Великая Отечественная; 1941; Части и соединения; Персоналии;
Как это было... Начало войны и бардак
Третье Управление НКО
№ 35301
26 июня 1941 года
Заместителю начальника Генштаба Красной Армии
Генерал-лейтенанту тов. Ватутину
По сообщению 3 отдела МВО, с 1-го дня мобилизации, мобплан перевозок был нарушен Оргмоботделом штаба округа, в котором сначала мобилизации были внесены изменения, без соответствующих коррективов в плане перевозок.
Вследствие этого, весь план перевозок нарушен. В местах наибольшего сосредоточения призываемого состава и транспорта, вагоны под погрузку подаются в недостаточном количестве и наоборот, поступают в большом количестве туда, где столько их не требуется.
Так, в первый день мобилизации 23.06.1941 года из Ржевского вокзала отправлено 4 состава, вместо поданых 7-ми. Неотправка 3-х составов объясняется тем, что Военкоматы к этому времени не приготовили людей.
23.06.1941 года на станции Москва-Товарная Западной ж.д. к 17 часам был подан под погрузку состав, последний простоял 7 часов из-за неявки людей, которых Военкомат не успел подготовить к этому времени.
Второй эшелон был погружен и отправлен со станции Можайск также с большим опозданием по этой же причине.
На станции Шатура и Кривандино из 3-х районов – Шатуринский, Криводинский и Коробовский, люди в количестве 1.200 человек, 90 лошадей, 50 тракторов, 80 автомашин и повозки с упряжью с 1-го дня мобилизации находятся в ожидании подачи вагонов под эшелоны; кроме того, на станции Можайск ждут отправки 350 человек.
При обращении к военному коменданту станции Муром о подаче вагонов для отправки эшелонов, последний заявил, что из отдела Военных Сообщений еще не поступило ему указание о подаче вагонов.
На Белорусском вокзале образовалось большое скопление людского состава из-за отсутствия вагонов. С утра 25.06 до конца дня люде не отправлен и находятся на вокзальной площади.
24.06.1941 с Белорусского вокзала к отправке намечалось 10 эшелонов, фактически же было отправлено 4. 6 эшелонов не были отправлены вследствие того, что работниками станции не были приготовлены места для погрузок грузили с одной платформы тогда, как была возможность, производить погрузку в нескольких местах.
25.06.1941 года в 6 часов на Киевский вокзал были поданы вагоны для погрузки людского состава, которые отправлены не были из-за неприбытия людей из Мосгорвоенкомата.
Октябрьский Военкомат скомплектовал для развертывания мотобригады на базе 8-го автополка в гор. Рязани, команду шоферов в количестве 600 человек. В течение 3-х дней с 22 по 25 июня люди по назначению не отправлены в связи с тем, что отдел военных сообщений МВО не дал наряда начальнику передвижения войск Ленинской ж.д.
На Белорусском вокзале образовалось большое скопление людского состава из-за отсутствия вагонов. С утра 25.06 до конца дня люди не отправлены и находятся на вокзальной помощи.
В ночь на 25.06 на Ржевском вокзале Калининской ж.д. сосредоточились мобилизуемые из горю Москвы и Московской области, отправка которых из-за отсутствия вагонов для погрузки задержалась. Люди располагались на вокзале и частично на воинской платформе, разводили костры, разбивали тюки сена для устройства постели, среди них имелось много пьяных. Причем, прибывающие команды не обеспечивались сопровождающим начсоставом и по существу были предоставлены сами себе.
Отдел военных сообщений и коменданты дорог в настоящее время работают без мобплана. Вся работа идет распорядительным порядком. Отдел Военных Сообщений штаба округа дает распоряжение комендантам дорог по телефону. Генштаб Красной Армии сам берет подвижной состав, который не учитывается планом ОВС штаба округа.
Помощник начальника 3 Управления НКО СССР
Полковник Москоленко
Заместитель начальника 2 отделения 1 отдела 3 Управления НКО