От Fed0r700
К All
Дата 23.06.2023 21:29:29
Рубрики Гражданская война; Межвоенные конфликты; Части и соединения;

Аэрофотографический отряд – АО «Дальневосточный ультиматум»

Всем здравствовать.

Может кто поможет разгадать загадку. Пытаюсь разгадать ребус с АО «Дальневосточный ультиматум».
Аэрофотографический отряд и АО «Дальневосточный ультиматум» - есть ли взаимосвязь?

19-й РАО - на 01.09.1921 г. еще будучи 28-м РАО (I) в распоряжении Штавоздух, дислокация – г. Обоянь.
Этот авиаотряд занимался фотосъемкой. В его составе был довольно известный по фотографиям самолет Анатра Анасаль с рисунком в виде слонов на борту. Фото есть в Интернете.
Согласно Приказа Начальника ГУ ВФ №2 от 23.09. 1921 г. его полагалось переформировать в 19-й АО (II). Дислокация г. Москва, подчинить Корпусу военных топографов;

В соответствии с совместным приказом Начальника ГУ РККВФ и Главного начальника ВФ Республики №3 от 31.03.1922 г., 28-й РАО полагать переформированным с 25.11.1921 г. в 19-й ОАО Московского ВО, дислокация – г. Москва.

На 01.12.1921 г. - 19-й ОАО (I) в составе ВФ Московского ВО, дислокация – г. Обоянь.

Кто знает, не был ли передислоцирован этот 19-й АО потом в г. Харьков?
Возможно кто-то обладает информацией, какой номер получил 19-й АО в 1922 году? Не стал ли он случайно 7-м? И не был ли он в 1923 году случаем переброшен в г. Клин? А оттуда на Дальний Востоку в Приморье, именно в г. Спасск, где был переименован в 10-й РАО «Дальневосточный Ультиматум» (позже 19-й РАО «Дальневосточный Ультиматум»).

В г. Харькове летом и осенью 1922 года дислоцировался 7-й ОАО. Который осенью 1922 года был переформирован во 2-й отдельный истребительный АО, позже (в 1925 году) переброшенный в Евпаторию. Но он точно никакого отношения не имеет к аэрофотогографическому отряду, так как это бывший 41-й РАО, который до 07.05.1921 г. вообще назывался 10-м истребительным АО (в 1919 – 1920 годах был в составе 4-го ИАДн, позже стал отдельным и был в составе Авиагруппы 1-й Конной армии).

Как пишут в истории 19-го АО «Дальневосточный ультиматум» - 7-й АО из г. Клина направлен в СПАССК и там переформирован в 10-й АО «Дальневосточный Ультиматум».

Но в то же время, согласно документам, на 01.12.1921 г. в Клину был 21-й АО ВФ Московского ВО (в г. Клин данный авиаотряд был переброшен из Москвы в марте 1921 г.). Может это его переименовали в 7-й ОАО в 1922 г.? И потом отправили в Приморье

От Fed0r700
К Fed0r700 (23.06.2023 21:29:29)
Дата 13.07.2023 15:33:43

Re: Аэрофотографический отряд...

Всем здравствовать!

Продолжаю изыскания по установлению взаимосвязи между 28-м разведотрядом периода Гражданской войны с 7-м авиаотрядом, ставшим основой для формирования авиаотряда «Дальневосточный ультиматум». Пытаюсь выяснить, какой авиаотряд откуда и каким образом появился.
В процессе, параллельно, вот подсобрал информацию по авиаотрядам Народно-революционной армии Дальневосточной республики.
Данные сведения конечно еще требуют уточнения и дополнения, так как собраны из открытых источников и архивных документов (тех, которые пока удалось мне подержать в руках). Поэтому буду рад дополнениям и уточнениям.


1-й АО НРА ДВР
- на 01.07.1918 г. - Оренбургский АО Красной армии, на фронте против атамана Дутова.
командир – штабс-капитан П.П. Сергеев,
- с 07.07.1918 г. - Оренбургский АО в полном составе со своими самолётами перешёл на сторону белых. Перелетел из г. Ялуторовска на ж/д ст. Голышманово. Примечательно, что командир отряда штабс-капитан П.П. Сергеев при перелёте прихватил топографические карты тюменского района с данными о расположении красноармейских войск. Материальная часть авиаотряда состояла из трёх самолетов системы «Фарман № 30». На его вооружении имелось семь пулемётов «Льюиса» и к ним 30 тыс. патронов.
командир – штабс-капитан П.П. Сергеев,
- с 13.07.1918 г. - Оренбургский АО был переименован в 3-й Сибирский авиаотряд и включен в состав Степного Сибирского корпуса Сибирской арпмии. Авиаотряд сосредоточился на станции Вагай,
командир – поручик К.Ф. Святогорский,
- с 18.07.1918 г. - 3-й Сибирский авиаотряд был придан 1-й Степной (4-й) Сибирской стрелковой дивизии и бессменно находился при ней всё последующее время,
командир – поручик К.Ф. Святогорский,
- на 01.10.1919 г. - 3-й Сибирский КАО 1-й Сибирской армии А.В. Колчака.
командир – ?,
- на 20.12.1919 г. - 3-й Сибирский КАО 1-й Сибирской армии А.В. Колчака. В декабре 1919 года 3-й Сибавиаотряд находился в г. Иркутске. Так же в г. Иркутске находились 2-й Народный, 33-й корпусной, 2-й и 14-й Сибирские авиаотряды.
командир – прапорщик Н.М. Брагин,
- с 24.12.1919 г. - 3-й Сибирский КАО Народно-Революционной армии Иркутского Политцентра.
21.12.1919 года в Иркутской губернии, началось поднятое Политцентром эсеровское восстание. 24.12.1920 г. повстанцы, ставшие Народно-Революционной армией (НРА), захватили на ж/д станции Батарейной, кроме всего прочего, 4 самолета. Еще в момент восстания в г. Иркутске почти все авиаторы из размещенных там 2-го Народного, 33-го корпусного, а также 2-го, 3-го и 14-го Сибирских отрядов заявили о поддержке повстанцев. На сторону Политцентра перешли, почти в полном составе, 3-й и 14-й авиаотряды и авиационный поезд-мастерская, чему способствовала активная деятельность летчика 3-го отряда прапорщика Н.М. Брагина. Под руководством Н.М. Брагина летчики 3-го Сибавиаотряда совершили несколько боевых вылетов в поддержку революционных сил г. Иркутска.
командир – военный летчик П.М. Фадеев,
- с 23.01.1920 г. - 1-й Сибирский Советский АО Авиационной группы ВФ Восточно-сибирской Советской армии.
Начальником Управления Воздушного Флота ВССА назначается Ледяев, его заместителем - военный летчик Ноздровский, начальником административного отдела - Бушуев. В состав 1-го АО ВФ ВССА вошли личный состав и материально-техническое имущество бывших колчаковских 2-го Народного, 33-го корпусного, а также 2-го Сибирского авиаотрядов
командир – военный летчик П.М. Фадеев,
- на 01.02.1920 г. - 1-й АО Авиационной группы ВФ Восточно-сибирской Советской армии. В приказе № 3 от 29.01.1920 г. по войскам Западной группы ВССА (командующий - Нестеров, политический комиссар - Клингоф, начальник штаба - Качаев) объявлено о том, что в составе Западной группы войск находится 1-й Советский Сибирский авиационный отряд.
командир – военный летчик Т. Тущнов,
- на 15.04.1920 г. - 1-й АО ВФ Народной Революционной армии Дальневосточной республики.
В марте 1920 г. 1-й АО ВССА переброшен из г. Иркутска в г. Верхнеудинск. 06.04.1920 г. в недавно отбитом у семеновцев г. Верхнеудинске (ныне – г. Улан-Удэ) было провозглашено создание так называемой Дальневосточной республики. В апреле 1920 г. сформировалось Главное управление начальника авиации НРА ДВР. Начальником авиации был назначен военный летчик Л.А. Мартинсон, заместителем Н.М. Брагин, а военным комиссаром М.Н. Смирнов. 1-й АО ВССА вошел в состав Воздушного флота образованной Народной Революционной армии Дальневосточной республики. После чего переименован в 1-й авиационный отряд. Вместе с 2-м авиаотрядом составил Авиационную группу НРА ДВР. На самолетах НРА ДВР закрасили звезды и нанесли новые опознавательные знаки НРА в виде красно-синих ромбов.
командир – военный летчик Ф.Д. Калитников,
- на 01.09.1920 г. - 1-й АО Авиационной группы ВФ НРА ДВР.
В августе 1920 г., в связи с наступлением войск НРА на г. Чита, из-под г. Верхнеудинска было переброшено несколько самолётов на аэродромы с. Баляга и с. Тарбагатай. На окраине с. Тарбагатая, в юго-западной части, расположился аэродром 1-го авиационного отряда НРА ДВР. Тарбагатайский аэродром был одним из первых аэродромов на территории Забайкалья. Лётчики вели авиационную разведку позиций войск атамана Семёнова, сбрасывали бомбы и агитационные прокламации.
командир – военный летчик Ф.Д. Калитников,
- на 01.11.1920 г. - 1-й АО Авиационной группы ВФ НРА ДВР. Красные части 31.10.1920 г. вступили в г. Читу.
командир – военный летчик Ф.Д. Калитников,
- на 30.12.1920 г. - 1-й АО Амурской авиационной группы ВФ НРА ДВР,
командир – военный летчик Ф.Д. Калитников,
- на 01.07.1921 г. - 1-й АО Амурской авиационной группы ВФ НРА ДВР.
В июне – августе 1921 г. войска НРА ДВР совместно с войсками 5-й армии и войсками Народно-революционной армии Монголии под командованием Сухэ-Батора, разгромив войска барона Романа Фёдоровича Унгерн фон Штернберга, вступили в столицу Монголии Ургу (ныне Улан-Батор), провозгласив Монголию народной республикой. С аэродрома ж/д ст. Карымской летчики летали на разведку в Монголию, где в то время находились войска барона Унгерна.
командир – военный летчик Ф.Д. Калитников,
- с 08.08.1921 г. - 1-й АО Амурской авиационной группы ВФ Народно-революционной армии Дальневосточной республики. Переформирован, временно по штату указанному в Приказе РВСР № 220 - 1918 г., на основании приказа РВСР №8956/526ш от 08.08.1921 г.
командир – военный летчик Ф.Д. Калитников,
- на 01.01.1922 г. - 1-й АО Амурской авиационной группы ВФ НРА ДВР, действовал в интересах 2-й стрелковой дивизии НРА ДВР.
командир – военный летчик Ф.Д. Калитников,
- на 01.04.1922 г. - 1-й АО Амурской авиационной группы ВФ НРА ДВР.
командир – военный летчик Ф.Д. Калитников,
- на 01.01.1923 г. - 1-й АО бывшей НРА ДВР ВФ 5-й армии Управление Начальника Армии и Дальнего Востока.
командир – военный летчик ?,
- на 01.02.1923 г. - 1-й АО бывшей НРА ДВР ВФ 5-й отдельной армии. Решается вопрос о переформировании авиачастей бывшей НРА ДВР по штатам и типам РККВФ,
командир – военный летчик ?,
- с 01.03.1923 г. - 17-й РАО (III) ВФ 5-й отдельной армии. 1-й АО бывшей НРА ДВР переименован в 17-й РАО (III),
командир – военный летчик ?,
- на 01.10.1923 г. - 17-й РАО (III) ВФ 5-й отдельной армии.
командир – военный летчик ?,
- на 01.04.1924 г. - 17-й РАО (III) ВФ 5-й отдельной армии.
командир – военный летчик ?,
- с 15.04.1924 г. - 17-й РАО (III) ВВС 5-й отдельной армии.
командир – военный летчик ?,
- с 01.06.1924 г. - 17-й РАО (III) ВВС Сибирского военного округа.
командир – военный летчик ?,
- с 10.11.1924 г. - 8-й РАО (III) ВВС Сибирского военного округа.
командир – военный летчик ?,
- с 14.11.1925 г. - 18-й КАО (III) ВВС Сибирского военного округа.
командир – военный летчик ?,
- с 01.10.1926 г. - 25-й РАО (III) ВВС Сибирского военного округа.
командир – военный летчик ?,


2-й АО НРА ДВР
- с 03.1919 г. - 14-й Сибирский КАО 1-й Сибирской армии А.В. Колчака. Являлся новообразованным авиаотрядом (т.е. сформированным с «нуля»), на основе новой материальной части и личного состава из других авиационных подразделений и авиационной школы.
В марте 1919 г. Главное инженерное управление колчаковской армии приобрело у командования Чехословацкого корпуса 18 самолетов LWF model V. Самолеты предназначались для новосозданных 14-го и 15-го авиаотрядов. Колчаковцы дали американским машинам прозвище «Вильсон-Стюртеван». «Стюртеван» – марка стоявших на них двигателей (хотя часть машин была оснащена моторами «Томас Морз»), а откуда взялся «Вильсон», непонятно. Наладка и освоение «Вильсонов» продолжались долго и трудно. Аппараты в полной мере подтвердили свою мрачную репутацию. За лето 1919-го с ними произошло три серьезные аварии и две катастрофы (пожары в воздухе), в которых погибло четверо летчиков. В августе 1919 г. 14-й отряд перевооружили французскими Sopwith 1.5 Strutter.
командир – ?,
- на 01.10.1919 г. - 14-й Сибирский КАО 1-й Сибирской армии А.В. Колчака.
командир – ?,
- на 20.12.1919 г. - 14-й Сибирский КАО 1-й Сибирской армии А.В. Колчака. В декабре 1919 года 14-й Сибирский авиаотряд находился в г. Иркутске. Так же в г. Иркутске находились 2-й Народный, 33-й корпусной, 2-й и 3-й Сибирские авиаотряды.
командир – ?,
- с 24.12.1919 г. - 14-й Сибирский КАО Народно-Революционной армии Иркутского Политцентра.
командир – военный летчик Н.В. Осипов,
- с 23.01.1920 г. - 2-й АО Авиационной группы ВФ Восточно-сибирской Советской армии. В состав 2-го АО ВФ ВССА вошли личный состав и материально-техническое имущество бывших колчаковских 2-го Народного, 33-го корпусного, а также 2-го Сибирского авиаотрядов,
командир – военный летчик Н.В. Осипов,
- на 01.02.1920 г. - 2-й АО Авиационной группы ВФ Восточно-сибирской Советской армии.
командир – военный летчик ?,
- на 15.04.1920 г. - 2-й АО ВФ Народной Революционной армии Дальневосточной республики.
В марте 1920 г. 2-й АО ВССА переброшен из г. Иркутска в г. Верхнеудинск. В апреле 1920 г. авиаотряд переименован в 2-й авиационный отряд НРА ДВР и вместе с 1-м авиаотрядом составил Авиационную группу НРА ДВР. На самолетах 2-го АО НРА ДВР так же закрасили звезды и нанесли новые опознавательные знаки НРА в виде красно-синих ромбов.
командир – военный летчик ?,
- на 01.11.1920 г. - 2-й АО Авиационной группы ВФ НРА ДВР.
командир – военный летчик ?,
- на 30.12.1920 г. - 2-й АО Амурской авиационной группы ВФ НРА ДВР,
командир – военный летчик Ф.Д. Калитников,
- с 08.08.1921 г. - 2-й АО Амурской авиационной группы ВФ Народно-революционной армии Дальневосточной республики. Переформирован, временно по штату авиаотряда стрелковой дивизии Литер А, на основании приказа РВСР №8956/526ш от 08.08.1921 г.
командир – военный летчик ?,
- на 01.01.1922 г. - 2-й АО Амурской авиационной группы ВФ НРА ДВР.
командир – военный летчик ?,
- на 01.09.1922 г. - 2-й АО Амурской авиационной группы ВФ НРА ДВР. Во 2-м авиационном отряде Народно-революционной армии, принимавшем участие в Приморской операции, на осень 1922 года было всего 3 летательных аппарата, преимущественно устаревших моделей. После занятия г. Спасска частями НРА ДВР, самолеты 2-го авиаотряда какое-то время базировались на бывшем аэродроме Спасской авиашколы.
командир – военный летчик ?,
- на 01.11.1922 г. - 2-й АО Амурской авиационной группы ВФ НРА ДВР.
командир – военный летчик ?,
- на 01.01.1923 г. - 2-й АО бывшей НРА ДВР ВФ 5-й армии Управление Начальника Армии и Дальнего Востока.
командир – военный летчик ?,
- на 01.02.1923 г. - 2-й АО бывшей НРА ДВР ВФ 5-й отдельной армии. Решается вопрос о переформировании авиачастей бывшей НРА ДВР по штатам и типам РККВФ,
командир – военный летчик ?,
- с 01.03.1923 г. - 18-й РАО (III) ВФ 5-й отдельной армии. 2-й АО бывшей НРА ДВР переименован в 18-й РАО (III),
командир – военный летчик ?,
- на 01.10.1923 г. - 18-й РАО (III) ВФ 5-й отдельной армии.
командир – военный летчик ?,
- на 01.04.1924 г. - 18-й РАО (III) ВФ 5-й отдельной армии.
командир – военный летчик ?,
- с 15.04.1924 г. - 18-й РАО (III) ВВС 5-й отдельной армии.
командир – военный летчик ?,
- с 01.06.1924 г. - 18-й РАО (III) ВВС Сибирского военного округа.
командир – военный летчик ?,
- с 10.11.1924 г. - 18-й РАО (III) ВВС Сибирского военного округа – расформирован. Личный состав и материально-техническое имущество поступило на формирование АО «Дальневосточный ультиматум», формируемого на базе расформированного 7-го ОРАО (III).
командир – военный летчик ?,



3-й АО НРА ДВР
- с 30.12.1920 г. – 3-й АО ВФ Народно-революционной армии Дальневосточной республики. Сформирован на основании Приказа Главнокомандующего НРА ДВР Г.Х. Эйхе №169 от 30.01.1920 г. На формирование обращены матчасть и личный состав авиации Амурского фронта (материально-техническое имущество бывших колчаковских авиаотрядов) и трофейная техника, захваченная у семеновцев:
21.01.1920 г. из г. Владивостока от японцев атаманом Семеновым были получены 23 новых французских самолета Salmson 2A2, что позволило Семенову сформировать еще 2 авиаотряда и принять участие в боевых действиях весной 1920 г. Войска атамана располагали тремя авиаотрядами: 1-й (капитан Тихомиров), 2-й (подполковник Качурин) и Особый маньчжурский (подполковник Плешков) авиаотряды. Так же в г. Чите имелась Авиамастерская (летчик Слюсаренко). Авиаотряды располагались в г. Чите, г. Нерчинске, на ж/д ст. Борзе и на ж/д ст. Даурия. В июле 1920 г. к красным перелетели на своих самолетах Salmson 2A2 трое пилотов: поручик Кручинский, прапорщики Агапов и Дедюлин. Позже эти самолеты вошли в состав 2-го авиаотряда НРА ДВР. После наступления красных и захвата г. Читы, уцелевшую материальную часть эвакуировать удалось только частично. В результате чего на ж/д ст. Борзя красные захватили 4 исправных самолета Salmson 2A2, создав из них 3-й авиаотряд ВФ НРА ДВР.
командир – военный летчик ?,
- на 01.06.1921 г. - 3-й АО Авиационной группы ВФ НРА ДВР,
командир – военный летчик ?,
- на 01.07.1921 г. - 3-й АО Авиационной группы ВФ НРА ДВР.
командир – военный летчик ?,
- на 01.06.1922 г. - 3-й АО Авиационной группы Народно-революционной армии Дальневосточной республики – расформирован. Авиаотряд расформирован в мае 1922 г. при очередной реорганизации НРА ДВР.
командир – военный летчик ?,



От antuan
К Fed0r700 (23.06.2023 21:29:29)
Дата 23.06.2023 22:41:38

Re: Аэрофотографический отряд...

>Всем здравствовать.

>Может кто поможет разгадать загадку. Пытаюсь разгадать ребус с АО «Дальневосточный ультиматум».
>Аэрофотографический отряд и АО «Дальневосточный ультиматум» - есть ли взаимосвязь?

Как сложно всё к пониманию)авиация такая штука

ТОЛСТОЙ Владимир Михайлович
С июня 1927 - нач. штаба 19-го отд. авиаотряда "ДВУ".
В 1929 принял участие в боевых действиях на КВЖД. (орден Красного Знамени, пр РВС СССР № 864 31.10.1930, нач. штаба 19-го отд. авиаотряда)
С января 1930 - нач. штаба Спасской авиагруппы, пом. нач. штаба 18-го авиаотряда (10 мес)
С 1 декабря 1930 - командир 19-го авиаотряда "ДВУ" (Спасск)

От antuan
К antuan (23.06.2023 22:41:38)
Дата 23.06.2023 22:48:44

Re: Аэрофотографический отряд...

>С января 1930 - нач. штаба Спасской авиагруппы, пом. нач. штаба 18-го авиаотряда (10 мес)

Источник 1931 года говорит - пом. нач. штаба 18-й авиабригады, в 1930