От Николай 2
К Сергей Лотарев
Дата 20.04.2010 18:11:34
Рубрики Великая Отечественная; 1941; Части и соединения; Персоналии;

Re: Пара вопросов...

>Автор воспоминаний "Время танковых атак" дважды ГСС В.С. Архипов в начале войны командовал разведбатом 43-й танковой дивизии 19 мехкорпуса.
>Воспоминания яркие и не без художественных излишеств.

>Возник у меня вопрос - известны ли по другим источникам какие-либо реальные основания для следующих эпизодов?

>1) Захват десантом противника аэродрома где-то у шоссе Бердичев-Шепетовка утром 22 июня:
>"Около девяти утра лейтенант Захаров доложил по радио:

>— Слышу сильный бой в районе аэродрома, иду туда.

>Спустя некоторое время он доложил, что фашисты выбросили на аэродром воздушный десант, гитлеровцы, человек 80–90, перерезали дорогу, ведущую из военного городка к летному полю. Пилоты, техники и бойцы аэродромной команды ведут бой, пытаясь пробиться к самолетам.

>На помощь Захарову выехал со взводом броневиков старший лейтенант Сергеев. Когда мой танк подошел к аэродрому, краснозвездные истребители уже звено за звеном поднимались в воздух, и я понял, что Сергеев справился с фашистскими парашютистами. Так оно и оказалось. Окруженные броневиками и мотоциклистами гитлеровцы отказались сложить оружие и были уничтожены, а летчики сразу же вылетели на боевое задание".

>2) Обезвреживание диверсантов из "Бранденбурга" на мосту через Горынь у Острога вечером 23 июня.
>"Вскоре лейтенант Губа доложил по радио, что его разведгруппу не пропускают в Острог через мост на Горыни. Саперный капитан сказал ему, что мост минирован и подготовлен к взрыву, проезд по нему запрещен.
>...
>Между тем командиры-саперы, завидев танки, сами подошли к нам. Объясняю им ситуацию — разумеется, без подробностей. Дескать, командир передового отряда, имею задачу пройти через Острог. Поддерживаю постоянную связь с командованием, но никаких сведений о подрыве мостов на маршруте не имею. В чем дело? Капитан-сапер начал объяснять, что фашистские танки прорвались и вот-вот появятся в этом районе, что саперы действуют по приказу командира стрелкового корпуса. Прошу предъявить документы — предъявляют. Читаю, а про себя думаю: «Разобраться, где документ настоящий, а где фальшивый, — это специалистом надо быть». И хотя сапер не спросил у меня пароль, я сказал: «Москва». Он должен был ответить: «Тула», а ответил, напряженно уставившись мне в лицо: «Днепр!» Скомандовать им «Руки вверх!» я не успел. Это сделал за меня лейтенант Губа. Его разведчики без выстрела взяли и лжекомандиров и лжекрасноармейцев. Успели сбежать лишь те, что находились на дальнем краю моста, на той стороне. Диверсанты оказались из полка специального назначения «Бранденбург»."

>3) захват разведчиками Архипова генерала из 169-й пехотной дивизии у села Иваньки в немецком тылу примерно 6-7 августа 1941 (видимо, район Коростеня).
>Номер на совести автора - 169-я дивизия в это время была где-то в карелии, но был ли захват генерала, и кто это был? ведь по словам Архипова:
>"Все одиннадцать человек разведгруппы лейтенанта А. А. Захарова были награждены орденом Красного Знамени, всем, несмотря на тяжелую боевую обстановку, командование предоставило отпуск. В связи с тем что дивизия наша была вскоре выведена в тыл и переформирована в две танковые бригады, эти товарищи к нам из отпуска не вернулись."

>С уважением, Сергей


Действительно, Захарову А.А. 11.01.42г. был вручен орден Красного Знамени. К сожалению, дата награждения мне не известна.
Если бы были известны имена остальных разведчиков, можно было бы точно установить, то ли это его награждение, или уже другое - более позднее.
Николай