От Александр Андреев Ответить на сообщение
К Александр Киян
Дата 28.03.2006 22:25:27 Найти в дереве
Рубрики Великая Отечественная; Версия для печати

Re: Гужевой транспорт

>>Насчёт норм соврал. Современные нормы такие (в числителе овёс, в знаменателе сено):
>
>Очень интересно, спасибо.
Только имейте в виду, что это не овса или сена, а овса плюс сена в день (я выбрал неудачную форму отображения). В общем, грубо, пуд фуража на лошадь в день.
>Однако, как мне кажется, различие в пайках - это следствие, а не причина деления. Разбивка по категориям должна IMHO проводится по тягловому усилию, выносливости, массе, а в конечном итоге по определенным породам
Я думаю, что вопросы находятся в тесной взаимосвязи. Артиллерийская лошадь выполняет более тяжёлую работу (так как от неё требуется тянуть груз с более высокой скоростью, пусть даже сам груз меньше), поэтому её кормят более интенсивно и более калорийной пищей. Это как усиленный паёк для солдат в определённых условиях. Разумеется, под такую работу стараются лошадей отбирать соответствующих, если есть такая возможность. Только, думаю, что не по тягловому усилию и прочему, а по легко проверяемым параметрам: возраст, высота в холке, вес, толщина кости. Ну и общее состояние, конечно. Насчёт пород: вряд ли. Если в мирное время ещё можно это отслеживать (лошадей выращивают специальные ремонтные подразделения), то при мобилизации лошади поступали из народного хозяйства, из тех же колхозов. Какие уж там породы? К тому же, насколько помню хронику, не видно, чтобы лошади в запряжках были какие-то особенные. В полевой артиллерии точно не битюги с першеронами (у них хорошее тягловое усилие, но вот скорость движения низкая). А уж во время войны, когда лошадей взамен потерянных реквизировали на местах, и подавно ни о каком соблюдении пород речи быть не могло.
>А не попадплись данные по вьючке одиночной лошади (я имею в виду нагрузку) ?
А как же. У Широкорада в "Энциклопедии артиллерии". Когда была разработана 107-мм горная гаубица, то оказалось, что два вьюка могут везти только мулы. А вьюки были такие (в числителе полезный вес, в знаменателе вес с седлом): труба (98/130,8), казенник без клина (109/141,8), муфта (96/128,8), противооткатные устройства (101,4/135,6), люлька с прицелом (88,6/121,1), лобовая часть лафета (122/154), средняя часть лафета (109,5/142,3), хоботовая часть лафета (74,6/107,4), колеса лафетные (100/129,8), щит и уравновешивающий механизм (117,2/146,4), боевая ось с механизмом крепления по-походному и упряжью (104,8/143,4), короб передка и др. (115,4/149,5), колеса передковые (100/129,8), патронные лотки 3 штуки (127/164,4), ЗИП и 2 лотка (106,7/144,1).
Похоже, что для лошади предел веса вьюка - 150 кг.