Великая Отечественная; Фотографии; Части и соединения; Персоналии;
По танкам КВ-1 генерала Лизюкова
В связи с вновь открывшимися в предыдущих записях обстоятельствами наверно следует поговорить о танке КВ-1 с бортовым номером 202 и телом погибшего танкиста на башне.
Напомню, что этот фотоснимок с аукциона Ebay в 2009 году я постил на форуме МВФ в ходе поисков на немецких снимках танка Лизюкова по известным на тот момент приметам (ссылка), но обсудить его тогда не получилось.
[63K]
Сейчас совершенно очевидно, что на этой фотографии изображен танк КВ-1 производства ЧКЗ летнего выпуска 1942 года из 148-й танковой бригады 2-го танкового корпуса. И потерян он был, очень возможно, 23 июля 1942 года, т.е. в день гибели генерала Лизюкова.
Вечером 22 июля 1942 года северо-западнее Воронежа прошел сильный грозовой дождь (из ЖБД 7-го армейского корпуса - am Abend starke Gewitterregen). Получается, что это произошло между 19.00 и 21.40.
Видимо, этот дождь и позволил оставшимся в живых танкистам из группы Ильченко уйти с поля боя и впоследствии выйти к своим.
Таким образом, так сильно загрязнить ходовую часть танк КВ-1 с бортовым номером 202 из 148-й ТБР мог либо поздним вечером 22 июля либо в течении дня 23 июля 1942 года. Танки КВ-1, как мы помним, в бригаде в количестве до 7 штук неизвестной боеспособности еще имелись.
А обращаю я внимание на загрязненность ходовой части танков на снимках собственно в связи с версией бывшего начальника разведки 2-го танкового корпуса Ивановского, которая изложена в его мемуаре "Атаку начинали танкисты". По этой версии командование 2-го танкового корпуса отправилось вслед за своими танковыми бригадами на двух танках КВ-1.
Но по сведениям Игоря Сдвижкова, данная версия опровергается всеми без исключения архивными документами ЦАМО РФ. По документам ЦАМО вроде как выходит, что генерал-майор Лизюков и полковой комиссар Ассоров поехали в одном танке КВ-1 из 27-й ТБР, высадив из него штатных командира танка и командира орудия.
Подробнее в ЖЖ: http://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/143388.html