От Сергей Ответить на сообщение
К All
Дата 19.03.2010 22:12:35 Найти в дереве
Рубрики Гражданская война; Великая Отечественная; Части и соединения; Персоналии; Версия для печати

Бывшие офицеры флота и Гражданская война (отчет отдела кадров ЦК ВКП(б))

Информация своеобразная (написано в 1945 году), но показывает отношение к бывшим офицерам.... Весьма любопытно.

Бывшие офицеры и гражданская война
Отношение бывших офицеров к гражданской войне определялось отношением к Октябрьской революции и Советской власти. Симпатии офицеров были на стороне белых, в которых они видели представителей порядка и справедливости. Победы большевиков не хотели, да и не верили в нее. На офицера, который в 1918-1919 г.г. заявил бы, что он искренне хочет защищать Советскую власть, остальные офицеры посмотрели бы, как на ненормального.
В результате нежелания воевать за Советскую власть против белых и интервентов значительная часть офицерского состава ушла со флота к белым или в тыл, чтобы переждать войну. Точных данных о количестве офицеров, бежавших с флота, нет, так как офицеры, работавшие в Генморе, не были заинтересованы в таком учете. Комиссия Генмора, обследовавшая Балтийский флот в конце 1918 года отмечала, что большинство кадровых офицеров ушло с флота, что осталось на флоте лишь незначительное число. Из числа бывших офицеров, остававшихся в Красном флоте в течение Гражданской войны, одни принимали все меры к тому, чтобы не участвовать в боевых действиях; другие оставались на флоте для того, чтобы заниматься подрывной деятельностью и шпионажем в пользу белых; третьи участвовали и в боевых операциях против белых и интервентов, но вкладывали в это дело энергии ровно столько, чтобы не быть расстрелянными за саботаж.
Однако, бывшие офицеры царского флота нередко напоминают о том, что в Истории флота за период Гражданской войны записаны подвиги, которые не возможны были бы без активного и честного выполнения своего долга бывшими офицерами. Например: «Ледовый поход» Балтийского флота в 1918 году, уход Черноморского флота из Севастополя в Новороссийск и потопление его 18 июня 1918 года по приказу В.И. Ленина.
Потопление английского эсминца подводной лодкой «Пантера», которой командовал бывший офицер Вахтин и потопление английской подводной лодки «Л-55» нашим эсминцем «Азард», которым командовал бывший офицер Несвицкий Н.Н., наконец, героические действия матросских отрядов на сухопутных фронтах, которыми командовали и бывшие офицеры.
Все это действительно факты. Но эти же факты нуждаются в таких примечаниях, которые в свою очередь тоже являются фактами, но о которых пока еще не сообщается в открытой печати.
Например, кораблями, совершавшими героический ледовый поход из Гельсингфорса в Кронштадт по требованию В.И. Ленина, командовали действительно бывшие офицеры, но если матросы, выбиваясь из сил, вели эти корабли для того, чтобы при помощи их защищать Советскую власть, то офицеры вели эти корабли для «будущей» буржуазной России и сами шли в Кронштадт не для защиты Советской власти, а для борьбы с ней.
Кораблями, уходящими из Севастополя в Новороссийск, действительно командовали офицеры, с которыми шел и командующий флотом адмирал Саблин. Но из Севастополя ушли из 8 линкоров только 2, из 26 эсминцев только 14 и один вспомогательный крейсер. Все 3 крейсера и все 14 подводных лодок, не считая вспомогательных судов, остались в Севастополе у немцев. А из кораблей, прибывших в Новороссийск накануне потопления, т.е. 17 июня линкор «Воля», 6 миноносцев и вспомогательный крейсер были предательски уведены офицерами обратно в Севастополь. Командующий флотом Саблин был вызван в Москву, но по дороге сбежал в Крым. Даже офицер Алексеев, который выводил линкор «Свободная Россия» к месту затопления, обратно в Новороссийск не вернулся, а ушел на шхуне в Крым в Феодосию. В результате в Севастополе создался острый недостаток рядового состава, который ушел на сухопутные фронты защищать Советскую власть, и явный избыток морских офицеров, которых созданный немцами штаб Черноморского флота буквально не знал, куда девать. Офицерам давали пропуска и деньги на выезд в Одессу и Николаев, из офицеров была сформирована артель для разгрузки и погрузки транспортов, офицеры же занимались мелочной торговлей с лотков. Таким образом, бывшими офицерами Черноморского флота было утрачено даже чувство национального достоинства. Все это офицерство впоследствии служило Деникину и Врангелю.
Подводная лодка «Пантера» 31 августа 1918 года действительно потопила английский эсминец «Витториа», но насколько командир этой лодки бывший офицер Бахтин А.Н. был «рад» такому подвигу видно из того, что когда ему стало известно, что эсминец тонет, с ним случился обморок (в 1927 году Бахтин был осужден на 5 лет за контрреволюционную деятельность).
Английская подводная лодка «Л-55» была действительно утоплена 04 июля 1919 года, но при следующих обстоятельствах: эсминцы «Азард» и «Гавриил», идя строем кильватера, заметили след выпущенных по ним торпед, уклонившись от торпед, эсминцы повернули на лодку, с целью таранить ее. В это время показалась на поверхности рубка и часть корпуса подлодки (видимо лодку после выпуска торпед выбросило на поверхность), причем на рубке отчетливо была видна английская надпись «Л-55». «Гавриил», шедший головным, уклонился вправо и поднял сигнал: «иметь задний ход», изменив первоначальное намерение таранить лодку. «Азард» в это время повернул влево, причем командор носовой пушки т. Богов самовольно дал выстрел прямой наводкой по рубке лодки, после чего на месте подводной лодки последовал сильнейший взрыв и были видны взлетевшие вверх обломки. На т. Богова за самовольный выстрел было наложено дисциплинарное взыскание. Уже позднее это событие было изложено как подвиг командира эсминца «Азард» Несвицкого Н.Н. (ныне контр-адмирал). (умер в 1945 году).
Отряды моряков на сухопутных фронтах в Гражданскую войну совершали действительно героические подвиги, но это были те отряды, которыми в большинстве случаев командовали рядовые матросы – коммунисты вроде Анатолия Железнякова. Отряды же, которые возглавлялись бывшими офицерами, чаще всего состояли из эсеров, анархистов и прочего сброда, который вместо войны занимался бандитизмом. В одном из таких анархистских отрядов, разоруженных в мае 1918 года частями Красной Армии после того, как этот отряд самовольно снялся с фронта, прибыл в Самару и, разгромив тюрьму, выпустил на волю несколько сот разного антисоветского элемента был и военный фельдшер Трибуц В.Ф. (ныне адмирал, командующий Балтийским флотом).
На кораблях и в частях Балтийского флота бывшие офицеры под видом нейтрального отношения ко всему, что происходит на флоте, устранялись от руководства кораблями и частями. Что на деле являлось саботажем всех мероприятий Советской власти и предательством, поскольку этот саботаж приводил к потере боеспособности флота.
Увлечение бывших офицеров спекуляцией приводило и к растаскиванию ценного корабельного имущества. Если командир корабля, уходя на берег, прихватывал с собой какую-нибудь ценную вазу или картину из салона, без которых корабль мог плавать, а помощник командира прихватывал серебряный подстаканник из буфета, считая что это тоже не помешает кораблю плавать, штурман прихватывал уже бинокль, а инженер-механик – аккумуляторный фонарь, что уже определенно мешало кораблю плавать, то неустойчивой части матросов оставалось, глядя на своих командиров, тащить уголь, концы тросов и т.д. Что уже совсем лишало возможности корабль плавать.
Но бывшие офицеры тащили с кораблей не только в одиночку и поштучно, они не останавливались и перед коллективными грабежами. Так бывшие офицеры крейсера «Адмирал Макаров» под видом исторических ценностей свезли с корабля и сдали на хранение в морской музей 6 ящиков с серебряной и хрустальной посудой из буфета кают-кампании. В 1922 году эта посуда было получена оставшимися к тому времени на флоте бывшими офицерами этого крейсера и поделена между собой. В этой «операции» участвовали Лемтюжников Д.С. (ныне преподаватель Высших специальных курсов) и Векман А.К. (ныне вице-адмирал).
В результате к концу Гражданской войны корабли не могли не только стрелять и плавать, но не могли даже и ремонтироваться, так как все было растащено вплоть до медных частей и гнилой парусины.
В заключение приводим оценку, которую давал бывшим офицерам в конце 1918 года бывший командующий Балтийского флота Зарубаев в письме к начальнику морского Генерального штаба: «… Хуже с офицерством, я на офицерство зол – обнаглело, изменилось, гораздо больше приносит мне неприятностей, чем все остальные. Не проходит недели, чтобы не приходилось улаживать какую-либо историю».