехал куда-то на Волгу.

2) Когда я спросил Щукина, знал ли он комиссара Черных - он ответил мне: "Я ему шинель сжёг. Ну, не я, а костёр сжог, а я - дневалил, но считают, что я виноват".

3) Бардов: "Значит, взводный пулемётного взвода 6-й роты, небольшого роста лейтенант, с медалью "За отвагу""?
Щукин: "У-гу, "За отвагу". Бардов: "Значит, это - у Филиппова".

4) Щукин: "Ну, он весёлый был, хороший такой, а фамилию и имя я уже забыл.

5) Щукин: "Из 4-й роты я знал: Музафарова - мы с ним вместе призывались, он тоже ездовой был и мы с ним вместе работали. А вот, старшину (который нам патроны давал), я забыл.

6) Я спросил Щукина, какой системы у них были пулемёты на треноге воздушного охлаждения, которые Сучков называл "пулемётами Скворцова" и Щукин ответил: "Горюнова". Я ему: "А мне Сучков говорил, что - Скворцова"?!
Щукин: "Нет - Горюнова пулемёты были у нас".

7) Щукин: "Мы где-то по дороге встретились с Пискуновым, он из нашей роты был".

8) Затем я спросил Щукина про пограничников и он ответил: "Они с нами отступали, со вторым батальоном все от самой границы и дрались как звери, а полк уже занял оборону за Августовским каналом и мы пришли туда - за Августовский канал".

9) Щукин: "...была нейтральная полоса и тут ставили надолбы. У нас жеребёнок ещё убежал из 2-го батальона туда, а немцы - передали на 3-й день".

10) Щукин: "Я встретился с этим - он почтальоном работал у нас во 2-м батальоне - Коркин Пётр. Адреса нету сейчас ево у меня, но я с ним встречался несколько раз - приезжал туда в гости. Мы и призывались... (видимо вместе - В.Б.)

11) Я рассказал Щукину и Голикову о восспоминаниях Сучкова и Щукин ответил: "Это было всё не так. Когда мы приехали (со стрелкового полигона в Гоже - В.Б) - еще войны не было. Когда мы приехали и привезли эти повозки (пулемёты и миномёты привезли, потому что из миномётной роты тоже с нами ездили) - и капитан Шилов и все офицеры не спали и стояли возле кухни. И кобыла Шилова - Резва, шлагбаум сорвала и прибежала к комбату на кухню и он ещё сахару ей давал. Мы подъехали, коней уже распрягли - всё уже распрягли, пулемёты уже... А палатки были - люди ещё спали. Но, как спали: спали-не спали, а всё слышали и даже некоторые умудрились в обмундировании спать! (Потому что - В.Б.) мы все знали, что ЧТО-ТО будет: будет ли война, не будет ли война...
Но я, например, слыхал, что БУДЕТ - я всё время вращался около старшины и начальства и они между собой не стесняясь говорили... Комбат не спал, никто не спал, когда на наши пулемёты, в первую очередь навалились на нас, на наш лагерь. Лагерь стоял: так вот, наискосок была протянута балочка, с одной стороны и с другой стороны, а там, дальше стояла наша кухня". Бардов: "А это не тот ров был, который они копали там"? Щукин: "Нет - она просто сама"...
Бардов: "Естественная"? Щукин: "Да - естественная балочка". Голиков: "Лощина".
Щукин: "И легче было головой лежать наверх, когда палатки мы поставили - не вниз же головой лежать! И вот так вот по 6 человек в палатке было. Солдат 2 штуки было и 4 штуки вместе было палаток. Вот из этого у нас были палатки.
Листики там были наложены. Зверей там не было никаких и никто никогда не видел ни одной змеи. Ходили мы и на погранзаставу и там работали. Я например, на подводах был - лошадь запрягали. Толстые брёвна мы тягали на передке и сам лично делал это дело". Бардов: "А насчёт рва Вы в курсе, что ров там копали противотанковый"?
Щукин: "У нас ров справа был, мы копали - ходили туда роты копать. Там какая-то была стена и тут, дальше не ров был, а просто скат дальше. Какая-то была гора и вот эту гору обрезали просто, чтобы: 1) или танк упал и перевернулся или 2) не залез туда, на эту гору".
Бардов: "А Вы знаете, что ров выходил на шоссе, которое шло...(в Литву - В.Б.)"?
Щукин: "Там шоссе не было". Бардов: "А из Сопоцкино, от канала к вам"?!
Щукин: "Но мы же там далЁко ещё были - там Сопоцкино же далЁко же было".
Бардов: "Нет! От Августовского канала, со стороны Сопоцкино дорога эта шла. Она переходит по Соническому мосту через канал и идёт прямо к вам в Головенчицы".
Щукин: "Когда ты едешь на Сопоцкино - тут мост был, на столбах, подвесной. И сразу деревню (Соничи - В.Б.) проходишь, проезжаешь деревню и поворачиваешь левей.
12) И ещё вот что я скажу Вам: все говорят, что командира полка не было, а он наоборот, с нами был тогда, когда мы к Неману из лагерей подъезжать стали - он нас обогнал и проехал на эту сторону. И когда мы уже подходить стали, ево когда уже перевезли, плот уже подходить к этому стал и сразу он стал грузиться. Даже он передавал какому-то начальнику, я не знаю, но знаю что капитана Шилова с нами не было тогда. Песчаная дорога была и колёса не стукались"...
Продолжение следует.

От Василий Бардов
К Василий Бардов (31.03.2016 16:53:28)
Дата 31.03.2016 18:16:40

Re: Воспоминания ездового...

12) И ещё вот что я скажу Вам: все говорят, что командира полка не было, а он наоборот, с нами был тогда, когда мы к Неману из лагерей подъезжать стали - он нас обогнал и проехал на эту сторону. И когда мы уже подходить стали, ево когда уже перевезли, плот уже подходить к этому стал и сразу он стал грузиться. Даже он передавал какому-то начальнику (я не знал его, но знаю что капитана Шилова с нами не было тогда): "Я сейчас переправлюсь"...
Ну, я же еду не глухой. Песчаная дорога была и колёса не стукались. Ну,а когда уже я подъехал (там сопка против нас была - против Августовского канала и дорога мимо сопки шла там у нас - рядом почти мы проезжали, когда ехали с лагерей сюда), то в это время сел самолёт и они раскидывали... Там было чуть-чуть-чуть видать и я увидел жёлтый крест и кому-то (уже не помню: или а) командиру взвода своему или б) ещё кому-то) говорю:
"Товарищ лейтенант, смотрите - санитарный самолёт сел". А он мне (да ещё и матом): "Да какой это тебе, на хрен, санитарный?! Надо быстрее рвать, а то ещё (...-неразборчиво - В.Б.) перехватят"!
Он десант высадил! И мы это всё в своём 2-м батальоне рассказали, когда приехали. Вот так было. А то, что кто-то пишет, что Яковлева небыло - он обогнал нас - обогнал! И когда мы к Неману подъехали, (сюда, где лагерь-то: поворот на лево, шлагбаум стоял и так шлагбаум стоял. Туда уже дальше шлагбаума уже не проедешь. И стояла здесь охрана на перекрёстке). Он ещё нас дождался и когда мы подъехали - Яковлев прямо здесь стоял на этом (перекрёстке и сказал им - В.Б.): "Ну, счастливо вам! Смотрите там, в случАе чево - отходите к нам".
Ну и мы и не отходили, до тех пор, пока он сигнал не подал. И никто самовольно не отступал"
Бардов: "А связь у вас с Яковлевым была"? Щукин: "Была"...

Продолжение следует

От Василий Бардов
К Василий Бардов (31.03.2016 18:16:40)
Дата 03.04.2016 23:07:01

Re: Воспоминания ездового...

Бардов: "Вобщем, 1-ю атаку вы отбили"?! Щукин: "Да мы не только первую - мы там их поотбивали не одну. И пограничникам потом к нам пришлось присоединиться. И это враньё (Сучкова - В.Б.), что пограничников там перерезали. Я не знаю, может одного кого-то там и зарезали, а остальные все ребята с нами были".
Бардов: "Вобщем после первой отбитой атаки пограничники присоединились к вам"...
Щукин: "С нами воевали"... Бардов: "Вы атаку отбили и было затишье. Так?" Щукин: "Ну, так было".
Бардов: "А сколько всего этих немецких атак было"?
Щукин: "Да чёрт их знает - много было. Но ему-то с горы идти было - веселей наверно"...
Голиков В.Е.: "Но тут, Вася, ещё надо учитывать вот такую штуку: тактика была тогда такая - это не позиционная война, когда фронт стабилизировался - траншеи, нейтральная полоса. Тут никакой нейтральной полосы небыло. Границу перешли немцы - они старались её перейти там, где им у-доб-не-е, где меньше всего сопротивление. Заставу - обойти, окружить"...
Щукин: "Да, кусками шёл. Да, где меньше. А вот, между прочим, они ошиблись - вот заставу то - они мимо пошли и этими оврагами тут пошли, а тут - как раз Неман".
Бардов: "Так они к Неману пошли"? Щукин: "Ну, они, почему - к Неману прижать! Мы-то от Немана недалёко были - там 300 метров Неман был".
Голиков: "Вася! У них тактика была такая: што останется в тылу, какие - следующие... Это и у нас так было на фронте уже в 44-м году: в атаку идём - 1-ю траншею пробегаем. Останутся там (немцы - В.Б.) - другие подойдут и уничтожат, а ты - давай, вторую занимай и третью! И клиньями, обходами! В окружении полк то остался, но он остался без связи, без средств".
Бардов: "Не кидали ли немцы танки на вас"? Щукин: "Не было танков. А вот, когда мы за Августовский канал уже зашли - вот тут-то они уже танки... Как-то местечко Сопоцкино обогнули".
Бардов: "Примерно до скольки вы там продержались"? Щукин: "Суток наверно двое или трое мы там были".
Бардов: "В расположении лагеря своего"? Щукин: "Нет - в обороне". Бардов: "А в расположении лагеря своего"?
Щукин: "Ну, может быть день были". Бардов: "И к вечеру отошли"?
Щукин: "Да, к вечеру мы не стали отходить - нам команда поступила. Потому что круговую оборону занимали в Сопоцкино".
Бардов: "Вобщем, команда поступила в первый день войны".
Щукин: "Ну, почему, это на первый день поступила? Отступать поступила, когда уже... отходить".
Бардов: "Команда на отход вашему 2-му батальону к Августовскому каналу - к лагерю всего полка"?
Щукин: "Я сейчас и не помню". Бардов: "Но не в 1-й день"? Щукин: "Нет, нет и не второй. Ну, вот, мы отходили к полку и я ещё повозками ездил там... Круговую оборону в Сопоцкине - так я ещё снарядов нагрузил в бричку - со старшиной ездили туда, где было боепитание".
Бардов: "А кто вам тогда команду передал? Ну, там командир взвода или"?...
Щукин: "А ты чево спрашиваешь? Я кто тогда был? Солдат ведь! Если сейчас солдат будет - так что я - буду ему рассказывать?! Я сам комбатом был - замом командира полка! Я что - буду каждому докладывать солдату?! То только что увидел солдат своими глазами - он только может рассказать со своёва... А что офицер - я же не могу за офицера отвечать! И я бы сам недозволил никому"!
Бардов: "Меня интересует момент отхода: то есть вы увидели что отходят и тоже пошли или получили приказ"?
Щукин: "Я не знаю: получили приказ или не получили, но говорят: "Отходим"!
Голиков: "Объявили, а по чьему приказу: а) по письменному, б) по радио или в) по телефону"...
Щукин: "Да - меня это не интересует". Бардов: "Так, ясно. Подошли к мосту через канал".
Щукин: "Мы переправились сразу - мы по мосту прошли". Бардов: "Немцы вас в это время не прижимали оттуда"?
Щукин: "Да чё они прижимать нас будут? Мы отходили же крадучись - што мы отходить будем строем што ли?! Строем не отходит никто".
Бардов: "Просто там на мосту погиб один артиллерист - мне Вещунов рассказывал. Вобщем, вы перешли мост и заняли оборону вместе с другими подразделениями".
Щукин: "И пограничники отходили с нашими ребятами. Там мы заняли оборону с полком. Тут уж Яковлев командовал. А оттуда уже нас обходить стали - я это видел сам. И немцы нас прижали в угол - где этот вытекает...
Вот Августовский канал, а здесь - Неман. Вот, куда они жали нас. И мы здесь все повозки покидали, в том числе и я бросил свою повозку. А отсюда вот уже немец жал нас и уже видать их было@.

13) Щукин: "...а потом уже они (немцы - В.Б.) уже почти-што пограничников хотели отрезать".
Бардов: "А как Вы вообще это помните: пошла стрельба"?...
Щукин: "Ну, по лагерю нашему хватанули, пулемёты сразу... Сразу тревогу подняли. Тревога! И всё. Ну, в расплох, собственно (говоря, немцы - В.Б.), нас не сильно - захватили (как говорится - "захватить в расплох"). Все ждали, а мы - только приехали...

14) Щукин: "...И вот мы переправились, в сторону. Там наши бронемашины были"...
Бардов: "Ну, до этого мы еще дойдём, давайте-ка пойдём попорядку. В какое время Вы присоединились к своему 213-му стр. полку"?
Щукин: "Мы вышли вечером, встретились, в свой полк пришли - в 213-й. Правда я не помню, кто тогда оборону держал в Сопоцкино: или наши держали, или чево, но я за боеприпасами ездил туда".
Бардов: "А это: 1) в тот же день вечером, или 2) на следующий день"?
Щукин: "Мне кажется - уже на следующий день".

15) Щукин:"...ротный (миномёт - В.Б.) бьёт на 800-900 метров"...
Голиков: "Это - оружие ближнего боя".
Щукин: "А этот (батальонный - В.Б.) - до 3-х км этот миномёт"!
Бардов: "Теперь, вот о чём: когда ваш 2-й батальон присоединился ко всему полку, вы вместе с полком отбивали эти атаки, немцев, что с северной стороны канала шли (то есть от лагеря 2-го б-на - В.Б.)"?
Щукин: "Ну, мы пробивались на переправу".
Бардов: "Нет - до переправы - когда вы только перешли Сонический мост через канал? Вот, вы расположились на южном берегу канала и немцы лезли на вас с северного берега, а вы их отстреливали? Было так"?
Щукин: "Ну, конечно"! Бардов: "Потом вы поехали в Сопоцкино, привезли боеприпасы".
Щукин: "Ну, да - я за боеприпасами ездил со старшиной. Повозки загрузили и в Сопоцкино оставили. Я не знаю, кто там круговую оборону - может полк держал, может кто ещё - не знаю".
Голиков: "Нет - там не весь полк держал, просто какое-то подразделение"...
Щукин: "Яковлев переправился с нами, в составе полка, а машину - я не знаю - Эмку они бросили помоему на той стороне".
Бардов: "А мины те вы кому передали"?
Щукин: "Привёз и их расхватили, а кому там старшина давал - меня не интересует".
Бардов: "Значит, вы привезли мины к ротным и батальонным миномётам"?
Щукин: "Мины - ну, боеприпасы, патроны там... Ну, что нам надо было, то и привёз".
Бардов: "Значит, ещё день вы простояли на канале и к вечеру"...
Щукин: "Мы не к вечеру - мы днём перебирались". Бардов: "Ушли оттуда"?
Щукин: "Да, почти день, или утром подошли мы - перебирались, а остальные - "дралИсь", кому надо".
Бардов: "Были ли у вас стычки с немцами с момента вашего отхода от Соничиского моста и до Немана"?
Щукин: "На той стороне - не было. Ну, понимаешь - когда сзади толкают в Неман, ну, как ты не будешь переходить?! Война! Ну, как же они не будут толкать?! А у нас обозы вперёд надо было отправить. Мы по каналу шли, отходили".
Бардов: "Вдоль канала"? Щукин: "Да конечно"! Бардов: "И подошли вы к тому месту, где канал впадает в Неман"?
Щукин: "Ну, вот - Неман, вот - впадает. Ну и тут метров может быть 300-500 от канала. Вот тут мы и переправлялись".
Голиков: "А на чём вы переправлялись"? Щукин: "Кто на чём. У нас даже несколько пушек ушли. Я например, на лошади переезжал". Голиков: "Вплавь"? Щукин: "Да. Вещи там покидали. Плоты делали вот с этих ящиков, там со всево, с бричек снимали, сбивали, связывали верёвками и брёвна откуда-то брали. Пушки погрузили на плот, не поймали и он ушёл по Неману к немцам".
Бардов: "А отходили вы под огнём от Сонического моста"? "Щукин: "Ну. От лагеря отходили. Тут же дрались, а мы - обозы переправляли. Расстояние там килОметра 2, ну - побольше". Бардов: "Значит, шли вы под огнём от лагеря до самого Немана"? Щукин: "Там не шли, а некторые может и бежали даже. А за Неманом - литовская территория там".
Бардов: "Не было ли там парома"? Щукин: "Нет". Бардов: "Небыло ли у воды заготовленного и несплавленного леса"?
Щукин: "Не было там леса, но брёвна то валялись - откуда-то брёвна-то брали ребята. Повозки бросили мы там".
Бардов: "Не было ли на Немане островов"? Щукин: "Было. Вот до этого острова, половина реки - очень глубина была большая.
А с этого острова уже - со второй половины ( - тут шире даже с острова было место) - тут шли мы уже вот так вот (показывает - В.Б.), в некоторых местах. Но раз лошадь пошла с острова - значит неглубоко".

От Василий Бардов
К Василий Бардов (03.04.2016 23:07:01)
Дата 03.04.2016 23:40:44

Re: Воспоминания ездового...

Бардов: "Не видели ли Вы до переправы бронемашин наших"?
Щукин: "Нет - бронемашин наших до переправы не видели мы, а вот за переправой - я сам на бронемашину сел".
Бардов: "Летели ли над переправой самолёты"? Щукин: "Летели. Грузовые, немецкие, трёхмоторные. Они не бомбили - они транспортные. У них задача другая была. И - не так уж и высоко".
Бардов: "А самолётов, которые бомбили и обстреливали переправу - не было"? Щукин: "Не было".
Бардов: "И наших самолётов (бомберов) вы тоже не видели"? Щукин: "А наших-то - вообще не было"!
Бардов: "Что представляли собой на вашей переправе берега Немана"?
Щукин: "С этой стороны был крутой берег, с той - пологий".
Бардов: "Как именно вас гнали немцы? Вы помоему, говорили, что танками вас к берегу прижимали"?
Щукин: "Танков у немцев я не видел. Ну, может там и были танкетки у них, но я их не видел".
Бардов: "Не было ли на берегу раненых"? Не оставляли ли их там"?
Щукин: "Они - раненые, у нас все на повозках были. Раненых - переправили, а повозки - остались. Это я видел сам".
Бардов: "Переправляли на лодках"?
Щукин: "Кто на чём. Лодок у нас небыло вообще. А плоты - были - пушки-то переправляли"!
Бардов: "А что было дальше, когда вы переправились"? Щукин: "Отдых. Сушились. Мы отошли немножко - ушли в небольшой лесок - в кустарник, перед большим лесом. Ну, там разведка действовала. Мы отдохнули, у кого чево есть - попили, поели, высушили. Мы отдыхали всю ночь, а потом - пришли разведчики и я услыхал, что где-то там брошеные бронемашины БаТэ-7 - броневики на бензиновых колёсах. Двухосные. Там - 76-пушка стояла. И вот мы нашли эти брошеные - там замки и всё было целое. И вот мы в это время... Там магистраль проходила, на той стороне недалёко. Шоссе - асфальтированное! И вот, мы ево (немцев - В.Б.) как лупанули, и на 12 километров отбрасывали - туда, дальше отбросили. Забрали у них повозки"...