От coast70 Ответить на сообщение
К VioletCatFrancis Ответить по почте
Дата 05.02.2011 19:11:55 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Великая Отечественная; 1941; Части и соединения; Версия для печати

И кстати, дали бы и статью к фото.:

По следам забытого бронепоезда

[35K]


Фото Вл.Каминского
На фото вы видите мемориальный знак, который установлен на ст.Пролетарская Победа. На нем не совсем орфографически-грамотная надпись: «Здесь в конце июня 1941 года в неравном бою с фашистами был разбит советский бронепоезд. Где погибли машинист и другие товарищи. Вечная слава Героям!».

[18K]


Фото Вл.Каминского
Когда появилась эта памятная табличка, и кто ее установил - этим вопросом еще в 2003 году заинтересовался жодинский краевед Галина Ивановна Аннискевич. Но ни в Пересадском сельсовете, ни в местной школе, ни в Борисовском райисполкоме вразумительного ответа не получила. Выходит, что памятные знаки о важных событиях могут устанавливаться самовольно, без участия местных властей и без всякого учета? Можно, вероятно, предположить, что память о бронепоезде в меру своих возможностей решили обозначить железнодорожники, но, судя по всему, заметных эмоций их благородное побуждение ни у кого не вызвало.
Бронепоезда, оборонявшие Борисов это белая страница в истории города, и оправдание этому найти трудно.
Но неугомонная Галина Ивановна настойчиво продолжала поиск, пока в ее руках не оказалась заметка из газеты «Камуністычная праца» 30-летней давности под заголовком «Рейс на бронепоезде». В ней рассказано, как 29 июня 1941 года молодому машинисту из депо ст. Борисов Александру Зайцеву пришлось заменить заболевшего машиниста из паровозной бригады бронепоезда, который направлялся в сторону Жодино, где уже шли тяжелые оборонительные бои.

[1K]


Александр Зайцев
Бронепоезд до Жодино не дошел. В бой пришлось вступить на станции Пролетарская Победа. Команда бронепоезда сражалась храбро, однако натиск превосходящих сил противника выдержать не могла. Советские воины покинули поезд и стали пробираться на Восток. А на носилках они несли уже упомянутого обожженного машиниста Александра Зайцева, которого пришлось оставить в медпункте деревни Велятичи. Вскоре за ним прибыли родители из Крупок, которые смогли выходить сына (после войны он продолжил работу на ст.Борисов).
Однако это эпопея одного человека.
- Но что мы знаем о других самотверженных бойцах забытого бронепоезда? - сокрушенно вопрошала Галина Ивановна в своей публикации еще 6 лет назад. - Не стыдно ли нам, предавшим их забвению?
Ответ каждого человека, не страдающего параличом души, однозначен: СТЫДНО! Упущено время. Свидетелей уже не найти.
Изыскания пытливого краеведа из города Жодино заставили и меня приобщиться к поискам более подробных сведений, относящихся к истории с бронепоездом.
А помог мне известный знаток боевой бронетехники московский исследователь Максим Викторович Коломиец. Разговор с ним позволил узнать многое, хотя, к сожалению, далеко не все.
30 июня 1941 года на станцию Борисов, до захвата которой оставались считанные часы, прибыли два легких бронепоезда - бепо № 47 (командир - мл. лейтенант П.И.Беляев) и бепо № 48 (командир - ст. лейтенант М.Н.Мещерский). Каждый из них был оснащен четырьмя орудиями калибра 76 мм и 12 пулеметами "максим", не считая двух спаренных для стрельбы по самолетам. Кроме того, для разведывательных рейдов имелись бронеавтомобили. Личный состав каждого бепо насчитывал более 70 человек. Оба бронепоезда относились к дивизону № 12, куда в входил еще и тяжелый бепо № 49, оснащенный пушками 107 калибра и пулеметами (он был оставлен в Смоленске для защиты города). Командовал дивизиом майор С.В.Дерюгин, находившийся на бепо № 47. Получив в Борисове задание поддержать советских танкистов, оборонявших город, майор Дерюгин направил оба поезда в сторону Жодино. Но еще не доехав до этой станции, воины-железнодорожники столкнулись с танками протвника.
Первым вступил в бой с противником бепо-48, следовавший вслед за 47-м. Это было в районе военного городка Печи. Схватка была неравной и скоротечной. Снаряды противника повредили локомотив и лишили его возможности к маневрированию. Требовался серьзный ремонт цилиндра и пробитого резервуара для воды. Поэтому было приято решение возвращаться в тыл на базу, которая размещалась в Брянске, что и благополучно удалось. А бепо-47 встретил противника на подъезде к станции Жодино, не доехав до нее полкилометра. Огнем из пушек была остановлена колонна фашистских танков, несколько из которых было подбито. Но силы оказались несоизмеримыми, и поэтому пришлось возвращаться в Борисов. Однако возле ст.Пролетарская Победа, почти там же, где сражался бепо-48, на отступающий поезд обрушился шквал вражеского огня. Последовало несколько ответных залпов и пулеметных очередей. Но снаряд противника взорвал котел, и вся паровозная бригада была ошпарена кипятком. Тогда командир дивизиона приказал личному составу. покинуть поезд. 8 человек были убиты, остальные 66 пропали без вести.

[11K]


Бронепоезд № 47 - Из коллекции М. Коломийца
Так гласят документы, которые Максим Коломиец разыскал в Центральном архиве Министерства обороны в Подольске.
Итстория печальная! И не только потому, что бой бронепоезда № 47 был проигран, но и потому, что имена советских участников этого противоборства остались в неприглядном забытье. За 65 лет со дня победы никто не удосужился изучить и подробно рассказать о трагедии, случившейся в 1941 году при обороне Борисова возле ст.Пролетарская Победа.
12 отддельный дивизион бронепоездов (впоследствии он был перефомирован в 21-й) формировался в Брянске. В его составе из 502 человек было лишь 24 кадровых военных. Остальные были призваны из числа местных железнодорожников, работников тамошнего завода "Красный Профинтерн" и колхозников Орловской области. Нет сомнения, что и сегодня в том краю живут их потомки и родствинники. Но станет ли кто-нибудь их искать, чтобы установить биографии, разыскать фотоснимки, рассказать обо всем людям и сохранить память?
Усопшему человеку принято ставить памятник с его именем. На мемориальной табличке никаких имен нет. Давайте же покаемся и эти имена увековечим на камне. Сегодня я имею честь впервые представить их для публикации. Не все, но подавляющее большинство. Я извлек их из документальной базы невозвратных потерь 21 отдельного дивизиона бронепоездов, входившего в состав 20 армии (ЦАМО, Подольск).
АЛЕКСАШИН Дмитрий Алексеевич, 1914, пулеметчик
АНОСЕНЦЕВ Терентий Михайлович, 1911, орудийный номер
АНОХОВ Борис Иванович, 1911, запасной
АНТРОЩЕНКО Тимофей Алексеевич, 1907, пулеметчик
АРТЮХОВ Филипп Федорович, 1910, орудийный номер
БАЗИН Гавриил Сергеевич, 1906, наводчик
БАНДУРЕНКО Василий Максимович, 1913, командир бронеавтомобиля
БАРАНОВ Григорий Иванович, 1915, командир взвода бронеавтомобилей, л-т
ВИНОКУРОВ Иван Васильевич, 1914, башенный стрелок
ВОЛЫНЦЕВ Николай Терентьевич, 1913, пулеметчик
ГАНЖА Кузьма Дмитриевич, 1910, командир отделения
ГАРБУЗОВ Николай Тарасович, 1907, пулеметчик
ГНЕДКОВ Косьян Васильевич, 1912, радиотелеграфист
ГОРОШКИН Афанасий Наумович, 1914, водитель
ГУБИН Андрей Филиппович, 1910, водитель
ГУБКИН Федор Михайлович, 1910, водитель
ДЕМЬЯНЧИКОВ Никита Степанович, 1918, помощник машиниста
ЖЕМЧУЖНИКОВ Афанасий Петрович, 1906, пулеметчик
ЗАБОТИН Василий Кузьмич, 1912, командир взвода управления, мл. л-т
ЗАЙЦЕВ Григорий Харламович, 1908, запасной
ЗЮКИН Алексей Ефимович, 1912, пулеметчик - зенитчик
ИВАКИН Владимир Тихонович, 1909, химинструктор
КАДЫКОВ Михаил Иванович, 1907, пулеметчик-зенитчик
КАРПУШКИН Иван Дмитриевич, 1910, пулеметчик
КЛИМОВ Филипп Макарович, 1911, орудийный номер
КОЛИСОВ Григорий Севостьянович, 1912, командир орудия
КОРОБОВ Семен Федорович, 1914, телефонист
КОСТИКОВ Иван Михайлович, 1906, орудийный номер
КТИТОРОВ Андрей Степанович, 1915, командир орудия
КУДРЯВЦЕВ Иван Иванович, 1910, связист
ЛЕОНОВ Федор Илларионович, 1905, пулеметчик
ЛЫСЕНКОВ Александр Александрович, 1910, водитель
МАРУЕВ Иван Федорович, 1909, старшина
МАТВЕЕВ Григорий Илларионович, 1913, телефонист
МЕДВЕДЕВ Петр Яковлевич 1913, кочегар
МИТРАКОВ Алексей Михайлович, 1914, радист
МОРГУНОВ Илья Андреевич, 1911, орудийный номер
НИКИШИН Иосиф Васильевич, 1895, фельдшер
ПРОЗДНИКОВ Иван Кузьмич, 1917, машинист
ПРОНИН Александр Васильевич, 1921, помощник командира взвода
РУДАКОВ Иван Иванович, 1912, пулеметчик
САЛЬКОВ Василий Ильич, 1914, орудийный номер
САМОШЕНКОВ Алексей Иильич, 1909, орудийный номер
САМОШЕНКОВ Василий Ильич, 1912, наводчик
СЕМУТИН Сергей Алексеевич, 1916, водитель
САФРУТИН Григорий Иванович, 1911, водитель
СВИРИДОВ Аверьян Карпович, 1915, башенный стрелок
СИМУТИН Тимофей Михайлович, 1906, пулеметчик
СНАЧЕВ Николай Павлович, 1913, пулеметчик-зенитчик
СОЧИНСКИЙ Василий Сидорович, 1910
СТАРШИНОВ Василий Николаевич, 1911, орудийный номер
ТЮЛЯКОВ Антон Сергеевич, 1910, кочегар
ПРОТАСОВ Иван Ильич, 1912, командир орудия
УЛИТИН Павел Петрович, 1910, ст. телеграфист
ФЕДЮШИН Филипп Миронович, 1911, башенный стрелок
ФИЛИН Василий Кузьмич, 1911, командир отделения
ФИЛИН Иван Васильевич, 1912, пулеметчик
ФОКИН Егор Фомич, 1912, радиотелеграфист
ФРОЛИКОВ Тимофей Тимофеевич, 1911, орудийный номер
ХРАМЧЕНКО Иван Николаевич, 1909, пулеметчик
ХРАПКОВ Михаил Сергеевич, 1915, ст. кондуктор
ШЕВЕЛЕВ Илья Егорович, 1914, пулеметчик
ШОНИН Михаил Федорович, 1912, орудийный номер
.... "

Отсюда: http://rpp.nm.ru/train/train.html