Гражданская война; Межвоенные конфликты; Части и соединения; Персоналии;
Я много читал всякого разного, но это верх... (типа обоснование репрессий)
Такой изящной словесности, и поразительного умения обосновать еще не читал.
Наслаждайтесь:
"...
Особенности нелегальной контрреволюционной организации бывших офицеров в военно-морском флоте
Разносторонняя и широко разветвленная, но в то же время направленная к одной цели контрреволюционная деятельность бывших офицеров в Военно-морском флоте, протекавшая в течение ряда лет с первого дня Октябрьской Революции и до 1938 года (а может быть и дольше) требовала не только идейных установок, но и соответствующих организационных форм в виде нелегальной организации. Такая организация должна быть достаточно устойчивой и гибкой, чтобы выдержать борьбу с ВЧК-ОГПУ-НКВД.
В истории классовой борьбы сложились ряд условий или принципов или признаков, который в той или иной мере являются общими для всех нелегальных политических организаций (программа, членство, организационная структура, нелегальная связь, внутренняя дисциплина, конспирация с паролями, кличками, явочными квартирами, шифрами и т.д.).
Арестовывая бывших офицеров целыми группировками на флотах в центральных управлениях и учебных заведениях, органы ОГПУ тратили много труда на выявление не только подготовки восстаний, диверсий, в виде взрывов и утопления кораблей, подготовку террористических актов, которых установить не удавалось, но и на выявление всех типичных признаков, свидетельствующих о наличии общей контрреволюционной организации, которых также установить не удавалось. Следствию не удавалось установить и доказать наличия принятой где-либо программы контрреволюционной организации, ее внутренней организационной структуры, порядка оформления членства, явочных квартир, вербовок, паролей и т.д. Все эти обычные признаки не удавалось установить не потому, что плохо работали органы ОГПУ, а потому, что этих признаков не было в таком виде, в каком их хотели найти.
В настоящее время от некоторых бывших офицеров можно слышать заявления о том, что никакого вредительства с их стороны не было, а были лишь обычные ошибки и упущения в работе, которые органами ОГПУ освещались как вредительство; что никакой контрреволюционной деятельности и нелегальной организации не было, а были иногда обывательские разговоры, которые освещались как антисоветские, были обычные семейные вечеринки с вином и танцами, которые органами ОГПУ преподносились, как контрреволюционные сборища.
Разбор, как документов, так и фактов показывает, что контрреволюционная организация бывших офицеров существовала в течение ряда лет, но эта организация имела ряд особенностей, которые обеспечивали ее устойчивость и определили характер ее деятельности.
Идейное единство бывших офицеров царского флота, основанное на неприязни к Советской власти и стремлении вернуть положение, которое они занимали в царском флоте, складывалось не в годы Советской власти. Это единство определилось общим дворянским происхождением, воспитанием в морском кадетском корпусе и службой в царском флоте.
«В Военно-морской академии существует антисоветская группировка, в состав которой входят преимущественно бывшие морские офицеры, как-то: Б.Б. Жерве, В.Е. Егорьев, Л.Г. Гончаров, Н.М. Кедров, А.В. Шталь, Ю.А. Добротворский, В.А. Унковский, С.П. Ставицкий, В.В. Селитренников, Г.А. Степанов и др. Все эти лица являются связанными между собой сословным происхождением (дворяне), прежней службой во флоте, служебным положением в прошлом и настоящем. В прошлом большинства из нас – монархисты». (из показаний Гончарова Л.Г. от 14.12.1930 года).
Придя, таким образом, в советскую действительность со сложившимися уже политическими взглядами и отношением к Советской власти, которые для каждого бывшего офицера были само собой разумеющимся фактом, они были избавлены от необходимости оформлять единство своих взглядов на основе какого-то писанного документа, который подвергался бы обсуждению.
Не было единого взгляда лишь на образ действий. Здесь наметились два основных течения и размежевание офицеров, начавшееся с первого дня Октябрьской революции, закончилось в основном в период Гражданской войны. Большая часть бывших морских офицеров, более последовательных, решительных и по-своему более благородных решила, что их долгом является личное участие в вооруженной борьбе с Советской властью. Эти офицеры, не считаясь с потерей семей и имущества перешли к белым и боролись с Советской властью пока не были окончательно разгромлены и выброшены за пределы страны. Другая меньшая часть бывших офицеров, менее решительных, но по своему более умных и дальновидных, считали, что в этой борьбе им незачем рисковать собой, что лучше выждать, когда большевики будут свергнуты внешними и внутренними силами (в чем они не сомневались) осторожно содействуя этому в меру сил и способностей каждого, и уже тогда выступить в качестве организованной силы, сохранив таким путем себя для «будущей» буржуазной России. Некоторые из них по приказу Советской власти были вынуждены даже принять в борьбе против белых в надежде, однако, на то, что «будущая» Россия поймет и простит им это невольное прегрешение.
Вот эта часть бывших офицеров, не менее враждебно относящихся к Советской власти, но неспособных к активным формам борьбы с ней, оставшись в рядах ВМФ и составила основу контрреволюционной организации..."