От Александр Андреев Ответить на сообщение
К Александр Киян
Дата 29.03.2006 21:42:10 Найти в дереве
Рубрики Великая Отечественная; Версия для печати

Re: Гужевой транспорт

>Но, для того, чтобы сдвинуть повозку усилие нужно приложить меньшее, чем она оказывает на точку опоры (весит).

>Точной связи тут не определить, так как надо учитывать много факторов - силы трения в ходовой части повозки, сопротивление дорожного покрытия и т.д.
Вы меня не поняли. Пытаться вывести тягловую способность лошади из физических законов - неверный путь. По той простой причине, что живые существа плохо поддаются физике (если Вы пнёте мяч, то при некоторой тренировке сможете довольно точно предсказать, куда он полетит, а если пнёте собаку...) Любое живое существо по мере исполнения работы устаёт, что ведёт к снижению его способности совершать работу дальше. Поэтому правильнее ориентироваться на эмпирические нормы. Пока Вы не нашли соответствующих справочных руководств, у меня получилась вот такая табличка:
"Транспортное средство"/Вес загруженного ТС, кг/Количество ездовых/Полный вес (из расчёта 80 кг на ездового)/Лошадей/Вес в расчёте на одну лошадь, кг
45-мм пушка 19-К (53-К ещё тяжелее)/1030 /1/1110/2/555
76-мм полковая обр.27/1620/2/1780/4/445
76-мм "обр.02/30"/2380/3/2620/6/436,7
76-мм Ф-22УСВ/2685/3/2925/6/487,5
122-мм "обр.10/30"/2510/3/2750/6/458,3
122-мм "обр.09/37"/2480/3/2720/6/453,3
107-мм "обр.10/30"/3000/4/3320/8/415
152-мм "обр.09/30"/3270/4/3590/8/448,75
107-мм заряд. ящик/2400/3/2640/6/440
122-мм заряд. ящик/2340/3/2580/6/430
152-мм заряд. ящик/2226/3/2466/6/411

Как видим, последняя цифра довольно близка для всех запряжек, и только у 45-мм сильно выбивается. По хорошему, сорокапятке нужна запряжка из трёх лошадей.
Для сравнения, если мы берём парную повозку, то получаем вес груженой повозки 1000 кг, вес возничего 80 кг и вес на одну лошадь - 540 кг. По немецкой четырёхконной повозке у меня, к сожалению, нет данных.