Великая Отечественная; 1941; Части и соединения; Персоналии;
Re: Про ОМСБОН и 2-й мсп НКВД
Приветствую !
Из воспоминаний А.А.Новака (продолжение)
Там со мной приключился неприятный случай
В районе расположения части, южнее Тулы, мой взвод нес караульнуюслужбу.Пока я проводил инструктаж и разводил бойцов по постам, все время слушалась орудийная канонада, напоминающая о близости фронта. Я только отошел от штабного автобуса после доклада о выставлении постов, как со стороны березовой рощи раздались, с короткими промежутками три винтовочных выстрела. Бегом на пост. Часовой доложил, что стрелял по машине. Когда показался "пикап", он вышел на дорогу и потребовал остановиться. Водитель вроде притормозил, но подъехав ближе, резко добавил газ. Часовой выстрелил вверх, а потом дважды вслед машине. Видимо, говорит, промазал.
Утром я был вызван в штабной автобус. Командир части прервал мой доклад. "твой часовой стрелял в секретаря обкома. Что будем делать?" Я не зал. что и ответить. А он выдержав паузу, продолжил:"Не пугайся, жив секретарь. Получил небольшое ранение в лицо осколком стекла". Далее, объяснил, что машина не остановилась потому, что когда днем секретарь ехал к фронту, на этой дороге никакого поста не было. Когда часовой попытался остановить машину, он засомневался, не десант ли , и приказал водителю прибавить скорость. Только в штабе его проинформировали о прибытии в район новой части.
Под Тулой пробыли недолго. С отменой в Москве осадного положения наша бригада особого назначения была придана 2-му отдельному мотострелковому полку войск НКВД и перебазирована в Лосиноостровск, северный пригород Москвы.
Полк выполнял специальные задания командования и готовил кадры для диверсионной работы в тылу врага и проведения разведывательных операций для организации партизанской борьбы. Практически весь командный состав полка состоял из специалистов различного профиля с высшим образованием, спортивных инструкторов. Бойцов обучали владению различными видами оружия, в том числе захваченного у врага, передвижению на лыжах, пользованию парашютом. готовили подрывников. Большое внимание уделялось тактике ведения боевых действий в больших лесных массивах.
...
Большинство из нас боевого опыта не имело, а война не прощала больших ошибок
Вот один из печальных примеров. Зимой 42-го года в тыл врага была заброшена группа во главе с лейтенантом Диденко. Уходя на задание, лейтенант попросил у меня лыжи с моим самодельным креплением. Диденко вернулся в часть месяца через два. Один. От него мы узнали. как погибла диверсионная группа. Уже пр возвращении встретили немецкий обоз и решили его уничтожить. Все было бы хорошо, не подведи автоматические винтовки. После первых же выстрелов затворы нагревалась, а при переползании в снегу обледенели, стрелять стало невозможно. Немецкие обозники расстреливали практически безоружных бойцов. Раненый командир сумел уйти только потому, что отстреливался из пистолета. Его переправили на "большую землю" партизаны, которых он разыскал в лесу.Вскоре совсем из другого района действий возвратилась группа бойцов, на построении которых Диденко увидел мои лыжи. По словам бойца, они взяты им в тылу врага после разгрома немецкого отряда. Единственным утешением лейтенанту было то, что гибель его товарищей была отомщена.
Как командир взвода, я подготовил для борьбы в тылу врага две группы бойцов. С одной из них ушел назадание командир батальона капитан Прудников. После выполнения задания он остался у партизан. Вторая группа была передана в распоряжение неизвестного мне подполковника.
Во 2-м мотострелковом полку я прослужил до весны 1943 года, находясь в тридцати километрах от семьи, котрая в 1942 году переехала из Петушков в город красноармейск.