>А вот Магид (приводящий несколько фантастические сведения о сормовских танкоделах и предистории тамошнего танкоделия) ссылаясь на Юцевича (я по памяти, на днях проверю), как на участника событий, пишет, что один из танков захватил Урсулов. Если полки уже были разделены, а на фронте был пехотный (о чём немало свидейтельств) то налицо неясность...
Смотрел дискуссию по поводу танков на ВИФ2 НЕ, признаться изрядно повеселился.
По имеющемуся у меня описанию боя, довольно пространному, на момент сей славной баталии уже произошло разделение Вознесенского полка на 1-й кавалерийский и пехотный, командиры соответственно Урсулов и Витюков,так что под Березовкой были оба полка, в бою также участвовал БП «Смерть Директории» под командованием Константина Чеклова. Описание предшествующего боя за Колосовку опускаю, далее краткий пересказ.
Возле Березовки жд колея делает крутой поворот, почти петлей охватывая станцию. Таким образом, высокая насыпь образует естественный оборонительный вал. Именно эту первую линию занимали белые. Далее тянулся длинный ряд каменоломен, образующих вторую линию обороны. Там залегли три тысячи греческих стрелков. И, наконец, третью линию заняли французские солдаты.
Решено было так. Первый полк поведет наступление на Березовку с востока, второй полк наступает с юга, а с севера ударит бронепоезд.
Бой начался ночью пуском цистерны-брандера со взрывчаткой на станцию, используя возникшую панику вознесенцы прорвали все три линии обороны отбросив противника к станции, где возникла некоторая заминка, однако к рассвету как и планировали, станцию удалось взять. Оборонявшиеся бежали на юго-запад.
В это время конная разведка доложила о появлении со стороны ст. Рауховка странных машин. Появившиеся вскоре машины развернулись в линию и пошли прямо на расположение красных. Огонь последних не оказывал видимого эффекта. Тогда Никифор Урсулов вскочил на коня и ринулся вперед подняв красных в контратаку. ,(Никакого Березовского Медного Всадника в виде Урсулова поднявшего коня на дыбы на несчастном «Рено» не наблюдалось, присутствующую публику потряс сам факт храброго броска Урсулова на зверя невиданного). Сам захват танков описан следующим образом.
Боец первого эскадрона Иван Бабак срывает с пояса гранату и со всех сил швыряет ее прямо под гусеницу танка. Машина вздрогнула и завертелась на месте.
На вторую машину бесстрашно вскарабкался молодой боец Иван Чеклов, брат командира бронепоезда, и стучит по башне наганом: «Эй, контра, вылезай, а то будет тебе и гроб, и музыка!»
Танк остановился, поднялась крышка люка и показались две поднятые вверх руки.
–Вив револьюсьон! – Закричал из металлической утробы французский танкист.
– Вив ла комюн! – крикнул другой.
Все пять танков целыми и неповрежденными захватили красноармейцы. Тогда же в руки революционных бойцов попал белогвардейский генерал Чайковский, которого захватил помощник командира бронепоезда Антон Корженко.
Автор данного материала (время написания февраль 1958) излагал ход событий по сведениям полученным из непосредственной беседы с Иваном Арефьевичем Чекловым, членом партии с 1919 г., гвардии майором танковых войск запаса, б. комиссаром Вознесенской бригады Михаилом Константиновичем Иршенко, б. командиром партизанского отряда и военкомом Вознесенского уезда Иваном Дмитриевичем Стрижаком.
Предваряя вопрос о количестве захваченных танков. Пять это общее число захваченных танков из которых три были взяты непосредственно в бою, а два брошены как застрявшие.
И насчет того кто брал танки (о григорьевцах)
Из сообщения Скачко командиру 1-й Заднепровской бригады (то бишь Григорьеву)
Не ранее 18 марта 1919
На Вознесенском направлении в районе м. Березовки идет бой с противником, наступающим при поддержке шести малых танков, от Одессы на Вознесенск.
Правее вас действует 3-я бригада 2-й Украинской советской дивизии под командованием
т. Покуса в составе 15-го, 16-го и Вознесенского полков, при двух легких батареях и трех автоброневиках. 15-й и Вознесенский полки находятся сейчас в районе Колосовки, остальные части подходят и должны сосредоточиться к 23 марта в районе Колосовка- Березовка…
Из известной телеграммы Антонова –Ленину
20 марта 1919
19 марта наши части наступали на Березовку, которую защищали греки, французы, добровольцы. Все преимущества техники были на стороне противника. Выбитый противник в полном беспорядке бежал. Наши трофеи: около 100 пулеметов, 3 танка, бронированный поезд, 7 паровозов, 5 эшелонов, много разного снаряжения и лошадей. Потери греков и французов– около 500 человек, из них 150 убитых. Наши потери -200 человек.
Из приказа Скачко по группе войск Харьковского направления
20 марта 1919
Под Березовкой наши части одержали победу, захватив Березовку и крупную военную добычу: 3 танка, 100 пулеметов и 4 орудия…
Этим же приказом атаману Григорьеву предписано занять к 21 марта исходное положение по линии Березовка-Янчокрак для наступления на Одессу –Коблево-Очаков (то есть григорьевцы выходят к Березовке уже после боя)
Из телеграммы Наркомвоена –Предсовнаркома УССР
23 марта 1919
Под Березовкой застряло еще два танка
>Смотрел дискуссию по поводу танков на ВИФ2 НЕ, признаться изрядно повеселился.
Да-а-а... Весёлый был "базар" (иначе не скажешь).
>По имеющемуся у меня описанию боя, довольно пространному, на момент сей славной баталии уже произошло разделение Вознесенского полка на 1-й кавалерийский и пехотный, командиры соответственно Урсулов и Витюков...
Тогда не получается с развёртыванием в два полка в конце месяца.
И почему в цитируемой Вами телеграмме Скачко от 29 марта говорится про кавалерийский дивизион?
>в бою также участвовал БП «Смерть Директории» под командованием Константина Чеклова.
Это известно. Вопрос ещё и в том, считали ли Григорьев и Тютюнник его своим (независимо от того, подчинялся ли он им формально или фактически). Т.е. считал ли Тютюнник его в числе "тринадцати бронепоездов".
>Тогда Никифор Урсулов вскочил на коня и ринулся вперед подняв красных в контратаку. ,(Никакого Березовского Медного Всадника в виде Урсулова поднявшего коня на дыбы на несчастном «Рено» не наблюдалось, присутствующую публику потряс сам факт храброго броска Урсулова на зверя невиданного).
Я так и понял, но на ВИФ-2NE традиционно собираются люди с хорошим воображением.
>генерал Чайковский, которого захватил помощник командира бронепоезда Антон Корженко.
Это проверено?
>Правее вас действует 3-я бригада 2-й Украинской советской дивизии под командованием
>т. Покуса в составе 15-го, 16-го и Вознесенского полков...
Подчинения вознесенцев Покусу Вы пока не отмечали. И обратно же упомянут один полк. Пока я не уяснил эти чудеса.
Приветствую!
>
>>По имеющемуся у меня описанию боя, довольно пространному, на момент сей славной баталии уже произошло разделение Вознесенского полка на 1-й кавалерийский и пехотный, командиры соответственно Урсулов и Витюков...
>
>Тогда не получается с развёртыванием в два полка в конце месяца.
>И почему в цитируемой Вами телеграмме Скачко от 29 марта говорится про кавалерийский дивизион?
А вы не смешивайте действия Вознесенского ревкома и амбиции батьки Урсулова, с фиксацией событий командующим и штабом ГВХН, ревком мог заявить и о танковом полку (матчасть уже была). Фактически было то что сказал Ратин- повстанческая «хорошо вооруженная толпа» с ярко выраженным конным ядром- бандформированием советской ориентации, под названием 1-й Вознесенский Партизанский кавполк и свой батька Урсулов
>>в бою также участвовал БП «Смерть Директории» под командованием Константина Чеклова.
>
>Это известно. Вопрос ещё и в том, считали ли Григорьев и Тютюнник его своим (независимо от того, подчинялся ли он им формально или фактически). Т.е. считал ли Тютюнник его в числе "тринадцати бронепоездов".
Нет в этот период (до Одессы) все что было у самого Григорьева попадает под определение «бронеплощадка с отдельным паровозом», БП «Смерть Директории» это более чем бронеплощадка, хотя и самопал