От Чекист
К Сергей К.
Дата 11.08.2006 11:16:11
Рубрики Персоналии;

Re: вопросы

>привет
>>1) Непонятно, почему этих инженер-флагманов 3-го ранга при переаттестациях (в июне 1940-го и в мае 1941-го) фактически снизили в званиях, не присвоив им звания инженер-контр-адмиралов.
>
>ошибочное мнение: инженер-флагман 3 ранга соответствует армейскому комбригу и флотскому капитану 1 рага, то есть в звании они не потеряли.

Я не совсем с Вами согласен. Дело в том, что до введения адмиральских званий звание капитана 1-го ранга действительно соответствовало комбригу и инженер-флагману 3-го ранга. После введения адмиральских званий капитана 1-го ранга приравняли к полковнику и к инженер-капитану 1-го ранга. Согласитесь, что комбриг – все-таки повыше полковника. Но знаки различия после июня 1940 года и у флотских полковников, и у флотских комбригов, и капитанов 1-го ранга остались одинаковыми: одна нарукавная нашивка шириной 3,2 сантиметра.

>насчет инженер-капитанов 1 ранга видимо Вы правы, Брыкин на 1941 и-кап 1 ранга.

>>>>Да и на флоте к 22 июня 1941 года было как минимум три комбрига (П. И. Лаковников, А. М. Миронов, Я. А. Савельев) и один бригинженер (Н. А. Шапошников). Чем была вызвана эта переаттестация?
>
>У Веремеева:
>"В шкалах званий флота отменяются звания равные комбригу, причем, лицам, носившим звания равные этому новые звания присваивались не автоматически, а решениями аттестационных комиссий. Во флоте все они как правило (в отличие от армии) получили следующее звание (генеральское)."

>Из истории ВМФ:
>"Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7.5.40 г. были введены звания:
>для высшего командного состава корабельной службы: контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота;
>для инженеров корабельной службы: младший инженер-лейтенант, инженер-лейтенант, старший инженер-лейтенант, инженер-капитан-лейтенант, инженер-капитан 3, 2 и 1 ранга, инженер-контр-адмирал, инженер-вице-адмирал, инженер-адмирал;
>для высшего командного состава береговой службы: генерал-майор береговой службы, генерал-лейтенант береговой службы, генерал-полковник береговой службы."
>Кстати у Веремеева ошибка - он считает, что до 1942 на флоте были старые звания (военинженеры 1-3 ранга).
>и по поводу генеральских званий он что-то не то пишет.

Опять-таки я с Вами не совсем согласен. Согласно Указа ПВС от 7 мая 1940 года звания «младший-инженер-лейтенант» и так далее до «инженер-адмирала» были введены для инженеров корабельной службы, то есть действительно заменили шкалу званий «младший воентехник»-«инженер-флагаман флота». О военно-техническом составе береговой службы и военно-техническом составе ВВС флота ничего не говорится, следовательно эти люди действительно носили звания воентехников и военинженеров различных рангов.

>отностиельно комбригов и бригинженеров:
>причины те же, что и у комбригов РККА
>1. Эти люди не попали под переаттестацию в связи с репрессиями (Лаковников и Миронов) или службой в системе ВМУЗ (Шапошников).
>2. У этих людей звания берегового состава и ВВС:
>Лаковников Павел Иванович
>комбриг, репрессирован 06.1938-01.1940
>16.09.1941 генерал-майор береговой службы
>то есть переаттестован, но после начала войны.

>Миронов Алексей Матвеевич
>комбриг, репрессирован 08.1938-09.1940г., 1940-1941 слушатель Высших курсов ВВС и ПВО, 1941-1942 начальник Военно-морского авиационного училища им.Леваневского
>03.01.1942 генерал-майор авиации

>Шапошников Николай Александрович
>(1888- ) бригинженер, б/п, начальник кафедры Военно-морской академии, арестован в 1941г

Если более точно, то его взяли 29 октября 1941 года. В заключении он находился как минимум до декабря 1945 года («Список генералов Красной Армии, арестованных в начале и в период Отечественной войны, намечаемых к освобождению», где Шапошников значится пятым номером, был подан Абакумовым Сталину 21 декабря 1945 года). Однако по данным Черушева Шапошников находился под следствием до начала 1950-х годов.

>насчет Савельева Я.А. ничего не знаю

Комбриг Я. А. Савельев, начальник штаба военно-воздушных сил Тихоокеанского флота (с декабря 1939-го по 26 августа 1941 года), начальник штаба военно-воздушных сил Крымского фронта (с конца января или начала февраля 1942-го по вторую половину мая 1942 года). Генеральского звания так и не получил. Касательно работы Савельева в Крыму – можно посмотреть книгу С. Н. Гречко «Решения принимались на земле».

>>2) Абсолютно непонятно, почему званиями адмиралов обделили при переаттестации Самборского и Шиманского. По-моему, вполне логично было бы присвоить Самборскому звание контр-адмирала (он получил его только в 1944-м!), а Шиманскому – инженер-контр-адмирала. Однако звание высшего комначсостава Шиманский так и не получил. Неужели при переаттестации Самборский и Шиманский стали капитанами 1-го ранга?
>
>скорее всего они к этому моменту не состояли в штате НКВМФ

Скорее всего, так и было. Другой вопрос – уволили прежде этих товарищей из ВМФ или просто перевели на гражданскую работу. Как скажем, генеральный комиссар ГБ Ягода возглавлял Народный комиссариата связи, а генеральный комиссар ГБ Ежов – Народный комиссариат водного транспорта.

>Самборский замнаркома морского флота

Народный комиссариат морского флота был создан 9 апреля 1939 года согласно Указа ПВС. Вы не знаете, с какого времени Самборский занял должность зам. Наркома и до какого времени он в этой должности состоял?

>Шиманский профессор Ленинградского кораблестроительного института

Вы не могли бы рассказать про этот институт поподробнее? Также интересуют временные рамки пребывания Шиманского в этой должности.

>поэтому новых званий они и не получили.

>>3) Какие должности занимали люди из этого списка на 22 июня 1941 года?
>будем искать :)

>С уважением, Сергей К.
Пишите письма мелким подчерком
mailto:felix_13@orel.ru

От Сергей К.
К Чекист (11.08.2006 11:16:11)
Дата 14.08.2006 00:08:35

Re: Самборский

привет
бросив клич получил биографию:

Самборский Евгений Ксенофонтович
[28.5(9.6).1898, с. Леськово, ныне Монастырищенского р-на Черкасской обл., Украина - - 30.9.1966, Москва].
Сов. военно-мор. деятель. Украинец;
в ВМФ с 1918; член компартии с 1919. Окончил школу юнг (9.1914-5.1915), Минно-машинную школу (6.1915-2.1916) ЧФ, Военно-мор. уч-ще (10.1919-7.1923), штурманский класс Спец. курсов комсостава ВМС РККА (1.1925-3.1926), военно-мор. факультет Военно-мор. акад. (9.1926-7.1929).
В службе с 1914.
Ученик-матрос, минно-ма-шинный унтер-офицер ЭМ «Быстрый», «Калиакрия» ЧФ. В годы Гражд. войны принимал участие в затоплении кораблей ЧФ в Новороссийске, боевых действиях ВВФ против частей чехословацкого корпуса в р-не Саратов—Самара, подавлении антисоветского мятежа в Астрахани.
6.1918-1.1919 Ст. делопроизводитель
1-4.1919 учился на курсах комсостава АКВФ
4-6.1919 штурман п/х «Алекбер»
6-10.1919 вахтенный нач-к д-на катеров истребителей АКВФ
7.1923-9.1924 Штурман и ст. пом. ком-ра ПЛ «Шахтер» МСЧМ
9.1924-1.1925 Штурман и ст. пом. ком-ра ПЛ «Политрук» МСЧМ
3-9.1926 Ст. пом. ком-ра ЭМ «Ленин» МСБМ
7-11.1929 Стажер СНиС бригады ММ
11.1929-1.1931 нач-к 4-го отдела штаба МСЧМ
1-5.1931 Нач-к штаба БПЛ КБФ
5.1931-8.1938 ком-р и военком БПЛ КБФ.
28.11.1935 Флагман 2 ранга
8.1938-5.1939 Зам. председателя ППК по приему вновь построенных и капитально отремонтированных кораблей ВМФ
05.1939 Зам. наркома Морского флота СССР с оставлением в кадрах ВМФ.
В Вел. Отеч. войну вступил в прежней должности. По решению ГКО с конца июля 1941 уполномоченный наркома МФ на Черноморском ТВД, где в 1941-1942 непосредственно в зоне воен. действий руководил перевозками на судах мор. флота войск, вооружения, боеприпасов и эвакуированного населения.
21.7.1944 контр-адмирал
В 1944 обеспечивал разгрузку и отправку импортных воен. грузов, материалов и продовольствия, поступавших через Архангельский и Молотовский (Северодвинский) порты.
После окончания войны оставался в прежней должности.
10.1946-5.1949 Нач-к Упр. 1-го Дунайского пароходного общества в Австрии МВТ.
5-11.1949 Уполномоченный по надводным кораблям Постоянной комиссии госприемки кораблей при главкоме ВМС
11.1949-5.1950 ст. уполномоченный той же комиссии по подводным кораблям.
5.1950-10.1951 Зам. председателя постоянной комиссии госприемки по надводным кораблям при военно-мор. министре
10.1951-4.1953 зам. нач-ка Упр. госприемки по общим вопросам
4.1953-8.1958 зам. нач-ка Упр. госприемки по надводным кораблям ВМФ.
август 1958 в отставке.

Награжден орд. Ленина (1945), 3 орд. Красного Знамени (1942, 1944, 1948), орд. Отечественной войны I ст. (1944), Красной Звезды (1938), медалями.
Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Некролог: Красная звезда. 5.10.1966.
Лит.: Холостяков Г.Н. Вечный огонь. М., 1976. С. 7, 138; Боевая летопись Военно-Морского флота, 1943. М., 1993. См. им. указ.
Архивы: ЦВМА, личное дело № 217927. РГА ВМФ, ф. р-895, оп. 3, д. 177, л. 138-140; ф. р-2192, оп. 4, д. 2648.

Источник - Лурье В.М. Адмиралы и генералы ВМФ СССР 1941-45

С уважением, Сергей К.

От Сергей К.
К Чекист (11.08.2006 11:16:11)
Дата 13.08.2006 11:04:52

Re: Шиманский и ЛКИ

привет
>>Шиманский профессор Ленинградского кораблестроительного института
>Вы не могли бы рассказать про этот институт поподробнее? Также интересуют временные рамки пребывания Шиманского в этой должности.

насчет Шимансокого я ошибался. Нашел в инете книгу
Ханович И.Г. Юлиан Александрович Шиманский
демо-версия:
http://www.oglibrary.ru/data/demo/6494/6494.html
там в конце есть биография (сканировано и распознано отвратительно) – вопросы там где непонятно и добавления в скобках мои по другим источникам

Основные даты жизни и деятельности
1883, 17(05) декабря Родился Юлиан Александрович Шиманский.
1901 Окончил Третий Московский кадетский корпус и поступил на кораблестроительное отделение Морского инженерного училища в г. Кронштадте.
1905 Окончил Морское инженерное училище, прикомандирован к конторе Севастопольского военного порта, где назначен помощником строителя крейсера «Очаков».
1908 Поступил на кораблестроительный отдел Николаевской морской академии.
1910 Окончил Морскую академию.
1910-1912 Помощник строителя линейных кораблей «Петропавловск» и «Севастополь» на Балтийском судостроительном и машиностроительном заводе.
1912-1916 Помощник инспектора классов в Морском инженерном училище в г. Кронштадте; преподаватель основных кораблестроительных дисциплин на кораблестроительном отделении училища.
1916-1925 Начальник судостроительной технической конторы Северной судостроительной верфи Путиловского завода, где руководил разработкой рабочих чертежей легких крейсеров типа «Бутаков» и миноносцев типа «Новик».
1920-1934 Старший руководитель циклов кораблестроительных дисциплин и начальник кораблестроительного факультета Военно-морской академии.
1925-1927 Начальник кораблестроительного отдела Технического управления РККФ
1927-1932 Преподаватель Высшего военно-морского инженерного училища. Начальник кораблестроительной секции Научно-технического комитета РККФ.
1930 Избран членом президиума правления Всесоюзного научного инженерно-технического общества судостроения и членом редколлегий журналов «Судостроение» и «Труды ВНИТОСС».
1932—1938 Начальник секции прочности. (НИВК?)
1933 Избран членом-корреспондентом Академии наук СССР
(01.02.1933 Член-корреспондент АН - Отделение математических и естественных наук)
1930(?1932)—1938 Начальник отдела прочности Центрального научно-исследовательского института, председатель научно-технического совета института, председатель комиссии по бронированию кораблей.
1938 Ответственный руководитель работ по прочности кораблей. Награжден юбилейной медалью «XX лет службы в РККА». Высшей аттестационной комиссией утвержден в звании профессора.
1938—19(12 (???1945) Председатель Научно-технического совета Центрального научно-исследовательского института.
1940 Присвоено звание «Почетный полярник».
1941 Присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. Удостоен Государственной премии первой степени за труд «Динамический расчет судовых конструкций».
1943 Награжден орденом Ленина за выдающиеся заслуги в области военного кораблестроения и подготовки инженеров-кораблестроителей в связи с 60-летием со дня рождения.
1945 Награжден орденом Трудового Красного Знамени за выдающиеся заслуги в развитии науки и техники в связи с 220-летием Академии наук СССР.
1945-1950 Заведующий кафедрой строительной механики корабля Ленинградского кораблестроительного института.
1947 Избран председателем правления Всесоюзного научного инженерно-технического общества судостроения. Назначен председателем Технического совета по сварке.
1948 Избран председателем судостроительной секции Ленинградского Дома ученых.
1950 Удостоен звания заслуженного члена Всесоюзного научного инженерно-технического общества.
1953 Избрал действительным членом Академии наук СССР.
(23.10.1953 Академик АН - Отделение технических наук (кораблестроение))
1954 Награжден орденом Трудового Красного Знамени за выслугу лет и безупречную работу. Избран председателем Совета Ленинградского Дома ученых.
1955 Избран председателем центрального правления Научно-технического общества судостроительной промышленности и почетным его членом. Избран членом Центрального Комитета профсоюза рабочих машиностроения.
1956 Избран членом Английского общества корабельных инженеров.
1962. 11 апреля. Ю. А. Шиманский умер. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Ленинграде.

Фото: http://www.ras.ru/win/db/show_per.asp?P=.id-52771.ln-ru.dl-.pr-inf.uk-0


Соч.: Строительная механика подводных лодок, Л., 1948; Проектирование прерывистых связей судового корпуса, Л., 1949; Динамический расчёт судовых конструкций, 3 изд., Л., 1963.
Лит.: Ю. А. Шиманский, М., 1958 (АН СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия технических наук. Механика, в. 8); Жизнь, отданная судостроению, Л., 1973.

НИВК
создано в 1932 как НИИ военного кораблестроения (НИВК) на базе кораблестроительной секции НТК ВМС, с 1938 в НКОП (НКСП)
С сайта ЦНИИ им АН Крылова:
В 1938 г. директором Института (имеется в виду НИВК) назначается инженер-капитан 2 ранга И.В.Харитонов. Передача научно-исследовательского института военного кораблестроения Наркомату оборонной промышленности СССР, превращение его в головной научно-исследовательский институт судостроения НИИ-45. Выделение из Наркомата оборонной промышленности самостоятельного Наркомата судостроительной промышленности. Наркомат возглавил И.Ф.Тевосян, по инициативе которого состоялось решение о передаче НИВКа из РККФ в промышленность с сохранением военнослужащих института в кадрах флота.

а вот остался ли Шиманский в кадрах флота это вопрос

о ЛКИ можно посмотреть тут:
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/069/545.htm
http://www.smtu.ru/html/history.htm


С уважением, Сергей К.