От Сергей
К All
Дата 20.03.2010 09:11:41
Рубрики Великая Отечественная; 1941; Части и соединения;

Зальцман vs Мехлис. Объяснительная записка Кировского завода по производству КВ

Записка Мехлиса о имеющихся "приписках" при производстве КВ на Кировском заводе публиковалась. Меньше известен ответ Шпитанова (военпреда на Кировском), который был выражен в виде замечаний к акту о проверке документов Кировского завода по сдаче танков. Его и предлагаю к прочтению:

Замечания к акту от 3-4 октября 1940 года на проверку документов сдачи и приема танков КВ на Кировском заводе
Для действительного положения работы, процесса доработки и сдачи танков КВ июльской программы считаю необходимым провести расшифровку указанного акта:
1. Июль месяц для Кировского завода и военной приемки ГАБТУ КА был первым месяцев по выпуску большого количества танков КВ
2. Все указанные в акте десять танков имели большую башню с артсистемой М-10. Эти башни были впервые запущены в серию по типу фронтовых танков, на которых имелось ряд недоработок конструктивного порядка. Конкретно и в основном для этих танков недоработка была по поворотному механизму большой башни.
3. Танки КВ июльской программы изготовлялись по чертежам ранее выпущенных танков, за исключением отдельных недоработок, которые устранялись в процессе сборки по требованию Военпреда.
4. В результате испытания танка КВ с большой башней длительным пробегом, Комиссия под председательством генерал-майора Вершинина, позже помощника начальника АБТУ КА военинженера 1 ранга тов. Коробкова и на основании перечня, утвержденного Начальником ГАБТУ тов. Федоренко были представлены заводу требования о доработке и повышения качества выпускаемых танков КВ в июле месяце. Это требование было зафиксировано специальным протоколом от 20-25 июля 1940 года.
5. Совещание было специально по разрешению вопросов июльской программы в части конструктивных доработок, так как приемка танков до этого была Военпредом прекращена по причинам крупных недоработок, о чем было доложено в АБТУ КА.
6. На основании протокола от 20-25 июля 1940 года все собранные танки, как в сборочном цеху, так и в сдаточном были разобраны (снималась коробка перемены передач, главное сцепление, бортфрикционы и ряд других деталей), для исполнения работ, указанных в протоколе.
7. Кроме вопросов, указанных в протоколе военпредом в первых числах августа было предъявлено заводу еще ряд дополнительных требований по улучшению танков июльского выпуска, что было оформлено отдельным письмом.
8. Несмотря на короткое время от 20-25 июля – дата совещания, до конца месяца завод смог произвести разборку и доработку танков КВ, этим самым повысил боевое качество их. Это подтверждается тем, что испытанием танки приемо-сдаточным пробегом все были закончены 3-го августа. Это зафиксировано в акте контролера военинженера 2 ранга т. Архипова по проверке цеховых заявок.
9. Срок от момента испытания танков военпредовским пробегом от 3-го августа до окончательного оформления заявок непосредственными работниками военной приемки в цехах до 24 августа очень большой, которые не предусмотрен никакими технологическими циклами. Этот длительный срок объясняется тем, что для работников это был процесс освоения объекта и доработки.
Работники военной приемки требовали от производства устранения всех мелких недостатков, даже и включая укомплектовку документов в личном деле на танк. После чего оформлялась и датировалась заявка по цеху.
10. Окончательное оформление танков на окончательную приемку по цеховым заявкам было задержано отсутствием своевременной поставки на завод оптических приборов и пулеметов, которые по договору поставляются ГАБТУ КА и ГАУ КА. После установлений оптических приборов и пулеметов в танк, выверяется прицельная линия и записываются номера приборов и пулеметов в документах личных дел на танки. Приборы и пулеметы на завод поступили 16.08.1940.
11. Танки в количестве 15 единиц по изготовлении и сборки являются танками июльской программы даже при выполнении требований ГАБТУ КА по доработкам. Поэтому это количество было засчитано как июльский выпуск.
12. В августе месяце при окончательном оформлении актов о техническом состоянии танков на изготовление и приемку их сотрудница завода имела указание проставить дату на актах соответственно приемки машин, но произвела это путем подчистки и исправлением на машинке, что явно сделано неправильно.
Старший военпред ГАБТУ КА
Военинженер 2 ранга Шпитанов
19.10.1940

От Сергей
К Сергей (20.03.2010 09:11:41)
Дата 20.03.2010 09:48:08

А вот взгляд Военного Отдела Наркомата Тяжелого Машиностроения на эту ситуацию

Секретно
Народному Комиссару Тяжелого Машиностроения
Тов. Ефремову А.И.
С 9-го по 12-е сентября с.г. мною по Вашему заданию была произведена проверка правильности отоваривания танков «КВ» на Кировском заводе и установлено следующее:
Из 15 танков, показанных в июле месяце, 10 были приняты военпредом АБТУ под пломбу лишь 22-23 августа с.г.; из них 3 машины были предъявлены цехом ОТК 1-2 августа с.г., а приемо-сдаточный пробег 7 машин прошли с 1-го по 10-е августа.
Установлено, что в промежуток с 7-го по 19 августа с.г. в дефектных актах ОТК указано по каждой машине от 16 до 40 дефектов. Вследствие этого машины возвращались для исправления по 2-3 раза.
Из прилагаемых при этом копий дефектных ведомостей и таблицы сдачи видно, что 10 машин находились в производстве значительную часть августа месяца. Это подтверждено и устными сообщениями начальника ОТК сборочного цеха – тов. Эртмана, начальника 1-го отдела – тов. Ландсберга и начальника сборочного цеха – тов. Абрамова. При этом начальником танкового отдела тов. Ландсбергом было заявлено, что якобы имелось разрешение от Наркомата на доделки июльской продукции и отоваривание ее в период августа месяца.
Акты сдачи машин июльского выпуска были подписаны Начальником ОТК цеха, начальником 1-го отдела и начальником сборочного цеха в дни сдачи машин под пломбу военпреду АБТУ, т.е. датированы 23.08; военпред АБТУ т. Шпитанов эти акты с датой «23.08» не стал подписывать, а поручил секретарю цехового ОТК вычистить эти дату и отпечатать новую «31.07», что и было отпечатано в Секретном отделе завода. При этом ранее подписавшие акты т. Ландсберг и т. Абрамов не были поставлены в известность об исправлении даты оформления продукции.
Подчистка на актах явно видна и, кроме того, на этих актах имеется дата из заготовки машинисткой Секретного отдела – «06.08».
Из 22 машин августовского выпуска действительно сдано в августе только 8; 10 машин предъявлялись военпреду начиная с 1-го по 06.09. При этом с 1-го по 3-е сентября составлялись дефектные ведомости на эти машины работниками ОТК и техниками военной приемки.
Сданные под пломбу машины на 10.09 не были полностью укомплектованы невозимым ЗИПом. Сдаточные акты на августовский выпуск до 12.09 еще не были оформлены. Только на 4 машины акты подписаны одним лишь начальником ОТК сборочного цеха с датой «06.09». Это также подтверждает ненормальное положение с отовариванием продукции на Кировском заводе.
Считаю ненормальным порядок оформления товарной продукции, установившейся на Кировском заводе. Начальник ОТК завода или его заместитель, а также директор или же его заместитель, несущие ответственность за качество и комплектность сдаваемой продукции на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.07.1940 акты не подписывают. В последних числах месяца начинается нажим на цеховых работников ОТК со стороны зам. директора т. Жерехова и начальника ОТК завода.
Контроль со стороны бухгалтерии завода за правильностью отоваривания продукции не организован.
Таким образом факты, указанные в докладной начальника 4-го сектора Военного отдела – т. Беляцкого при проверке на заводе полностью подтвердились.
Для исправления ненормальностей, имевших место при отоваривании июльской и августовской продукции по отделу № 1 Кировского завода при этом прилагаю проект приказа.
Начальник Военного отдела НКТМ Блохин
18.10.1940

От IAM
К Сергей (20.03.2010 09:11:41)
Дата 20.03.2010 09:42:59

Спасибо. (-)