От IAM Ответить на сообщение
К IAM Ответить по почте
Дата 30.01.2019 14:19:17 Найти в дереве
Рубрики 1941; Фотографии; Части и соединения; Версия для печати

Танкист Веденеев

При работе над записью о танках КВ-1 танкового батальона 1-й дивизии народного ополчения обратил внимание, что вместе с экипажем Галанцева в ходе боя 29 сентября 1941 года на окраине Старо-Паново пропал без вести и заместитель командира 51-го отдельного танкового батальона по строевой части старший лейтенант Веденеев Сергей Иванович.
Не сразу, но вспомнил фотографию из книги ув. Максима Коломийца «КВ. «Клим Ворошилов» - танк прорыва» с подписью «Танкист Веденеев в первый месяц боев уничтожил семь вражеских танков. Июль 1941 года».


[71K]


Навел справки и оказалось, что на снимке действительно изображен старший лейтенант Веденеев, а сам снимок, скорее всего, сделан в начале августа 1941 года после боев в районе деревни Бор Шимского района Новгородской области.
Войну старший лейтенант Веденеев начал 22 июня 1941 года в городе Алитус (Литва), находясь в должности командира танковой роты 10-го танкового полка 5-й танковой дивизии 3-го мехкорпуса Северо-Западного фронта. При этом был достаточно опытным командиром роты, так как находился в этой должности 1,5 года.

23 июня 1941 года «...частями дивизии была организована оборона г. Вильно... В этом бою исключительную стойкость и храбрость показали командир огневого взвода 5 ГАП мл. лейтенант Романов, мл. лейтенант Поляков, лейтенант Фомин и ст. лейтенант тов. Веденеев 10-го полка» (Политдонесение Ушакова).
25 июня «...в 3 ч.30 м. командир дивизии полковник Федоров отдал приказ командиру 9-го ТП захватить м. Ошмяны, после чего двигаться на Вильно. Командиром 9 ТП был сформирован отряд под командой капитана Новикова в состав которого вошли 4 танка БТ-7, 6 бронемашин БА-10. В 6-30 25.6 отряд, достигнув восточной окраины Ошмян и установив движение колонны танков и мотопехоты противника, атаковал его с тыла. Противник частью был уничтожен, частью рассеян. В этом бою снова отличился командир роты 10 полка ст. лейтенант Веденеев, который огнем из своего танка уничтожил 5 вражеских танков и 4 ПТО».

Уже в конце июня довольно многочисленные остатки 5-й танковой дивизии были выведены с фронта. И уже к 11 июля 1941 года из дивизии на заводы промышленности было отправлено 222 танковых экипажа за новой матчастью.
Старший лейтенант Веденеев с целой группой командиров в/ч 5604 (10-й танковый полк 5-й ТД) прибыл в Ленинград и через достаточно короткое время был назначен командиром танковой роты формируемого танкового батальона 1-горнострелковой бригады Лужской оперативной группы. Три танка КВ-1 для танковой роты 1-й ГСБР были отправлены с ЛКЗ 17 июля 1941 года транспортом № 35/3189 на станцию Шимск.

31 июля 1941 года около этой же станции танки КВ из батальона горнострелковой бригады впервые пошли в бой. В ночь на 31 июля немцы из 21-й пехотной дивизии I-го армейского корпуса (всего 5 пехотных батальонов с частями усиления) форсировали Шелонь и захватили плацдарм в районе деревни Бор Шимского района Новгородской области в полосе обороны горнострелковой бригады.
После двухдневных ожесточенных боев, в которых с нашей стороны, кроме частей ГСБР, участвовали еще и 68-й стрелковый полк 70-й СД с танками из батальонов 5-го танкового полка и 21-й танковой дивизии, немцы вынуждены были в ночь на 2 августа очистить плацдарм и поспешно переправиться обратно на южный берег Шелони, бросив значительное количество тяжелого вооружения и 210 трупов.

29 сентября 1941 года частями 42-й армии Ленинградского фронта была проведена наступательная операция по овладению Старо-Паново и Урицком. Окончилась она, к сожалению, неудачно.
В этом бою 8 танков КВ-1 51-го ОТБ поддерживали наступающий на Старо-Паново 35-й стрелковый полк. Однако сразу после выхода с исходных позиций пехота отстала и дальше Лиговского канала не пошла, а потом и вовсе отошла на исходные позиции из-за сильного пулеметного огня с немецких позиций, которые немцы имели возможность готовить в течении 12 дней.
В результате, «...действуя впереди боевых порядков своей пехоты...», рота танков КВ уничтожила «...на переднем крае обороны противника до 16 противотанковых орудий, 2 минометные батареи, 7 станковых пулеметов».
В бою «...была подбита ходовая часть шести танков КВ; причем один из них остался в расположении противника». Шесть танкистов пропало без вести.

О последнем бое экипажа Веденеева мы теперь можем узнать из немецких документов 58-й пехотной дивизии (источник).
В 12.00 по берлинскому времени 29 сентября 1941 года командир 220-го пехотного полка сообщает в штаб дивизии о танке, который подорвался на минах перед позициями полка и непрерывно стреляет.
В 12.45 командир 220-го пехотного полка попросил срочно прислать саперов с "Molotow-Koktails" для борьбы с русским танком. Кстати, самое ранее упоминание о коктейле Молотова, которое я встретил в немецких документах.

Подробнее:
http://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/111268.html