|
От
|
Вадим Воскобойников
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
22.08.2004 22:36:00
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Юрию Лебедеву Re: Лишен звания Героя Советского Союза
>1. Среди 28 панифловцев звания ГСС был лишен только один человек: Добробабин И.Е.
С "панфиловцами" все ох как не просто, вот судите сами.
В конце 1947 года Главная военная прокуратура СССР провела расследование истории боя у разъезда Дубосеково.
Результаты были доложены Главным военным прокурором Вооруженных Сил страны генерал-лейтенантом юстиции Н. Афанасьевым Генеральному Прокурору СССР Г. Сафонову 10 мая 1948 года. На основании этого доклада 11 июня была составлена справка за подписью Сафонова, адресованная А. А. Жданову.
Поностью приводить не буду она на 20 станицах, а вот некоторые выдержки
Сов. секретно.
Экз. No 1
Справка-доклад "О 28 панфиловцах"
В ноябре 1947 года Военной Прокуратурой Харьковского гарнизона был арестован и привлечен к уголовной ответственности за измену Родине гражданин Добробабин Иван Евстафьевич.
Материалами следствия установлено, что, будучи на фронте, Добробабин добровольно сдался в плен немцам и весной 1942 года поступил к ним на службу. Служил начальником полиции временно оккупированного немцами с. Перекоп, Валковского района, Харьковской области. В марте 1943 года, при освобождении этого района от немцев, Добробабин, как изменник, был арестован советскими органами, но из-под стражи бежал, вновь перешел к немцам и опять устроился на работу в немецкой полиции, продолжая активную предательскую деятельность, аресты советских граждан и непосредственное осуществление принудительной отправки молодежи на каторжные работы в Германию.
Виновность Добробабина полностью установлена, и сам он признался в совершении преступлений.
При аресте у Добробабина была найдена книга о "28 героях-панфиловцах", и оказалось, что он числится одним из главных участников этого героического боя, за что ему и присвоено звание Героя Советского Союза.
Допросом Добробабина установлено, что в районе Дубосеково он действительно был легко ранен и пленен немцами, но никаких подвигов не совершал, и все, что написано о нем в книге о героях-панфиловцах, не соответствует действительности.
Далее было установлено, что кроме Добробабина остались в живых Васильев Илларион Романович, Шемякин Григорий Мелентьевич, Шадрин Иван Демидович и Кужебергенов Даниил Александрович, которые также числятся в списке 28 панфиловцев, погибших в бою с немецкими танками. Поэтому возникла необходимость расследования и самих обстоятельств боя 28 гвардейцев из дивизии им. Панфилова, происходившего 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково.
Расследование установило:
<...>
В апреле 1942 года, после того, как во всех воинских частях стало известно из газет о подвиге 28 гвардейцев из дивизии Панфилова, по инициативе командования Западного фронта было возбуждено ходатайство перед Наркомом Обороны о присвоении им звания Героев Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 г. всем 28 гвардейцам, перечисленным в очерке Кривицкого, было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза. В мае 1942 г. Особым отделом Западного фронта был арестован за добровольную сдачу в плен немцам красноармеец 4-й роты 2 батальона 1075 стрелкового полка 8-й гвардейской им. Панфилова дивизии Кужебергенов Даниил Александрович, который при первых допросах показал, что он является тем самым Кужебергеновым Даниилом Александровичем, который считается погибшим в числе 28 героев-панфиловцев. В дальнейших показаниях Кужебергенов признался, что он не участвовал в бою под Дубосековом, а показания свои дал на основании газетных сообщений, в которых о нем писали как о герое, участвовавшем в бою с немецкими танками, в числе 28 героев-панфиловцев. На основании показаний Кужебергенова и материалов следствия, командир 1075 стрелкового полка полковник Капров рапортом донес в наградной отдел ГУК НКО8 об ошибочном включении в число 28 гвардейцев, погибших в бою с немецкими танками, Кужебергенова Даниила и просил взамен его наградить Кужебергенова Аскара, якобы погибшего в этом бою.
Поэтому в Указ о награждении и был включен Кужебергенов Аскар. Однако в списках 4 и 5 рот Кужебергенова Аскара не значится.
<...>
В августе 1942 года Военная Прокуратура Калининского фронта вела проверку в отношении Васильева Иллариона Романовича, Шемякина Григория Мелентьевича и Шадрина Ивана Демидовича, которые претендовали на получение награды и звания Героя Советского Союза, как участники героического боя 28 гвардейцев-панфиловцев с немецкими танками. Одновременно проверку в отношении этого боя производил старший инструктор 4-го отдела ГлавПУРККА9 старший батальонный комиссар Минин, который в августе 1942 года донес Начальнику Оргинспекторского отдела ГлавПУРККА дивизионному комиссару т. Пронину:
<...>
Фамилии героев для помещения в список по требованию Кривицкого дал ему командир роты Гундилович. Последний убит в бою в апреле 1942 г., и проверить, на каком основании он дал список, не представилось возможным.
Бывший командир 1075 стрелкового полка Капров Илья Васильевич, допрошенный об обстоятельствах боя 28 гвардейцев из дивизии Панфилова у разъезда Дубосеково и обстоятельствах представления их к награде, показал:
"...Никакого боя 28 панфиловцев с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 г. не было - это сплошной вымысел. В этот день у разъезда Дубосеково в составе 2-го батальона с немецкими танками дралась 4-я рота, и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах. Никто из корреспондентов ко мне не обращался в этот период; никому никогда не говорил о бое 28 панфиловцев, да и не мог говорить, т. к. такого боя не было. Никакого политдонесения по этому поводу я не писал. Я не знаю, на основании каких материалов писали в газетах, в частности в "Красной звезде", о бое 28 гвардейцев из дивизии им. Панфилова.
<...>
Фамилии Кривицкому по памяти давал капитан Гундилович, который вел с ним разговоры на эту тему, никаких документов о бое 28 панфиловцев в полку не было и не могло быть. Меня о фамилиях никто не спрашивал.
Впоследствии, после длительных уточнений фамилий, только в апреле 1942 года из штаба дивизии прислали уже готовые наградные листы и общий список 28 гвардейцев ко мне в полк для подписи. Я подписал эти листы на присвоение 28 гвардейцам звания Героя Советского Союза. Кто был инициатором составления списка и наградных листов на 28 гвардейцев - я не знаю".
<...>
>2. Виленский В.Л. звания ГСС никогда не был лишен. Он и еще двое ГСС (Фельзенштейн М.Л. и Шур К.М.), которые эмигрировали на ПМЖ в Израиль просто не были включены в двухтомный словарь Герои Советского Союза. Информация о них помещена в приложении к книге Кавалеры ордена Славы трех степеней.
Вульф Виленский, полковник Советской Армии, Герой Советского Союза, почетный полковник Армии Обороны Израиля.
Повороты судьбы. Книга воспоминаний. Издательство "Кахоль-Лаван".Иерусалим.1986.
Автор является одним из четырех Героев Советского Союза, в 1970-80-е годы уехавших в Израиль и
по этой причине из списков Героев Советского Союза исключенных. Правда, судя по мемуарам, до отъезда В.Виленского
из СССР никто указов о лишении его звания ГСС не издавал и Золотую Звезду не забирал.
Мало того, учитывая прошлые заслуги, В.Виленский не был исключен из КПСС, что являлось обязательной процедурой.
Из оставшихся троих М.И.Грабский, М.Фельзенштейн и К.М.Шур (Шурас), только Михаил Исаакович Грабский был лишен звания в 14.04.1983
>3. Звания ГСС было лишено не 78 человек, а значительно больше. Некоторые из них были затем восстановлены и соответственно включены в в словарь Герои Советского Союза:
В справке отдела наград Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1989 года занчится что, к настоящему моменту 78 человек лишены звания ГСС.
С того момента прошло много времени и обнаружилось много дополнительной информации, так что возможно вы правы.
>4. Кривец А.Е. и Сапрыкин В.А. звания ГСС не лишались. Просто был отменен соответствующий Указ ПВС СССР о присвоении этого звания.
По результатам проверки Комиссия партконтроля при ЦК КПСС в 1980 году исключила Кривца А.Е. из партии. Ему были предъявлены следующие обвинения:
обман, преднамеренное искажение своих биографических данных при вступлении в КПСС, присвоение несовершенных подвигов и преувиличение своих заслуг во время войны, необосновонное обвинение в предательстве одного из активных участников антифашистсого подполья. Президиум Верховного Совета СССР Указом от 28 февраля 1980 года анулировал указ от 4 января 1944 года о присвоении звания ГСС.
>5.Малышев Николай Иванович. Капитан-лейтенант, командир пл А-3, затем М-62.
ГСС 16 мая 1944. Находясь в служебной командировке в Англии бежал на запад.
Лишен звания ГСС и всех наград указом ПВС от 6 мая 1952 года. По непроверенным данным проживал в Австралии.
Мне следовало бы указать, что побег на запад это только предположение, потому что:
в архивах ВМФ отсутствует не только личное дело Малышева, но и вообще какие-либо документы на него. Что весьма необычно, поскольку дела даже осужденных в/с обычно сохраняются (как это было с тем же Маринеско). М.Морозов высказывал предположение, что Малышев именно сбежал за границу.
В частности не известно кем был Малышев во время своего бегства по должности/профессии, поскольку с флота его уволили еще в 1948 г тоже при весьма непонятных обстоятельствах.
Вообще, у Малышева странный "спад" карьеры после получения ГСС. Отличившийся герой-подводник (правда, по современным данным, ни одно из заявленных им пяти потоплений не подтверждается) назначается осенью 1945 г командиром древней неисправной румынской лодки "Дельфинул" (ТС-3), а год спустя, после ее возвращения румынам - командиром "Марсуинула" (ТС-2), вообще раздолбанного после взрыва собственных торпед в Поти и стоящего на приколе в "вечном ремонте". Т.е. после получения ГСС Малышев так больше и не командовал ни одним плавающим кораблем. Странно для ГСС!
А сбежал он, если действительно сбежал, скорее всего где-нибудь в 1951-1952 гг.
Известно еще про докладную записку замполита советского торгового судна, где сказано, что в порту Мельбурна, кажется в 1968 к советским морякам подходил какой то человек, который назвался ГСС и что по фотографиям это мог бы быть Малышев.
Вадим