От Владимир Каминский Ответить на сообщение
К И.И.Ивлев
Дата 03.02.2004 06:35:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Re: Моб.план -...

Не вдаваясь в спор о подготовке вторжения на Запад, хочу отметить, что я определенно разделяю в позиции уважаемого Игоря Ивановича.
Безусловно, чтобы понять действия советского политического и военного руководства этого времени, надо исходить из реалий именно этого времени и учитывать тот склад мышления, который они формировали.
У тех исследователей, кому сейчас 40-50 лет, восприятие сформировались в обстановке средней и поздней фазы «холодной войны» и соперничества СССР, как сверхдержавы, с США и блоком НАТО. Возникновение войны, которая предполагалась ракетно-ядерной со всеми вытекающими последствиями, хотя и не исключали, но в силу этих последствий считали маловероятной. Усилия сопреников сосредотачивались на запугивании друг друга и отыгрывании тех или иных позиций, не доводя при этом дело до серьезного конфликта. Те кому сейчас около 50, начинали интересоваться политикой примерно во времена ввода войск в Чехословакию, а те кому около 40 – в Афганистан. Вряд ли кто-то из нас серьезно мог воспринимать перспективу социалистической революции в ФРГ или США. Хотя переход в лагерь социализма некоторых развивающихся стран воспринимался как должное и не без гордости. При этом руководство страны было из поколения воевавших в ВОВ и отличалось по менталитету от нашего поколения. Похоже, их еще меньше интересовало распространение идеалов социализма и коммунизма, зато к вопросам военной безопасности они относились намного серьезнее нас.
А до начала ВОВ была совсем другая жизнь и люди с совсем другими понятиями.
В 20-е и начале 30-х будущая революционная война и всемирная революция виделись нашим дедам делом совершенно естественным. И нападения на СССР (который не только не был еще сверхдержавой, но и большую часть этого периода был полунищей полуголодной страной, наращивавшей военный потенциал ценой совершенно нечеловеческих усилий) всего капиталистического мира ожидали тоже совершенно реально. Иногда с месяца на месяц (в 1927-м, например), иногда – через пару-тройку лет (в середине 30-х). Это была не просто газетная пропаганда -- судя по документам, так воспринимали обстановку руководители весьма высокого ранга.
Что же касается строительства УРов, то само по себе оно не говорит о намерении только обороняться, отсиживаясь за ними. Это просто часть военной инфраструктуры того времени. С начала 30-х годов УРы были признаны неотъемлемым элементом мобилизационного прикрытия и их строительство при военном освоении новых территорий было совершенно естественным. Тем более, что война с Финляндией показала, какой преградой для наступающей армии являются добротно оборудованные и упорно обороняемые укрепления.