№8 ПРОИЗВОДСТВО ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ НА КОЛОМЕНСКИХ ЗАВОДАХ В ГОДЫ
Приветствую всех!
ПРОИЗВОДСТВО ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ НА КОЛОМЕНСКИХ ЗАВОДАХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Начавшаяся Великая Отечественная война коренным образом изменила жизнь промышленной Коломны. Руководствуясь решениями Государственного Комитета Обороны (ГКО), предприятия перешли на одиннадцатичасовой рабочий день, были отменены выходные дни и отпуска, началась массовая мобилизация рабочих на фронт. В первые дни войны только с завода имени К.Е. Ворошилова было мобилизовано более 900 квалифицированных рабочих(1). Их места заняли женщины, старики и подростки, ставшие выпускать 37-мм автоматические зенитные пушки образца 1939 года.
Коллективу предприятия, в значительной степени обновленному, пришлось перестраиваться на новый род деятельности. Впрочем, и изделие, выпуск которого заводу пришлось осваивать, только-только поступило на вооружение после полигонных испытаний. Зенитная пушка была оснащена автоматическим прицелом, способным вырабатывать вертикальные и боковые упреждения, имела хорошую скорострельность (160—180 выстрелов в мин) и довольно высокую начальную скорость полета снаряда (900 м/сек). Максимальная дальность стрельбы составляла (по вертикали) 6700 м(2).
Как только Коломенский завод имени Ворошилова приступил к серийному производству нового оружия, были определены и заводы-поставщики комплектующих деталей и узлов.
Руководствуясь решениями Государственного Комитета Обороны, начал перестраиваться на выпуск военной техники (танков Т-60) Коломенский машиностроительный завод. Его бывший главный металлург Н.Н. Смеляков(3) впоследствии вспоминал: «10 августа 1941 года я сошел с поезда в Коломне, забежал на несколько минут домой, а затем сразу направился на завод. Зашел к директору Е.Э. Рубинчику(4) и главному инженеру К.К. Яковлеву(5). Все стало ясно: делаем танки, к производству которых завод не готовился в мирное время»(6).
Летом 1941 года на одном из заседаний директоров предприятий Москвы и Московской области в Кремле член ГКО, заместитель председателя Совнаркома СССР Н.А. Вознесенский зачитал собравшимся докладную записку на имя председателя ГКО И.В. Сталина «О мерах по развитию ракетной артиллерии». В список предприятий, которые должны были развернуть серийное производство этого оружия, вошел уже упоминавшийся Коломенский машиностроительный завод. Для руководства предприятия это не стало большой неожиданностью, поскольку коломенские машиностроители еще накануне войны трудились над изготовлением направляющих плоскостей для ракет. Они, направляющие, поставлялись Московскому заводу «Компрессор», который налаживал производство «катюш». Неожиданным было решение ГКО об изготовлении в кратчайшие сроки платформ-повозок для 37-мм зенитных автоматических пушек, которые, как уже отмечалось, выпускал завод имени Ворошилова. Раньше эти платформы поставлял киевский завод «Арсенал», но когда в начале июля немцы стали продвигаться к Киеву, было принято решение о срочной эвакуации предприятия. В связи с этим в Наркомате оборонной промышленности состоялось экстренное совещание, на котором присутствовали заместитель председателя СНК Н.А. Вознесенский, нарком вооружения Д.Ф. Устинов, председатель совета по эвакуации Н.М. Шверник, а также директор и главный инженер Коломенского машиностроительного завода Е.Э. Рубинчик и К.К. Яковлев.
Доклад о сложившейся ситуации сделал начальник артиллерийского главка Н.Э. Носовский(7). Он говорил о том, что прекращение поставок платформ в Коломну угрожало остановкой выпуска зенитных орудий. После обмена мнениями было принято два решения: проработать возможность установки 37-мм зенитной пушки на грузовой автомобиль и развернуть производство платформ в Коломне, на машиностроительном заводе. Постановлением СНК СССР были утверждены оба предложения.
О подготовке к производству зенитных платформ на Коломенском машиностроительном заводе его тогдашний директор Е.Э. Рубинчик писал: «Мы знали, что под Киевом идут тяжелые бои, что положение столицы Украины весьма серьезно. Но не может быть, чтобы на "Арсенале" не осталось каких-то деталей и материалов для орудийных платформ, оснастки, инструмента, приспособлений. Наши надежды оправдались: при поддержке киевских партийных, советских, военных организаций представитель Коломенского завода — Д.В. Приезжев отправил в Москву 20 вагонов и 10 грузовых самолетов с материалами, деталями, оснасткой»(8).
Документы на поездку в Киев, предписывающие оказывать представителям Коломенского машиностроительного завода содействие, выписал лично заместитель председателя Совнаркома СССР В.А. Малышев(9).
Технологию изготовления платформ на Коломенском машиностроительном заводе разработала группа конструкторов под руководством Л.С. Лебедянского. В августе 1941 года завод имени Ворошилова получил первую партию платформ, изготовленных коломенскими машиностроителями. Одновременно с налаживанием их производства на площадях тепловозо-паровозного цеха машиностроительного завода вступили в строй две поточные линии по изготовлению снарядов для зенитных орудий.
На выпуск военной продукции переходило еще одно коломенское предприятие — граммофонный завод, именуемый в народе «патефонкой». На нем без прекращения выпуска основной продукции — патефонов шла подготовка к производству танковых раций.
14 октября 1941 года, когда над столицей нависла реальная угроза, ГКО принял решение начать эвакуацию из Москвы и Московской области всех оборонных и других важных предприятий, в том числе и коломенских.
В условиях строжайшей секретности происходила эвакуация завода имени Ворошилова. Рабочие, служащие, инженеры сутками не покидали его территории, отгружая и отправляя эшелоны с оборудованием в г. Красноярск. Впрочем, о том периоде сохранилось мало документов. Известно, например, что уже в начале ноября 1941 года директор завода Я.А. Шифрин издал приказ об окончании эвакуации, что новым местом для продолжения производства явилась база небольшого механического завода в Красноярске, изготавливавшего до войны угольное оборудование. Он имел всего лишь 300 металлорежущих станков. К тому же его металлургические цехи находились в зачаточном состоянии, отсутствовала возможность выполнять термические и штамповочные операции, чрезвычайно слабым было энергетическое обеспечение. Вместе с тем сюда из Коломны прибыло 537 вагонов со станками, 627 — с различными материалами, платформы с 5 троллейбусами, принадлежащими коломенскому городскому транспортному хозяйству, а также около 10 тыс. рабочих, инженеров и членов их семей(10). Часть станков и оборудования устанавливали по технологической цепочке в цеха, остальное монтировали прямо под открытым небом, тут же запуская в работу. Только потом строили стены и крыши. Установка оборудования не прекращалась даже в 40-градусные морозы, что позволило менее чем через две недели (15 ноября 1941 г.) отправить на фронт первый эшелон с 37-мм зенитными автоматическими пушками. В январе 1942-го предприятие восстановило поточное производство. Правда, выйти на летние показатели предыдущего года завод сумел только в 1943-м.
Одновременно с выпуском «внешней», т.е. военной продукции на заводе развернулось большое «внутреннее» строительство: в течение 1942 года были сооружены и сданы под ключ 5 больших цехов, запущены мартеновская печь, электропечь, конвертерная установка. Люди работали с одним выходным в месяц, спали по 3—4 часа в сутки. Самоотверженный труд коллектива позволил заводу(11) производить для себя все виды металлургических заготовок, что обеспечивало успешное выполнение военных заказов, а также позволяло расширять номенклатуру вооружения. Так, помимо 37-мм зенитных пушек-автоматов, здесь после получения дополнительного оборудования наладили выпуск минометов, спроектированных группой конструкторов под руководством Б.И. Шавырина(12).
Осенью 1941 года одновременно с эвакуацией завода имени Ворошилова шла эвакуация и другого промышленного гиганта — Коломенского машиностроительного завода. Впоследствии его директор Е.Э. Рубинчик вспоминал:
«Первый эшелон с оборудованием Коломенского завода ушел в Киров 13 октября. А накануне туда отправилась группа заводских специалистов под руководством главного инженера К.К. Яковлева. Они должны были подготовить прием оборудования и людей.
15 тыс. человек эвакуировалось в Киров. Ехали семьями, с малыми детьми, со стариками. За месяц с небольшим из Коломны ушло более 4 тыс. вагонов с людьми, оборудованием, материалами.
По своим размерам Кировский завод, принадлежавший Наркомату путей сообщения, значительно уступал Коломенскому. Производственных площадей было в 7 раз меньше, энергохозяйство не могло обеспечить наши нужды»(13).
Коломенский гигант, разместившийся на базе небольшого завода имени Первого мая, который до войны производил железнодорожные краны, тоже стал «номерным» (№ 38) и был передан в распоряжение Наркомата танковой промышленности(14).
В ноябре—декабре 1941 года коллектив завода, готовясь к производству танков, вел монтаж оборудования, устанавливал термические печи, металлорежущие станки, в кратчайшие сроки смонтировал 600-тонный гидропресс. Самым крупным на заводе стал механический цех № 5. Его построили фактически заново, установив в нем более 300 единиц механического оборудования и четыре мостовых крана. По соседству были построены еще 6 новых цехов. Начали действовать кислородная, компрессорная и другие вспомогательные установки. Общая производственная площадь прежнего завода к 1943 году увеличилась почти в 1,5 раза(15).
В январе 1942 года из ворот завода вышли первые пять танков Т-60, а в феврале началось их серийное производство. Вскоре предприятие освоило производство танков Т-70, САУ, установок реактивной артиллерии БМ-13 и БМ-8, артиллерийских снарядов М-30 и М-20 и другого военного снаряжения. Завод занимал достойное место среди предприятий Наркомтанкопрома.
В июле 1944 года коломенские рабочие в соответствии с постановлением ГКО были переброшены из Кирова в Харьков на восстановление разрушенного немцами завода транспортного машиностроения имени В.А. Малышева, после чего многие из них вернулись на Коломенский машиностроительный завод.
Осенью 1941 года приказ о демонтаже оборудования пришел и на граммофонный завод. В начале декабря его последние станки были отправлены в город Белово Кемеровской области. По прибытии туда оборудование разместили в местной средней школе, ремесленном училище и обыкновенных сараях, и вот в таких условиях «патефонка» сумела стать базой для крупного радиотехнического производства.
После разгрома немцев под Москвой свободные корпуса коломенских заводов приютили на своих площадях эвакуированные предприятия из других регионов страны. Так, на Коломенский машиностроительный завод прибыли специалисты Ленинградского завода «Русский дизель», Ворошиловградского паровозостроительного завода и Краматорского машиностроительного(16). На оставшемся собственном оборудовании и на оборудовании вновь прибывших предприятий машиностроительный завод возобновил изготовление корпусов артиллерийских снарядов и мин, освоил ремонт танков и самоходных артиллерийских установок. На территории эвакуированного патефонного завода разместился Ленинградский завод текстильного машиностроения имени Энгельса, который освоил выпуск комплектующих частей для минометов. Часть производственных площадей завода имени Ворошилова постановлением ГКО от 11 апреля 1942 года были переданы образованному специальному конструкторскому бюро (СКВ) гладкоствольной артиллерии Наркомата вооружения СССР во главе с Б.И. Шавыриным, талантливым конструктором минометов, а позднее и первых ракетных комплексов.
Перебазирование производительных сил на восток страны, по мнению Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, оказалось равным «величайшим битвам Второй мировой войны»17. Уже в конце 1941 года стало очевидным, что главная задача эвакуации — спасение от фашистских захватчиков основных промышленных ресурсов достигнута. В 1942 году эвакуированные предприятия вышли на проектную мощность и стали обеспечивать фронт всем необходимым. В их числе были и коломенские заводы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Беляев А. Т. Испытания на прочность: Предыстория создания и этапы развития Коломенского завода тяжелого станкостроения. М., 1990. С. 59.
2 Хазанов Б.А. Подвиг одного завода. М.. 1990. С. 21.
3 Смеляков Николай Николаевич (1911—1995). Накануне войны — заместитель главного металлурга, исполняющий обязанности директора Коломенского машиностроительного завода (1941), впоследствии — директор завода «Красное Сормово», председатель Горьковского совнархоза, министр машиностроения СССР, более четверти века — заместитель министра внешней торговли СССР. Лауреат Ленинской премии. Автор книг «Деловая Америка», «С чего начинается родина» и «Уроки жизни».
4 Рубинчик Ефим Эммануилович (1903—1991) — генерал-майор инженерно-танковой службы. В 1937—1940 гг. — первый секретарь Коломенского горкома ВКП(б). Директор Коломенского машиностроительного завода в 1941—1942 гг., затем директор завода «Красное Сормово» (1942—1949 гг.). Лауреат Государственной премии СССР.
5 Яковлев Константин Константинович (1907—1978) — генерал-майор инженерно-технической службы. С мая 1942 по июль 1944 г. — директор завода № 38. С августа 1944 по май 1946 г. — директор Харьковского завода. С мая 1946 по апрель 1952 г. — директор Коломенского завода. Затем работал заместителем министра тяжелого и транспортного машиностроения.
6 Смеляков Н.Н. Уроки жизни. М., 1988. С. 25.
7 Носовский Наум Эммануилович (1905—1978) — генерал-майор инженерно-технических войск, начальник артиллерийского главка и член коллегии Народного комиссариата вооружения (1940— 1946), директор Коломенского завода тяжелого станкостроения (1948—1955).
8 Война. Народ. Победа, 1941—1945. 2-е изд. М, 1976. Кн. 1. С. 144.
9 Малышев Вячеслав Александрович (1902—1957) — генерал-полковник инженерно-танковой службы. Герой Социалистического Труда (1944). После окончания МВТУ имени Н.Э. Баумана (1934) работал на Коломенском машиностроительном заводе — сначала в конструкторском отделе, затем начальником дизельного цеха, главным инженером и директором завода. В 1939-м был утвержден наркомом тяжелого машиностроения. В 1940—1944 гг. — заместитель председателя СНК СССР. С 1941 по 1945 г. — нарком танковой промышленности. Урна с его прахом — в Кремлевской стене.
10 Хазанов Б. А. Указ. соч. С. 21.
11 В Красноярске Коломенский завод имени Ворошилова стал именоваться «завод №4».
12 Шавырин Борис Иванович (1902—1965) — конструктор минометного и реактивного вооружения. Герой Социалистического Труда (1945). 11 апреля 1942 г. возглавил созданное в Коломне Специальное конструкторское бюро гладкоствольной артиллерии Наркомата вооружения. В 1985 г. в мемориальном парке Коломны установлен его бронзовый бюст.
13 Война. Народ. Победа. С. 145, 146.
14 Ефремцев Г.П. История Коломенского завода: 1863—1983 гг. М., 1984. С. 184.
15 Там же. С. 184, 185.
16 Перфилов В.Т. О Коломне и фронте (1941—1946 гг.). Коломна, 2003. С. 27.
17 Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М. 1969. С. 278.
М.Ю. СЕРГОМАСОВ
ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ КОЛОМЕНСКОГО ЗАВОДА
О Коломенском тепловозостроительном, или — Коломенском заводе кто только не наслышан. Но вот мало кто знает о вкладе известнейшего в России и за рубежом предприятия в укрепление обороноспособности страны. История сотрудничества завода с военным ведомством уходит своими корнями в XIX век, о чем свидетельствуют собранные в заводском музее многочисленные воспоминания ветеранов разных лет, газетные публикации и другие материалы. А все началось с постройки паровозов для военно-полевых работ. Специально для этих целей были разработаны и собраны несколько типов узкоколейных паровозов (77, 78, 86 и др.). Появились они в мирное время, однако сыграли значительную роль в годы Первой мировой войны, доставляя боеприпасы и снаряжение передовым соединениям, возвращаясь в тыл с ранеными.
Узкоколейные линии прокладывались и эксплуатировались воинами-железнодорожниками в тех местах, где применение иного транспорта было невозможно, — это леса и болота под Новгородом, Старой Руссой, Холмом, Ржевом, Вязьмой и т.д.
Значительным событием для завода стало освоение с 1903 года выпуска дизелей с одновременным поиском приспособления этих устройств в качестве главных двигателей для речных и морских судов. В 1907 году по проекту инженера РА. Корейво был построен колесный буксир «Коломенский дизель». Подобные ему речные и морские суда стали именоваться теплоходами. К 1910 году на предприятии наладилось серийное производство дизелей, 57 проц. которых были судовыми. Как отмечается в работах исследователей, судовое дизелестроение на Коломенском заводе успешно развивалось и перед Первой мировой войной, и в последующем. Достигалось это как поставкой дизелей судостроительным заводам, так и постройкой теплоходов на собственной верфи. К примеру, во время Гражданской войны в 1918 году завод построил теплоходы «Кубань» и «Терек», которые, покрытые броней и вооруженные, принимали участие в боевых действиях на Волге под Казанью.
Задолго до Первой мировой войны на Коломенском заводе изготавливались также пулеметные двуколки, зарядные ящики, стаканы для артиллерийских снарядов и т.п. В 1912 году, к примеру, были изготовлены крупные металлические конструкции огромного помещения (длина — 105 м) — эллинга, предназначавшегося для управляемых аэростатов 9-й воздухоплавательной роты (дислоцировалась в г. Лиде). В 1916-м из Коломны отправлялись взрыватели, фугасные снаряды, гранаты казенного и французского образцов. Одновременно для военных ведомств Коломенский завод производил минные транспорты, теплоходы, дизели и даже станки-автоматы для выделки колючей заградительной проволоки.
В связи с возникшей во время Первой мировой войны необходимостью развития подводного флота на Коломенском заводе приступили к созданию дизелей для подводных лодок (ПЛ). Используя уже известные наработки в этом направлении, в 1934 году заложили три ПЛ типа «Щука». В 1937 году они были перегнаны по Оке и Волге в Нижний Новгород, где достраивались на заводе «Красное Сормово». Подводная лодка Щ-421 в 1942 году стала Краснознаменной, Щ-422 в 1943-м удостоилась гвардейского звания, а Щ-423 совершила сложнейший переход Северным морским путем на Тихий океан. Коломенскими двигателями оснащались большинство советских подводных лодок, выпускавшихся до и во время Великой Отечественной войны.
Надежной опорой нашей армии в ходе как оборонительных, так и наступательных операций были железные дороги. Перевозки по ним за годы войны составили 68,5 проц. в общем объеме; на них же пришлась основная нагрузка по эвакуации более 2500 предприятий и нескольких миллионов людей, при этом значительную часть локомотивного парка страны составляли паровозы Коломенского завода. Помимо того, с первых дней Великой Отечественной он стал осваивать постройку передвижных платформ для зенитных орудий. Опытнейшие конструкторы и технологи под руководством главного конструктора Л.С. Лебедянского в деталях разрабатывали весь процесс производства платформ (изготовление штампов и приспособлений, обустройство специального сборочного цеха и т.п.). В июле 1941-го были изготовлены первые платформы, а в августе начался их серийный выпуск с последующей отправкой туда, где на них монтировались зенитные пушки.
Вторым важным заказом стали направляющие плоскости (стволы) реактивных минометных установок БМ-13 («Катюша»). В августе было налажено производство этих стволов, часть которых отправили на московский завод «Компрессор», где и создавались первые легендарные «катюши». Вскоре и Коломенский завод стал выпускать это грозное оружие, устанавливая его на грузовых автомашинах ЗИС-5 и ЗИС-6. Одновременно изготавливались бронекорпуса и детали к танкам Т-60. Затем перед сталелитейщиками была поставлена задача освоения и выпуска броневых башен и деталей ходовой части танков. В тепловозно-электровозном цехе смонтировали две поточные линии по выпуску специальных снарядов для новых скоростных крупнокалиберных автоматических пушек, защищавших небо столицы.
После эвакуации осенью 1941 года на заводе оставалась лишь сотая часть оборудования, но вскоре предприятие стало набирать темпы по выпуску мин, авиабомб, ручных гранат, шанцевого инструмента и других видов боеприпасов и снаряжения. В больших масштабах производился ремонт военной техники, особенно танков KB и самоходных орудий СУ-152. Вспоминая об этом, очевидцы рассказывают и о трагических моментах, когда с полей сражений поступали для ремонта танки с телами погибших бойцов.
Завод бесперебойно снабжал оружием фронтовую Москву. В общей сложности до января 1942 года сражавшейся столице, кроме бронепоезда, были отправлены 18 тыс. 880 зенитных снарядов, 128 направляющих плоскостей для «катюш», 310 «катюш», 770 платформ для зенитных установок, 241 бронекорпус для танков Т-60 и другое военное снаряжение.
В боях за Москву участвовал бронепоезд, построенный на заводе за полтора месяца. О том можно прочитать в одном из номеров заводской газеты военной поры. «В один из погожих сентябрьских дней, — сообщается там, — бронепоезд, состоявший из нескольких бронеплатформ с пушками и крупнокалиберными пулеметами, вышел из завода в обкатку. Его провожали тысячи глаз. Бронепоезд успешно прошел обкатку и вернулся на завод для окончательной отделки. 9 сентября на заводской площади состоялся многотысячный митинг работающих, посвященный отправке бронепоезда на фронт. Прибывший на завод Герой Советского Союза И.Д. Папанин, осмотрев бронепоезд, дал ему высокую оценку. Папанин в Гражданскую войну был паровозным машинистом и водил бронепоезда. На митинге с напутственными словами выступили нарком тяжелого машиностроения Н.С. Казаков, секретарь МК ВКП(б) Б.Н. Черноусов, мастер паровозной сборки И.И. Кузнецов. Старший машинист бронепоезда Н.Т. Буренков поблагодарил коллектив за отличный бронепоезд и заверил всех присутствующих, что команда готова к выполнению боевого задания. На следующее утро бронепоезд ушел из Коломны в Москву, а оттуда прямо на фронт. Жизнь этого бронепоезда оказалась недолгой. 11 октября в 13 часов дня между станцией Колесники и г. Гжатском на Смоленщине произошел двухчасовой бой с превосходящими наземными и воздушными силами врага. Бронепоезд нанес фашистам ощутимые потери. Во время второго выезда гитлеровцы разрушили железнодорожное полотно, и путь назад бронепоезду был отрезан. Прямым попаданием снаряда он был выведен из строя. Многие члены команды погибли. Только 15 участникам боя через нижние люки удалось переползти железнодорожные пути и уйти в окрестный лес».
В январе 1942 года были изготовлены второй бронепоезд «Коломенский рабочий» и товарная платформа с бронеплощадками. «Заказ на постройку бронепоезда, — вспоминал его бывший командир П.З. Горелик, — в начале декабря получил Коломенский паровозостроительный завод. Депо выделило паровоз серии ОК № 105. Людей на заводе не хватало, большинство рабочих эвакуировано. В опустевших цехах отсутствовало оборудование. Не было и опыта строительства тяжелого бронепоезда. Но конструкторы, инженеры, оставшиеся в городе, сделали все, что можно было в этих трудных условиях. Коломенские умельцы сотворили для нас поистине чудо. Из сохранившихся деталей, подгоняя вручную сложные узлы автоматических пушек, заводские умельцы собрали для нас орудия, безотказно действовавшие на фронте. Казалось, весь город жил созданием бронепоезда. Коломенцы собрали более миллиона рублей». Бронепоезд № 2 успешно выполнил свои боевые задачи и дошел до Познани.
В феврале 1942 года на заводе уже действовали 13 производственных и 10 вспомогательных цехов. В 1943-м отсюда поставлялось сложное промышленное оборудование, поднимавшимся из руин металлургическим коксохимическим предприятиям Макеевки, Енакиево, Донецка, Мариуполя, Таганрога и других городов юга. Так, завод выполнил несколько заказов, в том числе изготовил коксовыталкиватель для новой доменной печи № 6 Магнитогорского металлургического комбината (тогда это была самая крупная домна в Европе), поставил различное оборудование сооружавшейся тогда домне Алапаевска — старейшего центра черной металлургии, а также трубным заводам Урала. Не без помощи коломенцев строились первенцы черной металлургии Казахстана (Темир-Тау) и Узбекистана (Беговат), восстанавливалось производство гигантов тяжелого машиностроения Краматорска и Ворошиловграда, получавшее новые паровозы, необходимые станки, нужные квалифицированные кадры. Из Коломны южным железным дорогам поступило 50 товарных паровозов, в том числе 9 новых.
Возобновив паровозостроение, завод с июля 1943 года стал выпускать товарные локомотивы повышенной мощности и экономичности типа 0-5-0 серии Эр (р — реконструированный). Всего за 1943—1944 гг. их было построено 22. В эти же годы на заводе было изготовлено 27 тыс. тонн металлургического оборудования. Возобновилось и дизелестроение. Из оставшихся заготовок собрали два судовых дизеля 6Д по 1600 лошадиных сил каждый. Для инженерных частей Красной армии и для восстановительных работ на освобожденной территории изготавливали дизель-молоты, снабжали запасными частями электростанции Майкопа, Ейска, Новомосковска и других городов; отремонтировали дизели для электростанций Можайска.
Все задачи, поставленные коломенцам, среди которых были и такие, которые казались непосильными, не оставались невыполненными. И обязательно к сроку! Об этом свидетельствуют воспоминания ветеранов.
«В кабинете директора завода было немного теплее, чем на улице, — шла вторая военная зима. За длинным столом сидели и скучно переговаривались главный инженер завода Л.С. Лебедянский, главный конструктор П.А. Сорока, заместитель начальника производства по боеприпасам К.П. Петров, начальник одного из цехов В.К. Анищенко и еще несколько руководящих работников завода. Ждали директора Спартака Гоцеридзе. Он вошел в кабинет вместе с двумя товарищами. Одним из них был заместитель наркома Я.В. Юшин, его на заводе знали многие. Но кто же другой?
— Посмотрите на эту вещичку, — проговорил незнакомец, не снимая пальто, расстелив чертеж на столе. — Много ли времени вам потребуется, чтобы наладить ее выпуск?
На чертеже во всех деталях был изображен реактивный снаряд.
— Месяца три, — проговорил кто-то неуверенно. Незнакомец улыбнулся, подошел к вешалке, снял пальто, и тут все увидели в его петлицах два ромба. Генерал!
— Вот вам десять дней, и ни часу больше, — проговорил он. — А теперь давайте обсудим, кто и что будет делать».
Вспоминая этот случай, Константин Петрович Петров не без гордости заключает: «И что бы вы думали? Ведь уложились в десять дней! фронт получил новое оружие, не менее грозное, чем знаменитые «катюши», — новый реактивный снаряд М-30».
«Как-то на завод пришло письмо от воинов-подводников Северного флота, где служил командиром подводной лодки С-55 бывший слесарь Коломенского завода Лев Сушкин. Подводники просили изготовить ряд запасных частей для дизелей. На заводе сперва смутились — ведь почти все дизелисты в Кирове, там они строят танки, «катюши». Как же быть? Обратились к старикам, бывшим рабочим завода, проживающим в окрестных деревнях и в самом городе. Удалось собрать около 30 пенсионеров. Они с готовностью взялись, как говорится, «тряхнуть стариной». И «тряхнули» — весь заказ подводников был выполнен точно в срок».
Коломзаводцы сражались в рядах действующей армии на всех фронтах и во всех родах войск. Из ушедших на фронт 4000 заводчан более 1000 погибли на полях сражений. За успешное выполнение заданий по выпуску боеприпасов и металлургического оборудования в годы войны 11 июля 1945 года Коломенский завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Четырнадцать человек удостоены высшей награды Родины — звания Героя Советского Союза, более 1500 человек награждены орденами и медалями.
В послевоенные годы Коломенский завод, имевший значительный опыт в области создания дизелей для ДПЛ, продолжил работы в этом направлении. Среди исчисляемых десятками проектов особо массовое распространение имели поставки дизелей 37Д на первые послевоенные лодки проектов 611 и 613, а затем дизелей Д42 на проекты 651 и 641 (лодки 641-го проекта экспортировались в Китай, Индию, Болгарию, на Кубу). Во времена «холодной войны» ПЛ проекта 651, вооруженные не только торпедным, но и ракетным оружием, играли важную роль в осуществлении оборонной концепции нашей страны. Они несли боевую службу в Средиземном море. Надводные корабли отечественной разработки с дизелями 40Д поставлялись в ГДР, Польшу, Китай, Египет, Индию, в Республику Куба и другие дружественные страны.
В течение многих лет двигатели Коломенского завода устанавливались на танкеры и плавучие базы. Коломенские ДВС были установлены также на пограничном корабле «Пурга», оснащенном артиллерией. Этот корабль эксплуатировался во льдах и предназначался для борьбы с браконьерами у берегов Камчатки в зимнее время. В 1950—1960-х годах двигателями оснащались пограничные корабли ВМФ, катера — охотники за подводными лодками.
В 80-х годах прошлого века началось изготовление двигателей для установки на ПЛ проектов 877 и 636, которые завоевали большую популярность у заказчиков, поскольку являлись самыми малошумными подводными лодками в мире. Из-за сложности обнаружения западные специалисты прозвали их «черными дырами в океане». Уникальные научно-исследовательские суда типа «Юрий Гагарин», противолодочные крейсеры типа «Москва», буксиры-толкачи «Маршал Блюхер» и «Маршал Тухачевский» тоже оснащены коломенскими двигателями.
Коломенские дизели в качестве главных судовых двигателей поставлялись в СССР для катеров различного назначения, танкеров, морских буксиров-спасателей, тунцеловов, пожарных судов, а также на экспорт для применения на военных быстроходных судах. И большое количество плавучих буровых установок в Баку, Мурманске, на Сахалине, корабли специального назначения, а также плавбазы, обслуживающие подводные лодки, оснащены коломенскими дизелями.
Сегодня Коломенский завод принимает активное участие в процессе возрождения Российского флота, создавая двигатели для надводных кораблей и подводных лодок самых, можно сказать, современных проектов. Для поставки на экспорт дизельные двигатели приспосабливаются к требуемым условиям (например, для тропиков — специальные меры по защите от коррозии). ПЛ, на которые они устанавливаются, получают признание благодаря высоким экологическим показателям, качествам безопасности и малошумности, достигнутым в значительной мере за счет конструкции дизелей.
Е.В. БЫЧКОВА.