>НКВД, который был уничтожен 26-27.06.1941.на ст. ст. Жодино (Жодинка).
> http://francis-maks.livejournal.com/410202.html
>Других кандидатов нет.
>>29-30.06.1941
>Даты уж сильно поздние для Зельвы...
30-й отдельный бронепоезд войск МВД СССР по охране железных дорог (в/ч 5249)
сформирован в конце сентября 1939 года на железнодорожной станции г. Львов как ?-й бронепоезд 1-го Краснознаменного отдельного дивизиона бронепоездов Красной Армии. На формирование бронепоезда обращена часть личного состава 1-го Краснознаменного отдельного дивизиона бронепоездов Красной Армии, артехвооружение, материально-техническая база захваченного на железнодорожной станции Львов польского бронепоезда Р.Р. 55 «Bartosz Glowacky».
Распоряжением Генерального Штаба Красной Армии №4/1387 от 17 ноября 1939 года бронепоезд передан в состав Войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
Впоследствии бронепоезд был включен в состав 58-го стрелкового полка 9-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
1 июня 1941 года дислокация, боевой состав бронепоезда: ст. Белосток, бронепоезд выполнял боевую задачу по охране Белостокской железной дороги. Командир бронепоезда старший лейтенант Илларион Павлович Подгорный.
23 июня 1941 года бронепоезд находился на ст. Барановичи, где неоднократно подвергался бомбардировкам, был выведен из строя бронепаровоз.
В 11.00 24 июня 1941 года все эшелоны со ст. Барановичи были отправлены в сторону Минска, их сопровождал бронепоезд.
27 июня 1941 года бронепоезд находился на ст. Красное Знамя, в 23.30 окружен немецкими танками и пехотой. Бронепоезд и подъехавший МБВ 76-го полка войск НКВД СССР открыли огонь по противнику, бронепоезд вывел из строя 1 танк, в ходе боя бронепоезд получил тяжелые повреждения, экипаж оставил поврежденную часть бронепоезда и отступил пешим маршем в направлении на г. Борисов.
Приказом НКВД СССР №00924 от 12 июля 1941 года «О формировании бронепоездов в 79 полку 3 дивизии войск по охране жел. дор. сооружений и особоважных промпредприятий» бронепоезд включен в состав 79-го стрелкового полка 3-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных промышленных предприятий.
В августе 1941 года на станции Брянск-ll бронепоезд получил новую арттехматчасть.
2-9 октября 1941 года бронепоезд в р-не ст. Брасово, сбил 2 самолета противника.
Приказом КД-24 №90/30 от 17 апреля 1942 года командиром бронепоезда назначен с 8 апреля 1942 года капитан Иван Абрамович Пенкин. Объявлено приказом по полку №123 от 13 апреля 1942 года.
10 ноября 1942 года бронепоезд выведен из состава полка и переименован в 30-й отдельный бронепоезд войск НКВД СССР по охране железных дорог, перешел в прямое подчинение 24-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог. Основание – приказ КП-79 №401 от 10 ноября 1942 года и приказ НКВД №002344 от 21 октября 1942 года.
23 ноября 1942 года 39 военнослужащих Учебного батальона 79-го полка войск НКВД по охране железных дорог на основании распоряжения штаба дивизии №10/5138 от 20 ноября 1942 года откомандированы в состав бронепоезда, приказ по полку №415 от 22 ноября 1942 года.
10 февраля 1943 года бронепоезд был передислоцирован со станции Тамбов на станцию Калуга Западной железной дороги, где выполнял боевую задачу по противовоздушной обороны станции. Основание – приказ по дивизии №00145 от 11 ноября 1942 года.
14 февраля 1943 года бронепоезду вручено Красное Знамя. Основание – приказ комдива-24 №37 от 12 февраля 1943 года и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1942 года.
Приказом НКВД СССР №00735 от 9 апреля 1943 года установлен ежегодный день бронепоезда: «5 декабря – День Сталинской Конституции».
В феврале 1944 года бронепоезд был передислоцирован на станцию Конотоп Московско-Киевской железной дороги, где выполнял боевую задачу по противовоздушной обороны станции. Основание – распоряжение УВ НКВД СССР ОЖД №23/9/0029539 от 5 февраля 1944 года.
20 августа 1944 года бронепоезд был передислоцирован на станцию Минск Западной железной дороги. Основание – распоряжение комдива №-24 №4/002915 от 22 июля 1944 года.
13 октября 1944 года бронепоезд был передислоцирован на станцию Молодечно Белостокской железной дороги, на бронепоезд была возложена боевая задача по охране участка Белостокской железной дороги и ликвидация антисоветского националистического подполья на территории прилегающей к железной дороги. Основание – распоряжение УВ НКВД СССР ОЖД №02402 от 12 октября 1944 года и совместный приказ НКВД/НКГБ СССР № 001258/00389 от 12 октября 1944 года «О мероприятиях по усилению борьбы с антисоветским подпольем и ликвидации вооруженных банд в западных областях Белорусской ССР».
Приказом НКВД СССР №001361 от 2 ноября 1944 года бронепоезд включен в состав 14-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог.
В ноябре 1944 года в составе бронепоезда сформирована десантно-маневренная группа
в составе стрелкового взвода и двух взводов автоматчиков. Основание – совместное указание НКВД СССР/НКГБ СССР №246/136 от 28 октября 1944 года «Об усилении охраны железнодорожных коммуникаций и недопущений на них диверсий».
В 1944 году бронепоезд при несении службы задержал 165 членов польских подпольных антисоветских националистических отрядов, совместно с транспортными отделами УНКГБ вскрыл 16 схронов, из них 4 схрона с продовольствием, в остальных схронах задержано 8 членов АК.
12 марта 1945 года бронепоезд был передислоцирован на ст. Лида Белостокской железной дороги и вошел в оперативное подчинение командира 213-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог. Основание – телеграфное распоряжение комдива-14 №173 от 6 марта 1945 года.
В 1945 году бронепоезд провел 78 чекистско-войсковые операции, задержали 7 шпионов, 263 членов и 62 пособников антисоветского националистического подполья, 62 дезертиров из Красной Армии, 28 граждан уклоняющихся от призыва Красной Армии, 2085 граждан за различные уголовные преступления и правонарушения. Изъяли 2 станковых пулемета, 8 различных пулеметов, 5 зенитных пулеметов, 6 автоматов, 11 винтовок, 5 пистолетов, 14000 различных патронов, 29 гранат, 18 кг толу, 12 метров бикфордова шнура, 1 электрическая машинка для подрыва, 3 ракеты, 5 радиоприемников, 1 радиопередатчик, 2 пишущие машинки, 1 мотоцикл, 1 велосипед, 2 бинокля, 3 телефонных аппарата, 2200 метров телефонного кабеля, 2 аккумулятора, 300 литров авиационного бензина. Совершил 32 выезда для сопровождения литерных поездов.
30 января 1946 года бронепоезд включен в состав 32-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог и передислоцирован на ст. Коломыя Львовской железной дороги. Основание – приказ НКВД СССР №0045 от 16 января 1946 года.
15 июля 1946 года бронепоезд был расформирован. Основание – приказ МВД СССР № 00645 от 4 июля 1946 года.