От Алексей Елисеенко Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 31.03.2007 21:01:50 Найти в дереве
Рубрики 1941; Версия для печати

НКВД в боях за Петрозаводск

Опять же, если баянъ, тысячу извинений.

У своего порога
НКВД Карело-Финской Республики - на защите Петрозаводска

Начавшиеся военные действия потребовали резкой перестройки всей жизни республики, и в том числе работы Наркомата внутренних дел. На место ушедших на фронт становились на боевые посты молодежь, женщины, пенсионеры НКВД, демобилизованные по ранению фронтовики. На их плечи легла трудная работа по поддержанию твердого военного порядка, борьба со шпионами и диверсантами, дезертирами, мародерами и расхитителями грузов на транспорте. Милиция обеспечивала эвакуацию населения и материальных ценностей, как правило, при оставлении населенных пунктов она уходила последней.

В середине июля Петрозаводск подвергся первому удару вражеской авиации, как раз во время приезда туда командующего Северо-Западным направлением маршала К.Е. Ворошилова и члена Военного Совета А.А. Жданова. С началом бомбардировок на органы милиции совместно с системой МПВО (предтечи нынешнего МЧС) были возложены также обязанности по поддержанию порядка и оказанию помощи в ликвидации последствий авианалетов.

Для охраны тыла на основании постановления СНК СССР и приказа НКВД СССР от 26 июня наркомом М.И. Баскаковым был издан приказ "Об организации истребительных батальонов". Общее командование ими было возложено на секретаря ЦК А.С. Варламова, зампредсовнаркома В.В. Стефанихина и наркома внутренних дел республики, а штаб истребительных батальонов и оперативное управление организовал и возглавил комбриг С.Я. Вершинин. Комплектовались "истребители" работниками предприятий и учреждений, комсостав назначался военотделами райкомов совместно с отделами НКВД. Комиссарами назначались секретари райкомов и партработники, командирами взводов - сотрудники НКВД. К началу июля во всех городах и районах от Выборга до Лоухи были сформированы 38 истребительных батальонов численностью 4315 бойцов, в том числе в Петрозаводске - три батальона по 300 человек.

В деревнях из лесников, охотников, рыбаков, актива молодежи были созданы для наблюдения и оповещения около 100 "групп содействия" - более 700 человек. Высылаемые сельсоветами и колхозами безоружные дозоры и посты сводили на нет деятельность вражеских лазутчиков - при их появлении бойцы-истребители сразу же поднимались по тревоге.

Охрану от диверсий Кировской дороги несли бойцы-железнодорожники и 21 подвижная группа по 10-15 человек из состава истребительных батальонов. А ее особо важных объектов - 24-й полк НКВД и два истребительных батальона - южный и северный. 16 июля 24-й полк, срочно переброшенный на фронт под Ведлозеро, передал им свои объекты.

Когда наступающий враг вышел на подступы к Суоярви, Олонцу, Пряже, навстречу ему были брошены истребительные батальоны, быстро растаявшие в жестоких боях, но закрывшие бреши в обороне до подхода регулярных войск. В конце сентября фронт подступил к Петрозаводску, где из 86-тысячного населения оставалось едва 800 человек - для подпольной работы и выполнения специальных заданий. Днем и ночью опустевший город патрулировали бойцы НКВД. Три опергруппы по 15 человек тушили зажигалки, боролись с диверсантами, паникерами и дезертирами. Вывозилось все вплоть до книг из библиотек, что не удавалось вывезти - уничтожалось.

В боях за город особо отличился сводный истребительный отряд НКВД, сформированный в последние дни обороны в ночь с 23 на 24 сентября. В него вошла рота МПВО в 205 человек, рота сводного батальона из сотрудников наркомата в 136 человек, 1-й и 2-й Петрозаводские батальоны в 197 и 140 человек (командир отряда старший лейтенант И.С. Чижов, комиссар П.М. Добровольский). Три дня на реке Чална прикрывали отход из Петрозаводска наших частей петрозаводские истребительные батальоны. Затем до 10 октября они держались на рубеже реки Шуя, до приказа об отводе в Медвежьегорск. Потери их составили 17 человек убитыми, 56 ранеными и 51 пропавший без вести.

После стабилизации фронта часть сотрудников НКВД и истребителей вернулась к своим прямым задачам, а часть личного состава расформированных батальонов была направлена на пополнение армии и партизанских отрядов. К весне в Карелии действовало только семь истребительных батальонов (до 946 человек). Состоявшие в массе из людей невоенных, они достойно выполнили возложенные на них задачи, вписав яркую страницу в героическую оборону Карелии. В этом большая роль и органов НКВД, сумевших успешно выполнить приказ по их формированию и оперативному руководству.

В тяжелейших условиях летне-осеннего отступления в окопы шли и сотрудники служб НКВД. Согласно приказу "Об организации строевых соединений органов НКВД КФССР" от 21 июля 1941 года, сводившему все отделы во взводы и отряды по армейскому принципу, сотруднику МПВО НКВД, бывшему пограничнику, участнику финской войны капитану М.А. Горькову было поручено формирование сводного батальона из сотрудников наркомата. Оно было закончено к 21 августа. В батальон вошли сотрудники Управления госбезопасности, милиции, тюремного отдела и ИТК, пожарной охраны, Управления шоссейных дорог и АХО НКВД, всего - четыре роты, пулеметный, саперный, хозяйственный взводы, автовзвод и взвод связи, санчасть. Оперативное руководство батальоном осуществлял комбриг С.Я. Вершинин, причем сотрудники от своих прямых обязанностей не освобождались (!).

Часть батальона в ночь с 23 на 24 сентября была брошена навстречу наступающему врагу у деревни Каскессельга Ведлозерского района. Но положения это не спасло. Пали Пряжа, Матросы и Вилга, противник прижал наши войска к Сулажгорским высотам. Обходом с юга занял станцию Орзега, чем создал смертельную угрозу Петрозаводску и частям 7-й армии Гореленко, сражавшимся южнее. По просьбе командарма под Орзегу были брошены остатки сводного батальона НКВД и рота ВОХР - всего 390 человек. Задача им была поставлена невыполнимая: выбить этими силами со станции финнов и задержать их наступление на Петрозаводск. Но батальон ее выполнил...

28 сентября капитан Горьков на платформах доставил своих бойцов на разъезд "Онежский", организовал разведку и скрытно вывел роты на рубеж атаки, наладив взаимодействие с соседями - частями 3-й Ленинградской дивизии народного ополчения. Ранним утром 29 сентября бойцы поднялись в атаку. 3-й роте предстояло взять деревню, 4-й - подавить огневые точки и выбить противника за линию железной дороги. К 11.00 после четырехчасового боя финны бежали, бросив пулеметы, убитых и раненых.

Однако закрепившись на ближнем разъезде и получив по лесным дорогам подкрепление, враг начал атаки. Три дня кипели бои за переходившую из рук в руки станцию, порой доходя до рукопашной. Финны засыпали наши позиции минами. Для подавления их батарей подошел бронепоезд, но огонь его не корректировался и поэтому не был эффективен. Бронепоезд вскоре пришлось взорвать - противник разрушил пути отхода и на юг, и на север. Больше половины бойцов, командиры рот - лейтенант Лосев и капитан Сорокин - пали смертью храбрых, истекающий кровью батальон оказался в кольце. Пули и осколки не щадили даже раненых в санчасти. Ночью Горьков, собрав всех способных идти, повел их на прорыв. У деревни Ужесельга они соединились с ополченцами-ленинградцами, тоже изрядно потрепанными, и сразу же вступили в новые бои с наседающим противником.

1 октября под грохот взрывов и в дыму пожаров части 7-й армии оставили Петрозаводск. Теперь бойцам отряда отступать, а вернее пробиваться, предстояло только на юг, через территорию, уже занятую противником. 8 октября остатки их вышли к станции Пай, где после тяжелого ночного боя отряд оказался разбит на две части. Группе Горькова (58 человек, из них 16 раненых) через лесные засады и постоянные стычки с врагом удалось выйти к Свири. После форсирования холодной реки вплавь и на бревнах под огнем противника не досчитались многих. 17 октября капитан Горьков вывел 26 истощенных, измученных, израненных бойцов на соединение с частями 272-й дивизии возле Ошты.

В докладной записке на имя Г.Н. Куприянова нарком Баскаков, отметив подвиг героев Орзеги, просил Военный Совет фронта о присвоении капитану Горькову звания "майор" и представлении его к награде. В 1942 году майор Горьков был назначен начальником штаба истребительных батальонов, а после освобождения Карелии вернулся в погранвойска. 51 сотрудник НКВД и боец истребительных батальонов был удостоен правительственных наград.

60 лет исполнилось в этом году трагическому подвигу защитников Петрозаводска. И в их числе - милиционеров, сотрудников НКВД, истребителей, порою являвших пример героизма, стойкости и дисциплины даже регулярным частям. Им в эти дни - дань нашей памяти.

Александр ФЕДОСОВ,
подполковник, сотрудник МВД РК


Фронт горел не стихая, как на теле рубец. Я убит и не знаю -наш ли Ржев наконец?