От Китаец
К Китаец
Дата 11.04.2009 11:52:32
Рубрики Униформа;

Уточнение.

Салют!

>Нет ли данных, что Породенко в Гражданскую служил на Северо-Кавказской железной дороге?

Либо на Ставрополь-Туапсинской железной дороге.
С почтением, Китаец.

От Китаец
К Китаец (11.04.2009 11:52:32)
Дата 11.04.2009 13:45:58

Нашёл.

Салют!

"«Туапсинка» стала очевидцем знаменитого ночного штурма Ставрополя таманцами в октябре 1918 года. Белогвардейцы заняли тогда на подступах к городу позиции впереди Татарки и по линии железной дороги и спешно перебрасывали по ней подкрепления из Армавира. По охватывающей Ставрополь дуге «Туапсинки» все время двигался готовый к бою бронепоезд. «Главный удар, — пишет начальник штаба Таманской армии Г.Н. Батурин, — мы рассчитывали нанести в направлении с. Татарка, развивая наступление по шоссе, идущему в город. Надо было также в первый момент овладеть железнодорожной линией, не дав возможности курсировать на ней бронепоезду».
И вот наступили решающие часы ночного штурма. Главная ударная группа таманцев около часа ночи, как только взошла луна и рассеялся туман, по сигналу ракеты бросилась с криками «ура» и «Даешь Ставрополь!» на позиции белых вдоль линии «Туапсинки».
«Наши оркестры, — вспоминает Батурин, - высланные на ближайшие пункты, заиграли «Марсельезу» (в то время «Интернационал» еще не был разув оркестрами Таманской армии). Ее звуки в ночной темноте, взлетающие в разных направлениях ракеты, неожиданный удар и крики «ура» произвели ошеломляющее действие на белых. Взяв первые линии, таманцы густыми цепями полезли на высоту у Татарки. Артиллерийский огонь местами совершенно срыл окопы. Бронепоезд был отрезан и брошен».
Захватив его и открыв из его орудий огонь, таманцы стремительно двигались вперед и «на плечах» бегущего врага ворвалисьв предместья города. Конные разъезды захватили Туапсинский вокзал. Утром 28 октября 1918 года доблестная Таманская армия с музыкой вошла в Ставрополь!"


Взято здесь:
http://www.1777.ru/stavropol/one_lenta.php?id=14&id_one=559
Ссылка на:
Горская П. История "Туапсинки".
С почтением, Китаец.

От Китаец
К Китаец (11.04.2009 13:45:58)
Дата 11.04.2009 14:04:57

Тот же бой по Власову.

Салют!

"«...Бронепоезд состоял в это время в распоряжении начальника 3-й дивизии генерала Дроздовского. «Резерв» бронепоезда, то есть вагоны, приспособленные для жилья, был оставлен на станции Ставрополь… С утра 13 октября «Морской бронепоезд» вышел на позицию, занятую частями 2-го Офицерского полка близ станции Татарка. День прошел спокойно, но к вечеру были получены сведения о глубоком обходе красными нашего левого фланга в направлении на Ставрополь. В восемь часов вечера «Морской бронепоезд» с разрешения генерала Дроздовского отправился для снабжения водой на станцию Ставрополь. Там он должен был ожидать боевого приказа. В случае же неполучения приказа, при отсутствии перемен в обстановке, бронепоезд должен был к рассвету вернуться на старую позицию у станции Татарка.

В 2 часа ночи на 14 октября «Морской бронепоезд», не получивший никаких новых приказаний, вышел из Ставрополя на позицию. По пути он несколько раз был обстрелян пулеметным огнем. Когда же бронепоезд дошел до позиции, то там наших войск не оказалось. Начался обстрел «Морского бронепоезда» из деревни Татарка. Бронепоезд стал медленно отходить. На рассвете были встречены посланные генералом Дроздовским три офицера и два солдата. Они передали, что обходящая колонна красных приближается к разъезду Базный. Генерал Дроздовский приказывает бронепоезду спешно вернуться в Ставрополь, где получить и выполнить боевой приказ, посланный еще в полночь. Морской бронепоезд двинулся назад к Ставрополю и в утреннем тумане, при плохой видимости, вошел на разъезд Базный. Только на расстоянии в 200 шагов был замечен с передней бронеплощадки в выемке впереди - разрушенный и заваленный шпалами участок пути. Одновременно в долине справа было замечено большие скопление красной пехоты. Впоследствии выяснилось, что это были советские 1-ый и 3-ий Таманские полки. По ним был открыт с бронепоезда пулеметный огонь На бронепоезде не имелось ни телефона, ни рупора. Крики с передней бронеплощадки об испорченном пути не были услышаны на паровозе, который находился по принятым правилам в середине боевого состава. Морской бронепоезд наскочил на груду шпал. Контрольная платформа и передняя орудийная бронеплощадка сошла с рельс. Красные стали забрасывать открытую переднюю бронеплощадку гранатами. Орудие на ней заклинилось. Команда передней бронеплощадки, расстреляв последние 5 снарядов другого 47 мм. орудия, успела перейти на вторую бронеплощадку. Последовавшая атака красных была отражена только ружейным и пулеметным огнем, так как второе 75 мм. орудие не могло стрелять из-за выемки, а 100 мм. орудие не было приспособлено для стрельбы с борта, то есть поперек железнодорожного пути. Выйдя из десантного вагона, командир бронепоезда старший лейтенант Макаров приказал команде покинуть бронепоезд и отходить на Ставрополь пешим порядком Последние чины бронепоезда сошли с него в тот момент, когда красные уже овладели первой бронеплощадкой. В это время командир бронепоезда старший лейтенант Макаров был смертельно ранен. Поспешившие к нему на помощь штабс-капитан Казанский и лейтенант Варгасов были убиты выстрелами с близкого расстояния. Старший офицер бронепоезда капитан Лайко принял командование. По его приказанию чины бронепоезда стали отходить цепью, отстреливаясь из пулеметов и винтовок. Красные преследовали команду бронепоезда, ведя сильный ружейный и пулеметный огонь. Команда стала нести большие потери. Красные кавалеристы выехали ей во фланг, предательски надев погоны и белые отличительные углы на шапки. Потому они были подпущены на близкое расстояние. На требование сдаваться чины Морского бронепоезда ответила стрельбой. Несколько всадников 6ыло убито, а остальные рассеялись. Отход с боем продолжался на расстоянии около 2 верст. Затем цепи красных прекратили преследование, чтобы не подставлять свой фланг частям 2-го Офицерского полка. Во время оставления бронепоезда и отхода из 42 чинов команды бронепоезда было убито 18 чел. и ранено 5 чел. Кроме названных ранее офицеров были убиты: штабс-капитан кн. Шаховской, мичманы Завадовский и Хрущев, прапорщики флота Поляков, Лысенко и Березовский, военный летчик подпоручик Гаврилов. После выхода из-под обстрела красных раненые чины команды были устроены на реквизированных подводах. Команда Морского бронепоезда прибыла в г. Ставрополь, и около 4 час. дня состав "резерва" бронепоезда, переполненный принятыми нашими ранеными и гражданскими беженцами, отошел в направлении на станцию Кавказская. Ставрополь был взят красными 17 октября".


А 1/14 ноября 1918 г. город вновь взяли В.С.Ю.Р.
С почтением, Китаец.

От Китаец
К Китаец (11.04.2009 11:52:32)
Дата 11.04.2009 12:42:41

Re: Уточнение.

Салют!

>Либо на Ставрополь-Туапсинской железной дороге.

Пока эта версия кажется мне правдоподобной. Человек дважды (при наступлении белых и при возвращении красных) вступал в железнодорожные отряды г. Ставрополь. Во время, когда Ставрополь-Кавказский был под белыми, в разгар Гражданской - "в запасе". Вероятно остался в городе, либо в подполье, либо продолжал службу на Туапсинке. Это вполне вероятно, т.к. белые не могли мстить всем нелояльным железножорожникам, чтобы сохранить ж.д. движение. После ликвидации "бело-зелёных" вновь приступил к работе, но Ставрополь-Туапсинскую Ж.Д. после гражданской не восстановили в полном объёме. Новые ветки пустили, а её основное направление не действует до сих пор.
С почтением, Китаец.