От Андрей Белов
К Андрей Белов
Дата 28.02.2012 13:24:54
Рубрики 1941;

Дополнялки и немного исправлений ...

Все что успел накатать за ночь и утро ...
В основном они касаются флотских вопросов и никоим образом не принижают значение выполненной работы.
-----------------------------------

Но начнем по порядку.

Ключевой вопрос - это приказ Трибуца об оставлении ВМБ , отданный им 23 числа вечером.
Стр. 26
«по приказу командующего начался вывод кораблей и судов из либавы к исходу суток было выведено.
5 подводных лодок
8 транспортов
1 танкер
Оставшиеся
10 транспортов
4 буксира и
одна самоходная баржа приступили к погрузке эвакуируемых и имущества.»
-----------------------------------

В общем в использованной автором цитате все свалено в кучу и без бутылки тут не разобраться.

Вышедшие 5 подводных лодок???
---------------------------------------------
22 числа в Усть Двинск вышли без охранения только 2 лодки.
-------------------
22 июня 1941 года «М-78» встретила под командованием старшего лейтенанта Шевченко Дмитрия Леонтьевича, который принял лодку только в мае 1941 года в составе 4-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ в Либаве. В этот же день из-за угрозы захвата города в паре с «М-77» покинула Либаву и направилась в Усть-Двинск. Старшим на борту «М-78» был командир 4-го дивизиона ПЛ капитан-лейтенант Матвеев Степан Ионович. Согласно инструкции лодки шли в надводном положении, но налет авиации противника заставил лодки идти под водой. Вскоре батареи «М-78» разрядились, и она была вынуждена всплыть, чтобы стать жертвой атаки немецкой субмарины «U-144» (командир Гердт фон Миттельштадт). «М-78» погибла со всем экипажем в 15 человек в точке с координатами 57°28' с.ш./ 21°17' в.д., став первой подводной лодкой ВМФ СССР, погибшей в Великой Отечественной войне.
---------

Л-3, М-79, М-81 и М-83 развернулись на подходе к военно-морской базе с задачей воспрепятствовать атаке надводных кораблей противника и никакого отношения к «Плановому отходу из базы» не имеют.

1 Танкер ????
И тут горе «историки» автора ввели в заблуждение.
Упоминающийся на стр. 26 транспорт Железнодорожник с грузом топлива , на самом деле не транспорт.

Танкер «Железнодорожник» - заправщик отряда легких сил (командир — контр-адмирал В. П. Дрозд). (См Стр 15. )
А вот насчет Атаки его авиацией – мнения расходятся. Есть суждения , что свои же торпедоносцы его и атаковал .. (но я не проверял)
----------------------------------------------
Постановка минного заграждения тральщиком Фугас - это тема для отдельного «курения». Слава богу, что в книге ее нет/
Фразы типа «В 14 часов 22 июня была начата постановка мин у Либавы, БТЩ «Фугас» поставил в 10 милях к западу от Либавы 206 мин.»
Переводятся на русский язык следующим образом ..
Тральщик Фугас 6 раз 22 и 23 июня выходил в море и выставил 6 линий минных заграждений . Закончив минные постановки вечером 23 числа ушел в Вентспилс.
----------------------
По спецификации могли принять на борт
Или 46 мин обр. 1908/39 г. (якорная)
Или 31 мину обр. 1926 г. М-26
Или 27 мин КБ-3.
Время полного приема мин на палубу не превышало 27 - 30 минут (с пристани).
-----------------------
Из списка «взорванных мин на складах в Лиепае» 206 штук образца 1908/39 можно исключить.

Стр.17 и стр. 41
Чудо техники - портовый ледокол Силач (известный по Ледовому походу Балтийского флота) не просто находился в порту, а стоял на капитальном ремонте и был затоплен в Военной гавани. Немцы его подняли и использовали по назначению.

В Лиепае точно оставлены в связи с невозможностью вывода по техническому состоянию
Теплоходы - 8 шт.
Аусеклис
Велта
Вента
Кайя
Огре
Рауна
Спидола
(ЦГАНХ)

Точно Ушли из порта ЭГМП в течении дня 23 в ночь с 23 на 24 …
Мееро
Майя (Валга)
ЛГМП
Кандава
Рауна
Шауляй
Кулдига
Амата
(ЦГАНХ)
( см Стр 96)
и Бора (но тут ясности нет )
следует подчеркнуть , что все они ушли без конвоя военных кораблей.

http://militera.lib.ru/h/mmf/06.html
----------------------------------------------------------------------------------
Пароход “Darbas” (Дарбас – работа). Посторен в 1887 г. на судоверфе “ Rostocker A/G fuer Schiffs und Maschinenbau” в Ростоке, Германия (зав.№ 92).
виду того, что старое судно было не в состоянии выходить в море управление Лиепайским портом переоборудовало “Darbas” в баню-прачечную. 29 июня 1941 г. с приходом немцев в Лиепае судно обнаружили в портовом канале. В июне 1942 г. данное судно решением Prizenhof Berlin признано, как военный трофей и передано соответствующим немецким морским службам для дальнейшего его использования. С этого момента судьба судна не известна.По видимости оно могло использоваться немцами как баня-прачечная или сдано на металл.

http://forums.airbase.ru/2005/08/p1279031.html
---------------------------------------------------------
Стр 23
Обстрел поста СНИС ЛиВМБ.
Ранее встречалось упоминание , что на этом посту были захвачены MSA таблицы позывных сигналов и световой сигнализации, которые были использованы в последствии торпедными катерами.

------------------------------------------------------------------------------------


Стр. 26
«Эсминец вечером совершил ходовые испытания в заводской гавани.»

Эсминец Ленин ходовые испытания в гавани не совершал. Приняв минимальный запас топлива и воды, на нем попытались ввести в действие его котлотурбинную установку (одну турбину и 1-2 котла). Но видимо что-то пошло не так – износ механизмов этого «новика» был значительный (то ли подшипники перегревались, то ли еще что то), но все это в комплексе не дало возможности принять решение о переходе.
На одной турбине и на одном котле доползти до Вентспилса он вполне мог.


-----------------------------------------------------------------------------------
Стр 96.
Подводная лодка С-1 , «подорванная « экипажем.
Вопрос подрыва экипажем неоднократно обсуждался на форумах. В конечном итоге пришли к выводу – экипаж лодку не подрывал , а затопил и вывел из строя часть механизмов. На фотографиях отсутствуют следы видимых повреждений. Кроме того, на лодке на палубе сохранился обычный для ремонта бардак. То же самое касается и других лодок - на имеющихся фотографиях следы подрыва не просматриваются.
А вот ЭМ Ленин был действительно взорван, о чем наглядно свидетельствуют искореженные надстройки.

Что же касается последующего использования С-1 и интереса к ней немцев. Тут все просто.
Базовым проектом для серии С Советского флота стал немецкий проект IA (лодки U-25 и U-26). Конструктивные и инженерные решения были практически одинаковыми.
Идеальный вариант для немецких инженеров для проверки своих конструктивных решений на прочность :) (воздействие глубинных бомб)
Французские шедевры – Ронис и Спидола и наши Малютки особого интереса не представляли.

-----------------------------------------------------------------------------------------


Еще интересный момент –
Группе прорыва, в которой шли подводники с Рониса, Спидолы, Малюток (М) и части экипажа ЭМ Ленин удалось прорваться (в том числе и командному составу кораблей), но достаточно много моряков попало в плен.

Из команды М-83 (после боев в городе) к своим вышли только 2 человека.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Стр 55
Не 2 дивизион морпогран катеров и командир не т.Финчек,

А бывший начальник штаба Одесского дивизиона погранкатеров
старший лейтенант А. Финочко. (черт знает когда ему капитан-лейтенанта присвоили)
По этой ссылке приведены действия 4 дивизиона 2 отряда пограничных судов 11

http://www.nashapobeda.lv/1003.html
Да и у Ладинского про него написано.


-----------------------------------

Пока все ..

От Андрей Белов
К Андрей Белов (28.02.2012 13:24:54)
Дата 02.03.2012 21:20:49

Вопрос Прибалту ..

cтр. 72 ..
"один из капитанов сказал что огонь уже в топках потушен на всех пяти судах"
Как я понимаю .. имел место масштабный саботаж со стороны невинных жертв сталинизма, а именно работиков бывших коммерческих предприятий Лиепаи , занимавшихся перевозкой морских грузов, которые не прерывали связи со своими бывшими хозяевами , ушедшими в В.Пруссию.
(см. фильм "Долгая дорога в дюнах" :)) )

PS ну у меня как всегда "Дали Мурочке тетрадь Стала мура Рисовать"

От Pavel iz Rigi
К Андрей Белов (02.03.2012 21:20:49)
Дата 05.03.2012 00:41:02

Re: Вопрос Прибалту .."Долгая дорога в дюнах" -клюква от которых не стояло...


>(см. фильм "Долгая дорога в дюнах" :)) )

"Дали Мурочке тетрадь Стала мура Рисовать"

"Долгая дорога в дюнах" -клюква от тех,которых там не стояло...Скорее объяснимая "дали парню должность"
и он наняв пару негров литераторов (которые ему сценарий "политкоректный на тот мо'мент"
и сделали сценарий и фильм тоже организовал поскольку
с комсомольской работы на кино передвинулся.)

А вот что те моряки* не захотели уходить на Восток,
это уж следствие депортации 14 июня 1941,а люди готовые
сражаться "за Советы" в Лиепае** были и не мало, они и сражались - хотя знал двух братьев лиепайчан,которые сначала на Скуодас с Судмалисом прорывались,а в 1943- их все же мобилизовали в легион.

С уважением к Вашему мнению.

*эта депортация и угрожала верхушке вроде капитанов и штурманов с механиками.И не мало капитанов латвийских
судов,даже участвовавших и ГВ на стороне красных и
получивших орден Боевого Красного Знамени за Таллинский
переход больше в море далеко не ходили...
**хотя Лиепая это пожалуй единственный заметный город Латвии к которому в 1940 году термин "восстановление советской власти" применить нельзя, красные в 1919 году только Лиепаю и не заняли ...

От Прибалт+
К Pavel iz Rigi (05.03.2012 00:41:02)
Дата 05.03.2012 09:41:01

Вопрос где? (-)



От Андрей Белов
К Андрей Белов (02.03.2012 21:20:49)
Дата 02.03.2012 21:29:00

В дополнение о сволочизме ...

транспорт «Виениба» вышел с ранеными (реально взяли на борт не больше 100-150 человек).... с капитаном удалось договориться, а другое конченое нечто оповестило своих бывших хозяев и спустило пары.
----





От Андрей Белов
К Андрей Белов (02.03.2012 21:29:00)
Дата 02.03.2012 21:47:27

довесок ..

эти подонки чувствовали себя очень комфортно и получали прибыть до 1945 года ..
пока их за все их художества не отправилим в Сибирь ..





От Андрей Белов
К Андрей Белов (28.02.2012 13:24:54)
Дата 29.02.2012 15:19:35

+1

Стр 41
Очепятка

Подводную лодку М- 78 потопила не U-149 , а U – 144.
U-149 потопила позже М-99.
http://uboat.net/boats/successes/u144.html
http://uboat.net/boats/successes/u149.html



На форуме Цусимы нашел полный список того, что в Лиепае накопали немцы..

27. 6. 41

Orginal sowjetisch:

R Werkstattschiff Khabarovsk 95 1895 Wrack.. gehoben > ?? Abbruch ?
R Marineschlepper KP 4 12 159 Beute > Name ??
R Baggerleichter J: Nr. 9 15 150 Beute > I.9
R Zerstörer Lenin 16 1280 Wrack > Abbruch
R Unterseeboot M 71 36 161 Wrack > Abbruch
R Unterseeboot M 80 36 161 Wrack > Abbruch
R Unterseeboot Ronis 27 395 Wrack gehoben > Reparatur unrentabel
R Unterseeboot S 1 36 786 Wrack gehoben >Sprengversuchsschiff S 1
R Eisbrecher Ssilac 10 541 Wrack.. gehoben > NORDLICHT
R Dampfbagger Tunguska 41 912 Beute > Libau I
R Leichter 8072 Wrack gehoben > ???
R Dampfklappschute Oranienbaum 13 565 Beute > RAUGI
R Marinetanker Gornyak 98 1575 Prise > HEILIGENBEIL
R Tankleichter HB 99 .. ------ ausgebrannt > HB 99
R Baggerschute Kronstadt .. … Beute > KRONSTADT
R Verkehrsboot .. …….( ex U.Z.Boot ). .. ….. Beute >?

sowjetisch ex lettisch

R Unterseeboot Spidola 27 295 Wrack gehoben > Reparatur unrentabel
R Unterseeboot Ronis 27 395 Wrack gehoben > Reparatur unrentabel

R Motorfischkutte Albatros .. .. Beute > ALBATROS
R Dampfer Amata 98 1132 Prise > CARL
R Dampfer Auseklis 14 1309 Prise > ORTELSBURG
R Schlepper Bartava 95 29 Wrack, gehoben > BARTAVA
R Motorfischkutter Dzimtene Nr. 122 .. 17 Prise > DZIMTENE Nr. 122
R Dampfer Kaija 78 244 Prise > Kaija
R Dampfer Kandava 01 1926 Prise > DÜNA
R Dampfer Kuldiga 13 1978 Prise > PRESSISCH HOLLAND
R Sclepper Mintaus Erfassung > MINTAUS
R Dampfer Ogre 18 333 Prise > BALGA
R Dampfer Rauna 99 2349 Prise > BRAUNSBERG

R Dampfer Riga 14 1207 Prise > SCHILKSEE
R Dampfer Spidola 05 2833 Prise > RUDAU
R Schlepper Valdemars 88 94 Prise > VALDEMARS
R Dampfer Velta 90 2347 Prise > WALTER
R Dampfer Venta 08 1886 Prise > UNDINE
R Dampfbagger Zemessmelejs II 37 818 Beute > Zemessmelejs II
R Eisbrecher Zibens 15 104 Beute > ZIBENS
R Baggerschute Nr. 47 .. … Beute > Nr. 47
R Baggerschute Nr. 49 .. .. Beute < Nr. 49
R Baggerschute Nr. 60 .. .. Beute > Nr. 60

http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=254918



Стр 86
Доводы автора по поводу гибели транспорта Виениба целиком и полностью поддерживаю, хотя я неоднократно оплевывался на флотофильских форумах за подобные высказывания.
С одной только ремаркой – по воспоминаниям рулевого после атаки самолетов он повернул к берегу (читай под огонь расположенной на берегу артиллерии) . Самолетам даже не надо было корректировать огонь – они его просто загоняли поближе. Скорее всего - это была пара Bf.109. А потопленному торпедному катеру из дюралюминия много попаданий тоже не надо .. достаточно попасть под очередь 20 мм Эрликона.

От coast70
К Андрей Белов (29.02.2012 15:19:35)
Дата 01.03.2012 19:55:21

В списке отсутствует М-83, может её записали первый раз как "Ронис"?

http://www.town.ural.ru/ship/ship/m83.php3
Или немцы её не нашли?

От Андрей Белов
К coast70 (01.03.2012 19:55:21)
Дата 01.03.2012 20:24:12

Re: В списке...

>
http://www.town.ural.ru/ship/ship/m83.php3
>Или немцы её не нашли?

М-83 рванули так , что от нее ничего не осталось. У нее торпеды были - было что взрывать. Да и Малютки вообще мелкие- 35 метров пароход. Ей много не надо.

А с ремонтируемых все оружие сгружается - на период ремонта - взрывать нечего.
Ронис и Спидола ... два однотипных парохода.
http://town.ural.ru/ship/photo/Ronis&Spidola1.jpg



Дублирование - возможно это просто ошибка.

От coast70
К Андрей Белов (01.03.2012 20:24:12)
Дата 01.03.2012 20:40:46

Ясно, а что такое "R Verkehrsboot .. …….( ex U.Z.Boot ). .. ….. Beute >?" (-)


От Сергей К.
К coast70 (01.03.2012 20:40:46)
Дата 14.03.2012 23:40:34

Re:

приветствую
1. "Не 2 дивизион морпогран катеров и командир не т.Финчек,
А бывший начальник штаба Одесского дивизиона погранкатеров
старший лейтенант А. Финочко. (черт знает когда ему капитан-лейтенанта присвоили)
По этой ссылке приведены действия 4 дивизиона 2 отряда пограничных судов 11
http://www.nashapobeda.lv/1003.html
Да и у Ладинского про него написано."
все-таки 2 дивизион 2 БОПС (их всего три было), просто позже (c 25.07.1941) часть катеров 2 д-на составила основу 4 дивизиона СКА Истребительного отряда БОРЗ-БОБР
а в мемуарах такая мешанина, что черт ногу сломит
сложно сказать даже какие именно катера входили в состав дивизиона и сколько их было в Либаве на момент обороны города

2. Re: Ясно, а что такое "R Verkehrsboot .. …….( ex U.Z.Boot ). .. ….. Beute >?"
А это как раз вопрос к товарищу Финочко А.Д.:
ex U.Z.Boot это пограничный катер К-271 2 дивизиона 2 БОПС с очень занимательной историей:
LM 22 (с 1922 "Bodo", с 1925 "Ruth", с 14 июня 1930 UZ(S) 14 борт. № 29) (типа LM 21)
Заложен "Firma Fr. Lürssen" в Бремен-Вегезаке в 1917, спущен в 1917, вступил 10 августа 1917,
исключен и 28 декабря 1921 продан Бернарду Плаге (Bernhard Plage) в Берлин, в 1923 продан судоходной компании "Navis GmbH", в августе 1925 оснащен торпедным аппаратом и до 1926 использовался для отработки тактики ночных торпедных ударов, В 1927 году оснащен 3 бензиновыми моторами «Mercedes-Benz» новой конструкции в 260 л.с. каждый, 16 апреля 1928 введен в ВМС Германии, с 14 июня 1930 охотник за подводными лодками (U-Boot-Zerstörer (Schnellboot)), исключен 31 марта 1931, 26 мая 1932 в Хольтенау как "Bodo" продан латвийскому гражданину Мартину Греве, 8 сентября 1934 взят с грузом 750 л контрабандного спирта у побережья и позже возвращен владельцу,
8 сентября 1934 наложен арест, в связи с неоплаченным штрафом, после смерти в Данциге владельца летом 1937 передан в ведение Лиепайскому таможенному управлению, 19 июля 1937 приведен на буксире из Данцига, попытка продажи с аукциона не удалась и 8 октября 1937 передан Лиепайско-Айзпутскому погранично охранному району мор.погран.охраны Пограничной бригады
Латвии как пограничный катер "Bulta", отбуксирован буксирным катером "Bartava" в военные мастерские Лиепайского порта для ремонта, в декабре-январе 1937-38 гг. в мастерской техника Гривиньша произведен ремонт стоимостью 10000 лат, с вхождением Латвии 6 августа 1940 в состав СССР, 19 августа 1940 передан Пограничным войскам НКВД СССР как "Стрела",
28 августа 1940 ввведен во 2-й дивизион 2-го Балтийского отряда пограничных судов Прибалтийского округа Пограничных войск НКВД СССР с базированием на ВМБ Либава как погранично-сторожевой катер К-271, 24 июня 1941 захвачен Германией на территории завода "Тосмаре", Лепая (до 1940 и с 1945 Лиепая).
Видимо был брошен в порту при оставлении города.
http://navyworld.narod.ru/sb01.htm

Конструктивные детали есть у Гронера во втором томе на стр. 120,124,125 (историю он заканчивает на продаже - 26.5.32 verkauft nach Holtenau)

Интересно что еще оставили пограничники в порту и в заводе.

3. Про состояние и взрыв "Ленина" - в книге "В ИЮНЕ СОРОК ПЕРВОГО...", на которую дана ссылка, есть воспоминания военфельдшера Амосова, начальника медсанслужбы корабля, в которых прямо говорится что:
(стр. 194) ...экстренный взрыв корабля в первые часы войны был отменен...
Решение об отмене взрыва, приятое около пяти часов утра, позволило открыть огонь по самолетам врага и наступающим фашистким войскам. Корабль находился в капитальном ремонте: спущены пары, снята общивка, полностью сдан в арсенал боезапас, даже не работал камбуз, а краснофлотцы и командиры питались в столовой завода "Тосмаре". Призыв командира и комиссара - возродить корабль - вызвал подлинный энтузиазм, и уже в шесть-восемь часов утра 22 июня все БЧ приступили к работе. Восстанавливались турбины, поднимались пары, завозился боезапас, проворачивались механизмы... в ночь на 23 июня вдруг раздалась команда: "Корабль к бою и походу подготовить!". И эсмнец совершил свои ходовые испытания в заводской гавани....Выход в море оказался невозможным: погибшие от бомб транспортные суда (так говорил командир корабля) закрыли фарватер...
в воспоминаниях зенитчиков

"Когда корабль вышел на ходовые испытания одна турбина нуждалась в небольшом ремонте..."
"Вечером 22 июня к борту эсминца подошел катер. Команду построили на палубе для встречи командира Лиепайской ВМБ. После его отъезда краснофлотцам выдали винтовки, патроны, гранаты."
"23 июня примерно в полдень была подана команда выйти в море. Но выход в море был отменен. Эсминец ошвартовался у стенки напротив здания полуэкипажа подплава.Потом последовал приказ орудийным расчетам подддержать наши войска.."
"..мы вели на следующий день [23.06.1941] интенсивный огонь. Поговаривали, что фашисты подошли к Гробине...Потом последовал приказ снять замки с корабельных орудий и выбросить в воду. Нам приказали одеться по форме первого срока. ... Сошли на берег с виновками. Снят был и спаренный пулемет."
"... Поздно вечером было приказано всему личному составу сойти на берег. На борту эсминца остались минеры со своим командиром. Перед тем как сойти на берег, сняли с орудий замки, выбросили их в воду."
"впереди колонны, тронувшейся в направлении Гробини, находились замполит ЭМ Качурин, старший помощник командира корабля Майский, другие командиры. Когда мы отошли раздался взрыв большой силы." и так далее.
с 24-го числа ленинцы Афанасьева не видели. в воспоминаниях командира судна-ловушки Афанасьев без конвоя ходит с ним по бухтам Таллина, помогая выбрать судно, находясь в ожидании суда над ним. То есть арестован он не был.

Вообще в истории обороны Либавы нагородили столько всего, что иногда хочется материться. Кстати, приведенный немецкий список тоже не идеален поскольку часть судов из него захвачена вовсе не в Либаве, а в море или в Виндаве (например Dampfer Amata 98 1132 Prise > CARL, Dampfer Kuldiga 13 1978 Prise > PRESSISCH HOLLAND захвачены немецкими ТКА у Виндавы).

С уважением, Сергей К.

От Андрей Белов
К Сергей К. (14.03.2012 23:40:34)
Дата 16.03.2012 10:41:27

Re: Re:


>1. "Не 2 дивизион морпогран катеров и командир не т.Финчек,
>А бывший начальник штаба Одесского дивизиона погранкатеров
>старший лейтенант А. Финочко. (черт знает когда ему капитан-лейтенанта присвоили)
>По этой ссылке приведены действия 4 дивизиона 2 отряда пограничных судов 11
>
http://www.nashapobeda.lv/1003.html
>Да и у Ладинского про него написано."
>все-таки 2 дивизион 2 БОПС (их всего три было), просто позже (c 25.07.1941) часть катеров 2 д-на составила основу 4 дивизиона СКА Истребительного отряда БОРЗ-БОБР
>а в мемуарах такая мешанина, что черт ногу сломит
>сложно сказать даже какие именно катера входили в состав дивизиона и сколько их было в Либаве на момент обороны города

Мешанина - это не то слово. Как я понял катера действовали парами и даже напрямую пытались взаимодействовать с пограничниками и пехотинцами. Кто -то был в подчинении флота , а кто то действовал по обстановке.
Дело в том, что один дед в своих воспоминаниях написал , что 21 числа к ним на МОшку пришел Финочко , всем объяснил , что будут оргвыводы , если они не усилят бдительность по охране водного района. Статистика нарушения морской границы была не в пользу 2 дивизиона , за что его регулярно драли (в архивах гдето даже бумага на эту тему была).
Поэтому группа этого деда в ночь на 22.06 болталась в районе погранпостов (в охранении ) в ожидании нарушителей. И в Либаву они зашли только числа так 23.
(так что участвовал он в обороне .. не участвовал .. вапрос.??)


>2. Re: Ясно, а что такое "R Verkehrsboot .. …….( ex U.Z.Boot ). .. ….. Beute >?"


>Интересно что еще оставили пограничники в порту и в заводе.

Не думаю , что много оставили. Они организационно толком еще перейти в Либаву не успели.


>3. Про состояние и взрыв "Ленина" - в книге "В ИЮНЕ СОРОК ПЕРВОГО...", на которую дана ссылка, есть воспоминания военфельдшера Амосова, начальника медсанслужбы корабля, в которых прямо говорится что:
>(стр. 194) ...экстренный взрыв корабля в первые часы войны был отменен...
>Решение об отмене взрыва, приятое около пяти часов утра, позволило открыть огонь по самолетам врага и наступающим фашистким войскам. Корабль находился в капитальном ремонте: спущены пары, снята общивка, полностью сдан в арсенал боезапас, даже не работал камбуз, а краснофлотцы и командиры питались в столовой завода "Тосмаре". Призыв командира и комиссара - возродить корабль - вызвал подлинный энтузиазм, и уже в шесть-восемь часов утра 22 июня все БЧ приступили к работе. Восстанавливались турбины, поднимались пары, завозился боезапас, проворачивались механизмы... в ночь на 23 июня вдруг раздалась команда: "Корабль к бою и походу подготовить!". И эсмнец совершил свои ходовые испытания в заводской гавани....Выход в море оказался невозможным: погибшие от бомб транспортные суда (так говорил командир корабля) закрыли фарватер...
>в воспоминаниях зенитчиков

>"Когда корабль вышел на ходовые испытания одна турбина нуждалась в небольшом ремонте..."
>"Вечером 22 июня к борту эсминца подошел катер. Команду построили на палубе для встречи командира Лиепайской ВМБ. После его отъезда краснофлотцам выдали винтовки, патроны, гранаты."
>"23 июня примерно в полдень была подана команда выйти в море. Но выход в море был отменен. Эсминец ошвартовался у стенки напротив здания полуэкипажа подплава.Потом последовал приказ орудийным расчетам подддержать наши войска.."
>"..мы вели на следующий день [23.06.1941] интенсивный огонь. Поговаривали, что фашисты подошли к Гробине...Потом последовал приказ снять замки с корабельных орудий и выбросить в воду. Нам приказали одеться по форме первого срока. ... Сошли на берег с виновками. Снят был и спаренный пулемет."
>"... Поздно вечером было приказано всему личному составу сойти на берег. На борту эсминца остались минеры со своим командиром. Перед тем как сойти на берег, сняли с орудий замки, выбросили их в воду."
>"впереди колонны, тронувшейся в направлении Гробини, находились замполит ЭМ Качурин, старший помощник командира корабля Майский, другие командиры. Когда мы отошли раздался взрыв большой силы." и так далее.
>с 24-го числа ленинцы Афанасьева не видели. в воспоминаниях командира судна-ловушки Афанасьев без конвоя ходит с ним по бухтам Таллина, помогая выбрать судно, находясь в ожидании суда над ним. То есть арестован он не был.

Ага. Вот с этого момента начинается самое интересное.
То, что Афанасьева расстреляли писал известный баечник Стрижак (Секреты балтийского подплава).
Потом эта версия стала переползать из книги в книгу...
Афанасьева расстреливать было никому не нужно. На этот момент было еще непонятно , что он нарушил.
Где-то еще в начале 90ых высказывалась версия , что Афанасьев намеренно остался в Лиепае (взял всю ответственность за взрыв на себя за приказ Трибуца - взрывать корабли) и погиб в уличных боях. А 24 числа занимался поиском (переговорами с капитанами ) судов для эвакуации раненых.

Цитата из июня 1941 очень художественная ...
Версию военфельдшера Амосова, что в первые часы войны взрыв корабля был отменен .. мягко говоря бызывает сомнения .. учитывая , что приказ на взрыв пришел 23(и флотский драп начался уже 23), да такой, что Кузнецову пришлось приказом "Либаву не сдавать!" прочищать мозги особо одаренным флотским личностям.
Про замки и пулемет - все правильно - это он мог видеть сам, а вот остальное - домыслы скорее всего ...
Также непонятна версия про закрытый фарватер затопленными судами.
Был разлив топлива, которое горело. Этот факт известен. также гавань обстреливали .. но вот в кого попали .. вапрос ???

Еще .. что -такое судно ловушка ??? Первый раз на это судно ловушка я наткнулся в ЭМ Новик у Цветкова-Степанова.
Писалось про какой то транспорт-ловушка Люцерна..
На самом деле это был ВТ № 581(пароход "Лейк Люцерн")(Эстонского ГМП)с 2-45 мм пушками ...
Интерессно -- как эта ловушка потопит лодку???

>Вообще в истории обороны Либавы нагородили столько всего, что иногда хочется материться. Кстати, приведенный немецкий список тоже не идеален поскольку часть судов из него захвачена вовсе не в Либаве, а в море или в Виндаве (например Dampfer Amata 98 1132 Prise > CARL, Dampfer Kuldiga 13 1978 Prise > PRESSISCH HOLLAND захвачены немецкими ТКА у Виндавы).

Кстати .. возможно этот список составлялся уже в июле 1941 по итогам обследования судов и привода в Либаву всего захваченного.



>С уважением, Сергей К.


Еще зависли вопросы взрыва минного склада(которого скорее всего не было ..) --
Кстати ... на нем были оставлены английскте мины для Лембита и Калева, которые потом с большим трудом получали через Ленд-Лиз. (см. Матиясевич А.М.)

А здесь кстати интересные утверждения по части нежелания принимать на борт мины и торпеды ... и непонятки со вмеремем выхода из Лиепаи ... :)
http://submarine-at-war.ru/boats/kalev.html


От Сергей К.
К Сергей К. (14.03.2012 23:40:34)
Дата 14.03.2012 23:43:50

Re: дополнение

к сожалению новую книгу пока не нашел, в Челябинске она видимо не появится :(
но заказать попытаюсь :)
замечания вызваны ходом обсуждения и комментариями
С уважением, Сергей К.

От Андрей Белов
К Сергей К. (14.03.2012 23:43:50)
Дата 15.03.2012 22:39:03

Заказывайте...

не пожалеете :)

Спасибо за дополнения . Постараюсь рассмотреть как смогу ..

От Андрей Белов
К coast70 (01.03.2012 20:40:46)
Дата 01.03.2012 23:21:24

Re: Ясно, а...

10-12 метров разъездной катер..

От Прибалт+
К Андрей Белов (29.02.2012 15:19:35)
Дата 29.02.2012 17:39:30

Re: +1

>Стр 41
>Очепятка

>Подводную лодку М- 78 потопила не U-149 , а U – 144.
>U-149 потопила позже М-99.
>
http://uboat.net/boats/successes/u144.html
> http://uboat.net/boats/successes/u149.html

Спасибо

>На форуме Цусимы нашел полный список того, что в Лиепае накопали немцы..

Спасибо

>Стр 86
>Доводы автора по поводу гибели транспорта Виениба целиком и полностью поддерживаю, хотя я неоднократно оплевывался на флотофильских форумах за подобные высказывания.
>С одной только ремаркой – по воспоминаниям рулевого после атаки самолетов он повернул к берегу (читай под огонь расположенной на берегу артиллерии) . Самолетам даже не надо было корректировать огонь – они его просто загоняли поближе. Скорее всего - это была пара Bf.109. А потопленному торпедному катеру из дюралюминия много попаданий тоже не надо .. достаточно попасть под очередь 20 мм Эрликона.

Возможно, что бы спасти людей команда пыталась выбрость судно на берег.

От Андрей Белов
К Прибалт+ (29.02.2012 17:39:30)
Дата 01.03.2012 14:09:42

+2

Еще немного ...
Стр 42
----
Ю.Г. Степанов, И.Ф. Цветков. Эскадренный миноносец "Новик".
Стр 189-190
«Командир эскадренного миноносца "Ленин" капитан-лейтенант Ю.М. Афанасьев был старшим командиром группы кораблей, находившихся на территории завода. Экипажам было приказано сойти на берег и подготовиться к уничтожению кораблей. С эсминца "Ленин" были сняты спаренный пулемет "Максим", замки с орудий, которые затем, завернув в военноморские флаги, затопили вблизи корабля. Секретную документацию свезли на берег, облили горючей жидкостью и сожгли в присутствии личного состава. Попрощавшись с кораблем, вооруженные винтовками и гранатами моряки сошли на причал. Так же были подготовлены остальные корабли.
В ночь на 24 июня эсминец "Ленин" и шесть подводных лодок, а также склады боеприпасов и топлива были взорваны (Дважды Краснознаменный Балтийский флот, с.192). Руководил уничтожением кораблей и складов Ю.М. Афанасьев. После этого экипажи взорванных кораблей влились в ряды защитников Либавы.
Из оставшегося личного состава эсминца "Ленин" был сформирован отряд морской пехоты, который под командованием старшего лейтенанта А.И. Майского и старшего политрука Н.И. Качурина на рассвете того же дня занял восточный рубеж обороны на подступах к городу рядом с курсантским батальоном училища ПВО»

«С эскадренного миноносца "Ленин" был выделен взвод моряков во главе с командиром артиллерийской боевой части корабля старшим лейтенантом Чеботаревым. Моряки эсминца отважно сражались на суше. Особенно отличились в боях с фашистами матросы В. Федорченко, И. Гречин, И. Лисицкий, Н. Жарков и многие другие.».


У меня сложилось впечатление , что моряки воевали несколькими группами .
1. Сначала был выделен взвод Чеботарева – на восточный сектор(вместе с курсантами)
2. После подрыва ЭМ Ленин оставшаяся команда перешла тоже на восточный сектор и была включена в сводный отряд Орлова.
3. Личный состав с подводных лодок и береговых батарей СНИС и др - в северном секторе.

Соответственно и на прорыв пошли по отдельности.
Стр 68
В составе прорывающегося отряда моряки с ЭМ Ленин не указаны, а указаны только курсанты.
-----------------------------------------------------------------------------------------
Еще есть такая книга , называется
Балтийские зенитчики.
Это сборник статей , но наиболее интересны вот эти.
ЗАЩИЩАЯ ЛИБАВУ...
Ф. К. ТИМАШКОВ,ПОДПОЛКОВНИК В ОТСТАВКЕ
http://militera.lib.ru/memo/russian/sb_baltiyskie_zenitchiki/03.html
В. А. ОРЛОВ,ПОЛКОВНИК В ОТСТАВКЕ
КУРСАНТЫ ВСТУПАЮТ В СРАЖЕНИЕ
http://militera.lib.ru/memo/russian/sb_baltiyskie_zenitchiki/04.html

там как раз про сводный отряд написано.

-----------------------------------------------------------------------------------------
стр 43
Даллмайер «также их стрелки с многозарядными винтовками и оптическими прицелами были вооружены лучше нашего».

Немецкий солдат попал под огонь либо морских пехотинцев либо курсантов училища.

«К началу войны СВТ-40 имелись в достаточном количестве и были освоены войсками. Учитывая опыт Финляндской войны, СВТ вооружались в основном снайперы, подразделения особого назначения, курсанты военных училищ, моряки и морские пехотинцы».
Самозарядная винтовка Токарева СВТ-40
"The Russian Engineering".
Декабрь 2007.
--------------------------------------------------------------------------------------------------

Проверил информацию по вышедшим из Лиепаи 22 июня 1941 года лодкам.
Ссылка по 5 лодок - это у Трибуца в Балтийцы атакуют
Теперь могу точно пояснить откуда взялись эти 5 лодок
--------------------------------------------------------
"Лембит" ("Lembit")
Первый день Великой Отечественной войны подводная лодка встретила в составе 3 дивизиона 1 бригады в Либаве. Командовал кораблем капитан-лейтенантПолещук Владимир Антонович. Уже на исходе 22 июня 1941 года субмарине пришлось покинуть базу, где остался большой запас мин английского производства, предназначавшийся подводным минзагам британской постройки. 23 июня подводная лодка прибыла в Виндаву, 25 - перешла в Усть-Двинск, 27 - в Кувайсте, 1 июля субмарина была уже в Палдиски. 5 июля "Лембит" прибыл в Кронштадт, где до конца месяца проходил докование. 3 августа подводная лодка переходит в Таллин, откуда начинает свои первые выходы на позиции.
Калев (Kalev)
22 июня 1941 года. "Калев" находился в составе 3 Дивизиона 1 Бригады ПЛ в Либаве. 23 июня 1941 года "Калев", "Лембит" в сопровождении тральщика "Фугас" и двух катеров типа "МО"(ПСК из дивизиона Финочко) покинули осаждённый город.
«С-9»
22 июня 1941 года «С-9» встретила под командованием капитан-лейтенанта Рогачевского Сергея Анатольевича в составе 1-го дивизиона 1-ой бригады ПЛ КБФ в Либаве. После перебазирования кораблей бригады в Усть-Двинск «С-9» оставлена на заводе «Тосмаре» для проведения докового ремонта и устранения повреждений, полученных в конце мая 1941 года, когда при выходе на боевую подготовку она ударилась о грунт и получила пробоину в балластной цистерне. Все необходимые работы были выполнены, однако пробоину в балластной цистерне завод заделать отказался. Завершение ремонта отложили, решив, что лодка может плавать пока с «балластом на подушке» в цистерне №1.
Вечером 22 июня «С-9» благополучно ушла из Либавы. Прибыв в Усть-Двинск, подводная лодка приняла там боевые торпеды и артбоезапас, выгруженные при постановке в док.
----------------------------------------------------------------------------------------------

Ситуация развивалась следующим образом
Единственные действия , предпринятые по приказу ком флота. -
4 подводные лодки были развернуты на подходе к базе - это Л-3, М-79, М-81 и М-83 для ее прикрытия от атаки надводных кораблей.

Все остальные действия - на уровне командиров кораблей и командиров дивизионов.
Остальной командный состав флота – «не вмешивался». (высшее флотское командование было в растерянности).

В хронологической последовательности …
Вышедшие днем 22 июня 2 подводные лодки «М-77» и «М-78» в Усть-Двинск были атакованы U-144 ( М-78 потоплена)
1 подводная лодка - С-9 самостоятельно в ночь с 22 июня на 23 самостоятельно дошла до Вентспилса.
2 подводные лодки - «Лембит» и «Калев»в сопровождении тральщика Фугас и малых охотников в ночь с 23 на 24 число дошли до Вентспилса.

----------------------------------------------------------------------------------------------

Ранее в дозор ушла 19 числа
«С-7»
Еще 19 июня 1941 года «С-7» под командованием капитан-лейтенанта Сергея Прокофьевича Лисина вышла в море для несения дозора в западной части Ирбенского пролива. В 00.55 22 июня командир субмарины получил сигнал о переводе флота на оперативную готовность № 1, а в 15.45 поступил приказ «о несении дозора по военному времени». О начале войны экипаж «С-7» узнал только в 19.59 22 июня. Около 23.00 23 июня «С-7» обнаружила два торпедных катера, которые дали советские опознавательные сигналы, вероятно, захваченные на одном из постов СНиС (Службы наблюдения и связи). Это были германские шнельботы «S-60» и «S-35» из состава 3-й катерной флотилии. Подводная лодка не погружалась, так как командир хотел передать на катера больного краснофлотца. Сблизившись с «С-7» шнельботы практически в упор – с 2 кабельтовых атаковали ее торпедами. Только своевременные и правильные действия верхней вахты спасли корабль от гибели, торпеды прошли в метре от левого борта субмарины. Подводная лодка погрузилась. Катера тем временем вели огонь из зенитных автоматов, а затем сбросили 4 глубинных бомбы. (Через 4,5 часа, после часового боя, эти шнельботы потопили ПЛ «С-3», которая уходила из Либавы.)

От Андрей Белов
К Андрей Белов (28.02.2012 13:24:54)
Дата 28.02.2012 15:11:00

Re: Дополнялки и


>По этой ссылке приведены действия 4 дивизиона 2 отряда пограничных судов 11
Поторопился ..
2 дивизиона 2 балтийского отряда пограничных судов

>
http://www.nashapobeda.lv/1003.html
>Да и у Ладинского про него написано.


>-----------------------------------

>Пока все ..

От Прибалт+
К Андрей Белов (28.02.2012 15:11:00)
Дата 28.02.2012 18:36:18

Re: Дополнялки и

Спасибо за дополнения. Для меня действия ВМФ некоторая трудность. Я сейчас работаю над обороной Риги. В марте-апреле собираюсь поработать в ЦВМА. Возможно еще кое какие уточнения найду.


От Андрей Белов
К Прибалт+ (28.02.2012 18:36:18)
Дата 28.02.2012 18:42:08

Re: Дополнялки и

>Спасибо за дополнения. Для меня действия ВМФ некоторая трудность. Я сейчас работаю над обороной Риги. В марте-апреле собираюсь поработать в ЦВМА. Возможно еще кое какие уточнения найду.
Я еще сегодня посижу.. посмотрю на что надо внимание обратить по флоту и береговым батареям
Но в общем и целом .. это первая работа по Лиепае, которая в комплексе дает ответ на вопрос "почему так получилось".
Никогда ранее ничего подобного не видел ((

От Прибалт+
К Андрей Белов (28.02.2012 18:42:08)
Дата 28.02.2012 18:47:31

Re: Дополнялки и


>Но в общем и целом .. это первая работа по Лиепае, которая в комплексе дает ответ на вопрос "почему так получилось".
>Никогда ранее ничего подобного не видел ((
Если, что у Вас есть по береговой артиллерии в Курляндии и Риге, сообщите или сбросте на мыло.

От Андрей Белов
К Прибалт+ (28.02.2012 18:47:31)
Дата 28.02.2012 18:52:41

Re: Дополнялки и


>>Но в общем и целом .. это первая работа по Лиепае, которая в комплексе дает ответ на вопрос "почему так получилось".
>>Никогда ранее ничего подобного не видел ((
>Если, что у Вас есть по береговой артиллерии в Курляндии и Риге, сообщите или сбросте на мыло.
Есть, но как всегда в виде бардака из книг и электронных архивов ..
Только книги по береговой артиллерии эпохи СССР и России надо читать внимательно - не брать на веру тезисы.
Интересует только ВМБ Риги или еще Моонзунд ???

От Прибалт+
К Андрей Белов (28.02.2012 18:52:41)
Дата 28.02.2012 19:07:42

моозунд нет (-)



От Андрей Белов
К Прибалт+ (28.02.2012 19:07:42)
Дата 29.02.2012 12:13:19

Краткий списочек ..

Небольшая сводка по материалам где-чего лежит :
Вам надо изучить что такое БОБР ;)

Береговая оборона Балтийского района (БОБР)
История формирования и ссылки
http://www.szst.ru/library/kurmyshov/index.html
(Военно-Исторический журнал )
Командовал БОБРом, генерал-майор береговой службы А.Б. Елисеев (человек судьбы однако уникальной)

Ссылки на фонды и источники …

"УПРАВЛЕНИЕ БЕРЕГОВОЙ ОБОРОНЫ ГЛАВНОЙ БАЗЫ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА"
Палдиски. 1940-1941
Ф. р-2167, 54 ед.хр., 1939-1940
http://rgavmf.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=177:2009-12-11-04-37-00&catid=49:-----1917-1940&Itemid=59
Архивы Батарей.
http://rgavmf.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=176:2009-12-09-14-14-55&catid=49:-----1917-1940&Itemid=59

Лучший специалист по Батареям - Юрий Мелконов
Можете ему написать – он сейчас книгу по береговым батареям готовит по вашему району
http://www.melkon.lv/ru/books/
(наберите в инете Юрий Мелконов – он просто статьи тоже пишет и на форумах бывает)

В качестве библии ---
Перечнев, Юрий Георгиевич
Советская береговая артиллерия:
История развития и боевого применения 1921–1945 гг.
Глава 9 -
http://militera.lib.ru/h/perechnev_ug/09.html

Есть еще книги Перечнева более ранних годов издания.

Один совет – не рассматривайте береговые батареи отдельно в космосе ..
В ирбенскую минно-артиллерийскую позицию входил Ирбенский сектор береговой обороны, минные заграждения, перегораживающие пролив и силы обеспечения.
Исходя из этого флот вел боевые действия – недопущение прохода судов с Рижский залив через Ирбенский пролив имеющимися средствами.

-----------------------------------------------------------------------------------
Флотский бардак 1941 года описан у Чернышева .
http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/1002604/3/Chernyshev_Aleksandr_-_1941_god_na_Baltike__podvig_i_tragediya.html
Я этот период не проверял , но кое-где встречается подтасовка фактов (не по вине автора .. участники событий очень старались прикрыть 5 точку и изо всех сил перевирали события – а эту галиматью сейчас некоторые историки считают правдой.)

Разобраться в типах судов (мелочи всякой из ОВРа)поможет книга Ладинского
http://militera.lib.ru/memo/russian/ladinsky/01.html
На фарватерах Балтики

В этой ссылке описаны флотские развлечения с установкой минных заграждений на Ирбенской позиции и проход Муху Вяйна.
http://otvoyna.ru/riga.htm
(после того, как 23 июня крейсер Максим Горький остался без носовой оконечности из-за взрыва мины с флагманом ОЛСа «Кировом» - единственным крейсером , оставшимся на Балтике на ходу - бегали как с банкой меда – лишь бы не потерять).

По этой уже приводившейся мною ссылке
Список судов Морского Флота - приложение 3 , оставленных и захваченных противником в прибалтике
http://militera.lib.ru/h/mmf/06.html


В районе Риги и Усть Двинска производилась установка неконтактных магнитных мин с самолетов.
Я этот вопрос еще не смотрел , но постараюсь найти. (года 3 назад разбирал кто что ставил).

Официоз - Директивы Кузнецова по обороне рижского залива с номерами
http://glavkom.narod.ru/directiv.htm

По латвийским железнодорожным транспортерам с пушками Канэ (древними как …..)
http://fortoved.ru/forum/index.php?t=msg&th=1765&start=0
ну и еще Балтофорт..


Пока все..