От Александр Ответить на сообщение
К И.И.Ивлев Ответить по почте
Дата 30.12.2003 14:27:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Re: Вопрос о 18 мцп.

Игорь Иванович, добрый день. Вот, что у меня есть по 18 мцп.
Садовщиков Михаил Семенович, младший лейтенант 18 мотоциклетного полка 25 танковой дивизии.
«После досрочного окончания Минского пехотного училища попал по распределению в местечко Бельск в полковую школу командиром минометно-мотоциклетного взвода. В летних лагерях шла интенсивная подготовка курсантов призыва мая 1941 года. Они готовились на младших командиров. Ежедневно проводилась строевая подготовка с оружием, однако боевой стрельбы, как ни удивительно, не было ни разу. В это время в нашей части шло переформирование. Командирами назначались бывшие кавалеристы, не готовые к пехотной тактике. Многие даже не успели одеть форму.
Вот с такой подготовкой 22 июня вступили в бой. Дежурный по части лейтенант Соловьев не знал, что делать, какие отдавать приказы. Офицеры же ночевали в деревнях, в том числе и я с лейтенантом Николаем Чирва. А вечером вместе с Иваном Шабровым я был на деревенских танцах.
Дежурный посылает связного за капитаном Громовым в деревню Дубяжино. Связи с командованием нет. Вернулся посланный мотоциклист с приказом идти на Бельск. Над нами пролетали вражеские самолеты, но колонны не трогали. Как оказалось у них было более важное задание. В Бельске мы увидели уничтоженный аэродром и около 300 новеньких самолетов. Наши зенитные установки почему-то молчали.
Перед полком была поставлена задача помочь находившимся в кольце немцев трем дивизиям около реки Нурец и м. Браньск. Там истекал кровью наш танковый разведбатальон. Около 100 мотоциклов с экипажами и три легких танка повел капитан Громов. На пути к Браньску дорогу перекрыли вражеские бронетранспортеры и автоматчики на мотоциклах. Завязался бой. К Браньску нам немцы не дали пройти и все бойцы разведбатальона погибли. Погибли и многие из моих боевых товарищей. Среди них командир 4 роты Цветков, его водитель, командир 2 роты старший лейтенант Твердохлеб, младший лейтенант Мокалов. Громов с остатками людей начал отступать на Слоним. Здесь принял бой с немецким десантом. В схватке геройски погиб комиссар Долгих.
По приказу зам. командира полка капитана Ванеева взвод под моим командованием в составе двух рот занял оборону на окраине Бельска. Немцы на наши позиции не пошли. Нам ничего не оставалось как отступить, чтобы не попасть в окружение. Шли на Волковыск, Козловщину, Рубежевичи. Из окружения я выходил с раненым пограничником Михаилом Берюковым, застава которого стояла насмерть. Все бойцы погибли в первый день войны».
Скорее всего название этого населенного пункта звучит несколько иначе. Насколько я в курсе у немцев были карты территории Белоруссии с названием населенных пунктов на польском языке. Вполне возможно, что именно польское название к тому же еще и перековерканое немецким писарем и перекочевало в карточку военнопленного. Игорь Иванович, а нет ли в карточке привязки к какому-нибудь району. Я видел на многих карточках военнопленных, что кроме названия населенного пункта, где был взят пленный, они указывали еще и название района, где это произошло.
Думаю, что 17.07.41 солдат попал в плен где-то у нас в Белоруссии. Возможно в бою, а возможно, что был ранен, отлеживался где-то у крестьян, а потом попал в плен. Таких случаев было сколько угодно.

С уважением,
P.S. Игорь Иванович, не готова ли еще для меня отработка запросов в ЦАМО? Может быть есть смысл выслать их мне по почте заказным письмом или кидать на форум небольшими частями, по мере сил и возможностей?