От капитан Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 05.09.2008 21:43:30 Найти в дереве
Рубрики Великая Отечественная; Части и соединения; Версия для печати

Еще одна статья по бепо НКВД

Бронепоезда НКВД в Великой Отечественной войне.


Накануне Великой Отечественной войны в войсках НКВД по охране железных дорог находилось на вооружении 36 мотоброневагонов. 12 бронеплощадок и 16 бронепоездов (6eno). Надо заметить, что в Крас¬ной Армии к тому времени имелось лишь 8 бронепоездов. Наличие бронепоездных подразделений в составе войск НКВД по охране дорог значительно уси¬ливало охрану и оборону железнодорожных сооружений. Бепо существовали по штатам отдельных частей с прямым подчинением ко¬мандиру соединения. Война с фашистской Германией застала наши бронепоезда с полным боевым комплектом. Бепо имел на вооружении от 4 до 6 76-;миллиметровых орудий, более 10 пулеметов. Затем к этому добавились еще по два 120-миллиметровых миномета и крупнокалиберные пулеметы. Штатное расписание бронепоезда предусматривало 120 человек. С первых дней войны личный состав бронепоездов войск НКВД вступил в бой с противником по всему фронту. Обладая большой подвижностью, мощью огня и броневой защитой, они прикрывали сосредоточение и развертывание частей Красной Армии, обороняли важ¬нейшие мосты, несли противовоздушную оборону железнодорожных узлов и тыловых объектов, боролись с прорвавшимися частями и десантами врага. От самой границы началась боевая история экипажа бронепо¬езда войск НКВД № 73 под командованием капитана Ф. Малышева. Когда фашистский авиадесант перерезал железную дорогу Могилев — Осиповичи и захватил мост через реку Березину, воины получили приказ выйти в район действия противника. Весь день бронепоезд очищал район от гитлеров¬цев, выбил их с моста. Но к утру подошли фашистские танки, пехота, налетели самолеты. Быстро редела приданная бронепоезду рота. Тяжело приходилось красноармейцам, которые успели поджечь пять танков, уничтожить две батареи, сбить самолет, словом, нанести весьма значительный урон живой силе и технике противника. Весь артиллерийский огонь фашисты сосредоточили на бронепаровоэе и прямое попадание нескольких снарядов вывело его из строя. Совсем неприкрытая с воздуха, лишенная маневренности, крепость на колесах стояла насмерть. С наступлением ночи оставшиеся и живых бойцы вместе с командиром прорвались к своим войскам. В железнодорожном де¬по города Брянска для воинов собрали новый бронепоезд № 73, состоявший из двух броневагонов. оснащенных четырьмя 76-мнллиметровыми пушками и одиннад¬цатью станковыми пулеметами. Команду из 196 человек вновь возглавил капитан Ф. Малышев. В июльских и августовских боях 1941 года под Киевом мужество и героизм проявил личный состав бронепоезда № 56 войск НКВД под командованием старшего лейтенанта П. Ищенко. В этих боях бепо сбил вражеский бомбардировщик, уничтожил 11 танков. 5 бронированных тягачей. 5 противотанковых орудий, 2 бронемашины. 12 минометов, 2 артиллерийские батареи. 30 мотоциклов и до 700 человек пехоты противника. За храбрость и отвагу, умелые и решительные действия 71 воина наградили орденами и медалями, а старший лейтенант П. Ищенко и военком В. Казарин были удостоены ордена Ленина. Славным боевым делам этого бронепоезда, награжденного орденом Красного Знамени, посвящен кинофильм "Крепость на колесах". В 1980 г. в Каневе установили памятник этому бронепоезду. Под Ленинградом и в Карелии 6 бронепоездов 23 дивизии войск НКВД провели 184 боя и огневых налета по противнику. Так, 19 сентября 1941 года бронепоезд 82-го полка этой дивизии получил от представителя Ставки Верхов¬ного Главнокомандования задачу уничтожить скопление крупных сил противника в районе деревни Хандрово. Внезапно открыв мощный артиллерийско-пулеметный огонь по противнику, бронепоезд вызвал в рядах врага панику. Немцы с большими потерями оставили занимаемую деревню, бросив на поле боя 31 танк, из которых всего 5 оказались подбитыми, а остальные 26 грозных машин были захвачены частями 128 стрелковой дивизии в исправном состоянии. Кроме того, в том бою было уничтожено большое количество автомашин с пехотой и военным грузом. Приказом по войскам Ленинградского фронта от 20 декабря 1941 года командир бронепоезда Ю.Мущкед был награжден орденом Красной Звезды. Медали получили 16 воинов. В боях под Москвой вновь отличился бронепоезд №73. В ноябре 1941 года ему была поставлена задача курсировать на участке железной дороги между станциями Дмитров и Икша вести наблюдение и разведку, а в случае прорыва противника к каналу Москва — Волга оказать поддержку нашим поискам. Утром 23 ноября разведка доложила, что фашисты захватили Яхрому и готовятся форсировать канал. Мощный огонь бронепоезда, а затем и роты танков, вовремя подоспевшей в этот район, сорвал планы гитлеровцев. Много часов длилась неравная схватка с двумя десятками танков врага, в ходе которой 8 машин противника было уничтожено. Свидетель этого боя командующий 30 армией генерал Д. Лелюшенко высоко оценил мужество личного состава бронепоезда и танкистов. В районе Дмитрова бело сражался до 2 декабря 1941 г., уничтожив 12 фашистских танков. 24 бронеавтомашин, более 750 солдат и офицеров противника. За успешные бои под Могилевом, Малой Вишерой. при обороне Москвы и Сталинграда бронепоезд № 73 был награжден орденом Красного Знамени. Командир и комиссар получили ордена дважды, и вместе с ними награждено также 47 бойцов и офицеров. На Закавказском фронте отличился 46 отдельный бронепоезд войск НКВД. В период с 24 августа по 2 ноября 1942 года личный состав этой крепости на колесах произвел 27 огневых налетов, отразил 6 воздушных атак немецких стервятников. Так, 29 августа, пользуясь данными разведки, бепо с огневой позиции, расположенной неподалеку от разъезда Тепловодный открыл ураганный артогонь по движущимся и принимавшим боевой порядок мотомехколоннам противника. По 6 танкам, бронемашинам, 30 мотоциклам было вы¬пущено более 155 снарядов. Все артрасчеты действовали слаженно и четко. Особо отличились командир 2 бронеплощадки орденоносец младший лейтенант Соколов, командир орудия младший сержант Кобыжча, наводчик красноармеец комсомолец Волошин. Эта схватка с фашистами стала боевым крещением всего личного состава бронепоезда. В результате было подбито 2 танка, 2 бронемашины, 6 мотоциклов и уничтожено до 30 гитлеровцев. 1 сентября 1942 года распоряжением командования 44 ар¬мии 46 отдельному бепо была придана десантная группа 84 морской стрелковой бригады. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 г. бронепоезд за боевые подвиги был награжден орденом Красного Зна¬мени. Командиру капитану Георгию Фролову и его заместителю по политчасти политруку Георгию Полякову также были вручены ордена Красного Знамени. Многие отличившиеся бойцы получили заслуженные награды. К 1 июля 1943 года в войсках НКВД стало 29 бронепоездов. Действовал также 31 отдельный дивизион в составе трех линейных бронепоездов с зенитным вооружением. Воины выполняли зада¬чи сопровождения правительственных поездов. Руководство боевой и специальной подготовкой, подбором кадров, комплектованием личным составом, организацией ремонта и эксплуатации бронепоездов и автомашин осуществлял начальник войск. Большой вклад в разгром врага внесли 29, 30, 78 и 58 бронепоезда 24 дивизии по охране и обороне железных дорог войск НКВД, 35 бепо 9 дивизии и другие. Например, личный состав крепости на колесах 68 полка 10 дивизии героически погиб и схватке с гитлеровцами. Командир майор Паньков и все красноармейцы покрыли себя неувядаемой славой, уничтожив большое количество живой силы и техники врага. Отличились 31 и 34 бронепоезда 25 дивизии. А бепо 59 полка 41 дивизии под командованием капитана А. Харебавы геройски сражался и погиб под Таганрогом, сдерживая натиск фашистских орд. двигавшихся на Ростов. Таким образом, в героическую летопись Великой Отечественной войны бронепоезда войск НКВД по охране и обороне железных дорог вписали яркие страницы мужества и отваги.


Евгений БЕЛОВ, кандидат исторических наук.