От Алтын Ответить на сообщение
К Алтын Ответить по почте
Дата 12.06.2008 10:52:52 Найти в дереве
Рубрики Гражданская война; Межвоенные конфликты; Великая Отечественная; Версия для печати

и добавлю статью из №12 от 2006 года. ЗА ЧТО ПОСТРАДАЛ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ АВИАЦИ

Приветствую всех!
ЗА ЧТО ПОСТРАДАЛ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ АВИАЦИИ П.И. ПУМПУР В МАЕ 1941 ГОДА

В июньском номере «Военно-исторического журнала» за 2006 год были опубликованы воспоминания К. В. Шуликова «Накануне Великой Отечественной войны», где речь шла о недостаточной укомплектованности материальной части ВВС Красной армии, дислоцированных на западной границе СССР. Развивая эту тему, мы публикуем официальный документ, подтверждающий, что боеготовность советских Военно-воздушных сил накануне войны оставляла желать лучшего и в Московском военном округе (МВО), за что их командующий Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации П.И. Пумпур в мае 1941 года был снят с должности. Публикуемые «Выводы по приему т. Сбытовым и сдаче т. Пумпуром Военно-воздушных сил Московского военного округа», подготовленные комиссией в составе Г.М. Маленкова, И.В. Тюленева, Н.А. Сбытова, А.С. Щербакова и П.Ф. Жигарева, были утверждены СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) 27 мая 1941 года, когда на исправление вскрытых недостатков история времени уже не оставила. Учиться воевать пришлось не в учебных, а в реальных боях, платя за науку большой кровью. Но только ли генерал П.И. Пумпур был виноват в этом? В публикуемых комментариях к «Выводам...», подготовленных генерал-майором запаса профессором А. Г. Цымбаловым на широкой документальной основе, подчеркивается, что низкая боеготовность советских ВВС носила системный характер, будучи следствием целого ряда причин, в том числе и политико-экономических.

Выводы по приему т. Сбытовым и сдаче т. Пумпуром Военно-Воздушных Сил Московского военного округа (Утверждены СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) 27 мая 1941 г.)

За зимний период 1941 года в частях ВВС Московского военного округа боевая подготовка и боевая готовность находятся в неудовлетворительном состоянии. Освоение новой материальной части проводилось крайне медленно. Фактически сорвано обучение летчиков бомбометанию, воздушной стрельбе, воздушному бою, маршрутным полетам, высотным, слепым и ночным полетам.
При наличии в округе 1197 летчиков - проведено лишь 346 бомбометаний. При этом выполнено с положительными результатами только 191 бомбометание, или 55 проц. к числу вылетов. Проведено 723 стрельбы по конусам и щитам, а выполнено [с положительным результатом] 387 стрельб, или 50 проц. Проведено [учебных] воздушных боев по округу только 78. Ночью летало 103 летчика с [общим] налетом в 206 час[ов], боевого применения ночью совершенно не отрабатывали. Высотная подготовка в округе сорвана. За весь зимний период высотный налет по всему округу составил 45 часов 27 минут, и ни один летчик выше 7000 мет[ров] не поднимался. Причем летали на высоту лишь некоторые командиры, а не рядовые летчики.
Летчиков, не летающих на боевом самолете, по состоянию на 1 мая 1941 года - 248 чел[овек], или 23 проц.
По 24-й авиадивизии планов переучивания не было, полеты были организованы неинтенсивно, 27-й истребительный полк на самолетах Миг-3 не летает, хотя с 1 апреля 1941 г[ода] имеет 11 [таких] самолетов.
Вопросы радионавигации в ВВС Московского [военного] округа совершенно не отработаны.
Одновременно с плохими результатами боевой подготовки в округе резко выросла аварийность. При катастрофах убито 29 человек и ранено 18 человек; аварий имеется 31, поломок и вынужденных посадок 103.
Особенно тяжелое положение в 23-й авиадивизии. По личному докладу командира дивизии т. Андреева и в результате специальной проверки дивизии установлено, что все четыре полка дивизии почти совершенно не занимались боевым применением и в настоящее время являются небоеспособными.
Наземная аппаратура в 23-й дивизии для тренировки не используется; бачлер, вместо использования его в обучении навигации и бомбометанию, поломали и выбросили, вследствие чего при бомбометании летчики, не обученные предварительно на земле, давали плохие результаты в воздухе.
Пулеметы и бомбардировочное вооружение в 23-й дивизии не были отлажены до апреля месяца.
До 10 мая 1941 г[ода] в дивизии отсутствовал, по вине начальника [отдела] снабжения [и ремонта] ВВС округа [бригинтенданта] т. Клебанова, неприкосновенный запас авиабензина. Несмотря на это, по приказанию командира 23-й авиадивизии полковника Андреева расходовался последний бензин, находившийся в самолетах, в результате чего самолеты оставлялись на несколько недель не способными подняться в воздух.
В дивизии за зимний период произошли одна катастрофа и десять аварий. Дисциплина находится на низком уровне. Имущество в авиабазах содержится плохо. В январе месяце боевые авиабомбы были брошены на разгрузочной площадке железной дороги и, занесенные снегом, пролежали полтора месяца. После указаний инспекции Н[ародного] комиссариата] о[бороны] в марте месяце бомбы были перевезены на бомбосклад, но и на складе, как это выяснилось проверкой при сдаче дел [П.И. Пумпуром], бомбы в порядок приведены не были. Виновники этого преступления до сих пор наказаны не были.
Командир полковник Андреев и его заместитель полковник Соболевский боевой подготовкой не руководили, никаких мер по приведению дивизии в боевую готовность не принимали.
Подготовка истребительной авиации округа для работы в системе ПВО г. Москвы сорвана.
В течение зимнего периода в частях 24-й авиадивизии не проведено ни одного учения по взаимодействию со средствами ПВО. Не проведено ни одной тревоги с вылетом истребителей. Управление истребителями в воздухе с командного пункта ПВО совершенно не отработано, радиосвязь не используется, и летчики в радиоуправлении не тренируются. 24-я авиадивизия для работы в ночных условиях и на высоте не подготовлена, так как с октября 1940 года и до последнего времени ночью и на высоту в дивизии не летали даже те экипажи, которые были подготовлены к работе в системе ПВО еще в 1940 году.
Вопросами пристрелки пулеметов и отлаживанием кислородного и другого оборудования начали заниматься только в апреле месяце.
Оперативные аэродромы по своим размерам для новых самолетов малы, а использование таких аэродромов, как Центральный, Монино, Фили, Раменское, Внуково, планами ПВО не предусмотрено.
В системе ПВО на подступах к городу Москве аэродромов недостаточно, а в северном и северо-западном направлениях аэродромов совершенно нет.
Части 24-й истребительной авиадивизии, которая прикрывает Москву, только на 50 проц. обеспечены бензином неприкосновенного] запаса. Эскадрильи специального назначения снарядов «РС» не имеют, а к пулеметам Березина нет патронов] с пулей «МД» (мощного действия).
Воздушный режим в системе ПВО г. Москвы нарушается. Военные авиашколы и аэроклубы сформированы и ведут свою работу в западной зоне от Москвы, что в военное время будет мешать работе систем ПВО.
В авиационных школах округа подготовка летного состава опаздывает на один месяц. Егорьевская и Ярославская школы не обеспечены аэродромами и помещениями. Дисциплина в школах на низком уровне. В марте 1941 г[ода] в Егорьевской школе был случаи, когда пьянствовал весь состав караула, и это в течение месяца скрывалось.
Особо следует отметить срыв формирования Рязанской и Ивановской высших школ штурманов. Высшие школы штурманов плохо укомплектованы постоянным и переменным составом. Начальник Рязанской школы т. Беляков и особенно начальник Ивановской школы т. Спирин бездействуют. Ответственность за срыв подготовки штурманов для дальней бомбардировочной авиации должны нести генерал-лейтенант Рычагов, генерал-лейтенант Проскуров и генерал-майор Белов - начальник] управления] кадров Плавного] управления] ВВС Красной Армии. Необходимо вопрос о высших школах штурманов решить особо, так как эти школы должны быть подчинены ГУ ВВС, а не округу, как это указано в общем приказе народного комиссара обороны от 17 января 1941 г[ода], где сказано: «Все авиационные школы, училища и курсы усовершенствования ВВС подчинить военным советам округов во всех отношениях, кроме учебно-методического руководства».
Состояние баз, складов и имущества в них неудовлетворительное. Виновники преступно-халатного отношения к боевому имуществу или совершенно не привлекались к ответственности, или наказывались исключительно слабо.
Инспекцией НКО в марте месяце по 6 проверенным авиабазам было установлено, что имущество, авиабомбы и боеприпасы хранятся неудовлетворительно. В результате проверки баз 23-й и 46-й авиадивизий при приеме и сдаче дел 17-19 мая было установлено снова много безобразий и недостатков.
Окружной склад № 16 в течение нескольких месяцев содержал имущество плохо. Начальник ГУ ВВС Красной Армии своим приказом наложил взыскание на начальника отдела снабжения и ремонта ВВС округа бригинтенданта Клебанова за плохое состояние склада и самоснабжение, но Клебанов и после этого положения [дел] на складе не исправил.
Во время приема и сдачи дел Клебанов давал ложные сведения и пытался обмануть комиссию. Так, например, проверкой склада № 16 установлено, что Клебанов неправильно сообщил, что склад приведен в порядок. На складе было выявлено много безобразий, и только после требований, предъявленных комиссией, склад был приведен в порядок в течение трех суток.
Комплектование частей ВВС округа личным составом поставлено неудовлетворительно. Часто люди подбирались по-семейному.
Летчик военной приемки 1-го авиазавода полковник Марцелюк работал вместе с т. Пумпур[ом] на заводе и был выдвинут им на должность командира 78-й авиадивизии ПВО. Когда же работники отдела кадров ВВС МВО стали протестовать, т[ак] к[ак] до этого Марцелюк был снят с эскадрильи, а потом с бригады за плохую работу, то т. Пумпур назначил Марцелюка на [должность] заместителя командира 78-й дивизии. Марцелюк прибыл в округ и начал работать по предписанию начальника Управления кадров ГУ ВВС КА т. Белова, хотя приказа НКО на него не было. Во время приема и сдачи дел командующему ВВС МВО полковнику Сбытову позвонил начальник Управления кадров ГУ ВВС КА генерал-майор Белов, спросил, какие есть претензии на Марцелюка, и предложил его отправить обратно на завод № 1, заявив: «Приказа НКО на него не будет». Этот факт свидетельствует о стремлении скрыть семейственный подход к подбору кадров. Марцелюк на завод убыл.
Командир 166-го резервного полка Минов пьянствовал, разложил полк, но ему, по представлению т. Пумпур[а], присвоили звание подполковника и назначили командиром полка в 78-й дивизии ПВО.
Командир 99-го авиаполка полковник Вальков срывал боевую подготовку полка, но т. Пумпур его выдвинул заместителем командира 77-й авиадивизии.
Заместитель командира 23-й дивизии полковник Соболевский подлежал снятию с работы, а т. Пумпур его выдвигал на должность командира дивизии.
Командиром 169-го истребительного полка назначен майор Богачев, по специальности штурмовик, работу истребителей не знает, и под его «руководством» в полку уже разбили 6 самолетов.
Тов. Пумпур неоднократно настаивал перед ГУ ВВС КА о назначении в качестве заместителя командующего ВВС МВО генерал-майора авиации Шахт[а], который, как выяснилось при проверке, не может пользоваться доверием и является подозрительным человеком (немец по национальности, подданство СССР принял в 1936 г[оду]; в период пребывания немцев в г. Липецке, с ноября 1925 г[ода] по апрель 1926 г [ода], служа в 1-й легкобомбардировочной эскадрилье, по совместительству работал представителем при немецкой школе в г. Липецке; был постоянным пилотом [Я.И.] Алксниса и командиром авиаотряда, обслуживавшего Управление ВВС при [Я.И.] Алкснисе.
Части ВВС округа имеют постоянный некомплект командиров звеньев. Подготовка командиров звеньев через нештатные курсы при авиадивизиях не оправдывает себя, т.к. на эти курсы забираются [из войск] в качестве инструкторов командиры эскадрилий, а в качестве обучающихся -командиры звеньев и летчики, входящие в боевой расчет полков, чем наносится ущерб боевой готовности строевых частей. Кроме того, ненормальное положение, в которое ставятся строевые части ВВС, усугубляется еще и тем, что материальная часть для нештатных курсов забирается также из полков.
Заключение
Главным виновником срыва боеготовности Военно-воздушных сил Московского военного округа является бывший командующий ВВС округа генерал-лейтенант авиации Пумпур.
Дополнительно к фактам, изложенным в выводах, следует сказать, что т. Пумпур смазывал недостатки, низкой требовательностью разлагал части ВВС округа, сам в частях бывал редко - за пять месяцев командования ВВС округа в 23-й авиадивизии совершенно не был; за преступное обращение с бомбами и боеприпасами командиров баз к ответственности не привлекал; зная [о] безобразия[х] на складе № 16, нужных мер не принял.
Вопросами боевой готовности частей т. Пумпур занимался плохо, вследствие чего в марте 1941 года инспекцией НКО было обнаружено, что почти все части ВВС МВО небоеспособны: пулеметы не пристреляны, бомбодержатели не отрегулированы, части боевым применением не занимаются; боевая готовность по тревогам не отработана.
В апреле месяце было установлено, что вся 23-я авиадивизия бензина в неприкосновенном] запасе не имеет, а часть самолетов стоит без бензина в баках. 24-я авиадивизия МВО имела только половину положенного бензина в неп[прикосновенном] запасе. Все это было известно генерал-лейтенанту [авиации] Пумпур[у], но мер им принято не было.
Мобилизационная подготовка до конца апреля месяца находилась в запущенном состоянии, а мер к ликвидации этой запущенности т. Пумпур не принимал.
Работая начальником Управления боевой подготовки ГУ ВВС КА (до декабря 1940 г.), генерал-лейтенант [авиации] Пумпур дал ряд установок, нанесших вред Военно-воздушным силам. Так, в конце 1940 г[ода] Управлением боевой подготовки были изданы курсы боевой подготовки, по которым давалась установка готовить летчика в течение двух лет после окончания школы. Только в феврале месяце, после совещания командующих ВВС округов в ЦК ВКП(б), этот вопрос был исправлен и курсы изменены. Кроме того, в результате этой установки старый летный состав деквалифицировался [дисквалифицировался], так как этот состав вновь проходил обучение с 1-й задачи, так же, как и молодые летчики. Также запутал генерал-лейтенант [авиации] Пумпур дело с высотной подготовкой, отменив существовавшие в ВВС КА формы отчетности, где требовались данные о числе летчиков, летающих на 6000, 7000, 8000, 9000 метров, и ввел форму отчетности, требовавшую указывать число летчиков, летающих на «6000 м и выше», что запутывало и тормозило дело с обучением высотным полетам.
Тов. Пумпур не обеспечил правильного распределения материальной части, что приводило к излишнему числу самолетов в одних полках и недостатку в других. В тех полках, где было много лишних самолетов, техники загружались работой по обслуживанию ненужной материальной] части и плохо обслуживали летающие самолеты. Полки, имевшие большой некомплект самолетов, не могли выполнить плана боевой подготовки. Так, в начале февраля 1941 г[ода] 134-й авиаполк получил 19 самолетов АР-2, и в нем оказались лишними 19 самолетов СБ, которые до 15 мая оставались в 134-м авиаполку, в то время как полки 23-й авиадивизии имеют 50 проц. штатного числа самолетов.
Тов. Пумпур не вел решительной борьбы за укрепление дисциплины и изжитие летных происшествий. Аварийщиков должным образом не наказывали.
Считать необходимым за срыв боевой подготовки и боевой готовности авиадивизий ВВС МВО генерал-лейтенанта [авиации] Пумпур[а] предать суду, лишить его звания Героя Советского Союза и запретить ему занимать командные должности. Кроме того, считать необходимым принять следующие меры:
1. Начальника отдела снабжения [и ремонта] ВВС округа бригинтенданта Клебанова за бездеятельность, халатное отношение к хранению имущества и боеприпасов, а также за попытки обмануть [комиссию] во время приемки и сдачи дел от занимаемой должности отстранить и предать суду.
2. Начальника штаба ВВС округа полковника Байкова и начальника аэродромного отдела военного инженера 2 ранга Лея как не соответствующих своему назначению перевести на менее ответственные должности.
3. Командира 23-й авиадивизии полковника Андреева и его заместителя полковника Соболевского за развал дивизии с занимаемых должностей снять и направить на некомандные должности.
4. Командиров 169 ип майора Богачева и 120 ип подполковника Девотченко перевести на другую работу как не соответствующих своему назначению.
5. Снять генерал-майора авиации Белова с поста начальника Управления кадров ГУ ВВС КА за срыв формирования 1-й и 2-й высших школ штурманов, а также за нарушение порядка в подборе командных кадров и направить т. Белова в распоряжение НКО.
6. Поручить начальнику] ГУ ВВС КА т. Жигареву и начальнику] 3-го управления НКО т. Михееву тщательно проверить [деятельность заместителя командующего ВВС МВО генерал-майора авиации] Шахта.
7. Поручить ГУ ВВС Красной Армии укомплектовать не позднее 15 июня 1941 г[ода] управления ВВС округа, дивизий и полков проверенным руководящим составом и запретить без ведома командования округом перемещать руководящих работников ВВС МВО.
8. Предложить ГУ ВВС КА срочно пересмотреть вопрос подготовки командиров звеньев, внести свои предложения на Главный военный совет, предусмотрев при этом организацию окружных штатных школ командиров звеньев.
9. Поручить НКО принять меры по ликвидации недостатков, вскрытых в 1-й и 2-й высших школах штурманов. Считать обязательным подчинение этих школ непосредственно ГУ ВВС.
10. Предложить НКО перевести Управление ВВС Московского [военного] округа на штат первого разряда.
11. Предложить НКО:
а) не позднее 1 июня 1941 г[ода] рассмотреть вопрос об объединении авиадивизий ПВО г. Москвы в истребительный авиакорпус и свои предложения внести на утверждение СНК СССР;
б) не позднее 10 июня 1941 г[ода] внести в СНК СССР свои предложения об использовании в военное и мирное время для работы истребительной авиации ПВО г. Москвы следующих аэродромов: Центральный, Тушино, Захарково, Внуково, Раменское, Ногинск, Чкаловская и Монино;
в) внести к 10 июня 1941 г[ода] свои предложения о выводе из западной 150-километровой зоны Москвы в восточную военные авиашколы и аэроклубы не позднее чем к 1 января 1942 г [ода].
12. Выделить из резерва СНК СССР 10 млн рублей на расширение оперативных аэродромов ПВО г. Москвы, с тем чтобы все эти аэродромы были годны для истребителей Миг-3, ЛаГГ-3, Як-1.
13. Обязать командующего войсками МВО генерала армии т. Тюленева и командующего ВВС МВО полковника т. Сбытова, а также начальника ГУ ВВС КА генерал-лейтенанта т. Жигарева устранить недостатки в состоянии ВВС МВО, вскрытые при приеме и сдаче дел. О результатах доложить ЦК ВКП(б), СНК Союза ССР и НКО к 1 августа 1941 года.
Верно. ФЕОКТИСТОВА [подпись от руки]

Российский государственный архив социально-политический истории (РГАСПИ). Ф. 17. Он. 162. Л. 33. Л. 57-66.

Как видим из содержания опубликованных «Выводов...», главные причины освобождения от должности командующего ВВС Московского военного округа Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации П.И. Пумпура - неудовлетворительное состояние боевой подготовки и боевой готовности частей ВВС округа в зимнем периоде обучения 1940/41 года, а также высокая аварийность в ходе летной подготовки. В документе приводятся конкретные данные о плачевном состоянии летной подготовки, в правдивости которых не приходится сомневаться. При этом в 31 аварии и катастрофе погибли 29 и ранены 18 человек, при вынужденных посадках произошли 103 поломки самолетов. Как известно, командир за боеспособность и боеготовность подчиненных войск, за аварийность несет всю полноту ответственности, вплоть до уголовной.
Однако только ли в Московском военном округе было так плохо и что мог сделать П.И. Пумпур за 5 месяцев командования окружными ВВС? Обратимся к директиве народного комиссара обороны СССР от 17 мая 1941 года по итогам зимнего периода обучения: «Боевая подготовка ВВС КА проходила неудовлетворительно. Низкие показатели в боевой подготовке авиачастей Красной Армии сопровождались чрезвычайно большим количеством катастроф и аварий... Основные недостатки боевой подготовки за зимний период: переучивание летного состава на новые типы самолетов проводилось медленными темпами; эксплуатация новой материальной части летно-техническим составом освоена слабо; тренировки в пикировании на самолетах СБ и АР-2 проводились неинтенсивно; обучение бомбометанию с пикирования на самолетах Пе-2 и Ар-2 не проводилось; летный состав боевому применению - бомбометанию, воздушной стрельбе, высотным и маршрутным полетам обучался совершенно неудовлетворительно; самостоятельный выпуск на боевых самолетах молодого летного состава недопустимо затянулся и не был закончен к концу зимнего периода; подготовка летного состава к слепым и ночным полетам во всех частях ВВС КА была развернута слабо. Слепой налет составил 5,2 проц. к общему налету, ночной — 4,6 проц.»(1).
Содержание директивы говорит о том, что требования Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 25 февраля 1941 года «О реорганизации авиационных сил Красной Армии» и приказа НКО СССР от 11 марта 1941 года «О повышении качества боевой подготовки строевых частей ВВС, переучивания на новые типы самолетов и обучения бомбометанию с пикирования» Военно-воздушные силы не выполнили, что, видимо, и стало основной причиной снятия с обеих должностей 12 апреля 1941 года заместителя наркома обороны и начальника Главного управления ВВС Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации П.В. Рычагова(2). Так что накануне Великой Отечественной войны генерал-лейтенант авиации П.И. Пумпур был не единственным ответчиком за неудовлетворительное состояние боевой подготовки, боеспособности и боеготовности объединений и частей ВВС. Говоря же о степени его конкретной вины, следует кратко проанализировать состояние дел в ВВС в целом и в авиационной промышленности СССР в частности в последние предвоенные годы. Это даст возможность лучше понять объективные причины их неудовлетворительного состояния в первой половине 1941 года и неудач в начальном периоде Великой Отечественной войны.
Первая и, быть может, одна из самых важных причин - командные кадры ВВС в массе своей были молодые и неопытные. К началу войны более 46 проц. командующих ВВС военных округов, командиров авиационных соединений, частей и подразделений находились на занимаемых должностях менее полугода (в том числе генерал-лейтенант авиации П.И. Пумпур, а также генерал-лейтенант авиации Г.П. Кравченко и генерал-майор авиации И.И. Копец - командующие ВВС Прибалтийского и Западного особых военных округов, войска которых потерпели наиболее тяжелое поражение с началом войны), немногим более 21 проц. - до одного года, около 22 проц. - до двух лет и только около 11 проц. - более двух лет(3). Вместе с тем у значительной части руководящих кадров ВВС проявлялись элементы излишней самоуверенности, хотя эти начальники - вчерашние рядовые летчики достаточных теоретических знаний не имели, оперативным мышлением, опытом руководства оперативной и боевой подготовкой не обладали. Проявив себя мужественными воздушными бойцами в войнах, которые по своим масштабам и задачам являлись локальными, они оказались не готовы к управлению авиационными соединениями и объединениями как в сложный предвоенный период одновременного перевооружения и оперативного развертывания ВВС, так и в операциях начального периода войны. Характерно, что перед войной очень часто менялось и руководство ВВС Красной армии. С августа 1940 по 22 июня 1941 года начальники Главного управления ВВС сменились три раза: эту должность последовательно занимали Герои Советского Союза генерал-лейтенанты авиации Я. В. Смушкевич и П.В. Рычагов, а также генерал-лейтенант авиации П.Ф. Жигарев — впоследствии главный маршал авиации (1955), которому довелось руководить ВВС на советско-германском фронте в самое трудное время - с начала войны по апрель 1942 года.
Такая кадровая политика нарушала преемственность руководства ВВС КА, создавала у руководителей всех уровней неуверенность, вынуждала работать с оглядкой и не проявлять инициативы. Боязнь летных происшествий и излишняя осторожность приводили к тому, что много времени и внимания уделялось наземной подготовке в ущерб летной работе, индивидуальной технике пилотирования, групповой слетанности и в целом делу боевой подготовки и боевой готовности ВВС.
Вторая причина неудовлетворительного состояния дел в ВВС - недостаток квалифицированных авиационных кадров. Рост количества авиационных частей (в 1941 г. планировалось сформировать на новых самолетах 106 авиационных полков, но в первой половине года сформировали только 17) (4) и усложнение поступавшей на вооружение авиационной техники резко увеличили потребность в квалифицированном летном и инженерно-техническом составе, предъявили более высокие требования к их технической и специальной подготовке. Стремительно росло и количество учебных заведений. Если в 1939 году авиационные кадры готовили одна академия, 19 летных и 8 технических учебных заведений, то в начале 1941 года было уже 3 академии и 83 летных училища. В 1940 году были подготовлены 9613 летчиков, 5268 штурманов и 11981 авиационный техник. Однако авиационных кадров продолжало не хватать. Именно поэтому в Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 25 февраля 1941 г. «О реорганизации авиационных сил Красной Армии» подготовке кадров уделялось особое внимание. Но за время, оставшееся до начала войны, выправить положение, естественно, не удалось, и к июню 1941 года некомплект пилотов в строевых авиационных частях составлял 8,8 проц.; штурманов - 4,6, инженерно-технического состава - 15 проц. Новые авиационные формирования нуждались примерно в 10 тыс. специалистов с высшим образованием(5).
Проблема дефицита квалифицированных авиационных специалистов усугублялась и недостаточно высоким уровнем технической и специальной подготовки имевшихся кадров. Казалось бы, сроки обучения были вполне достаточны: на основных факультетах академий - 3 года, в военных авиационных училищах - 2 года, в школах пилотов - 9 месяцев. Но в конце 1940 - начале 1941 года уже начались массовое перевооружение частей и оперативное развертывание объединений ВВС, люди нужны были, что называется, позарез, поэтому программы обучения сокращались, значительное количество лиц стали готовить на различных курсах, преподавательский и инструкторский состав которых не всегда отвечал необходимым требованиям. Да и где было взять опытных и знающих преподавателей и летчиков-инструкторов при таком массовом развертывании системы учебных заведений ВВС? Вот и брали на эти должности вчерашних курсантов и слушателей военных учебных заведений.
Таким образом, из-за некомплекта кадров и недостаточного уровня их профессиональной подготовки в частях испытывали трудности при эксплуатации поступавшей новой авиационной техники, росла аварийность. Проблемы же с ремонтом вышедших из строя самолетов усугублялись и без того непростым процессом переучивания летного состава и в целом перевооружения частей на новую авиационную технику. О каких видах боевой подготовки в сложных метеоусловиях, ночью, о каких воздушных групповых боях, бомбометаниях с пикирования, дальних маршрутных и высотных полетах могла идти речь, если основная масса летчиков окончила летные школы и училища в 1939-1940 гг. и просто не могла к зимнему периоду обучения 1940/41 года пройти полный курс боевой подготовки днем в простых метеоусловиях на старых типах самолетов. Между прочим, об этом сказано в директиве НКО СССР от 17 мая 1941 года. К тому же, обеспечение боевой подготовки авиационным горючим было неритмичным, что вынуждало командиров авиационных соединений и частей незаконно использовать авиабензин из неприкосновенного запаса, несмотря на то, что их за это снимали с должностей и предавали суду.
Третья причина, препятствовавшая в 1941 году эффективной боевой подготовке и интенсивному перевооружению ВВС, - это техническое состояние имевшейся и поступавшей авиатехники, медленные темпы освоения промышленностью серийного производства новых самолетов. Начиная с 1941 года авиационная промышленность СССР выпускала только новые модели самолетов. Однако планы поставок новых самолетов авиапромышленностью систематически не выполнялись. ВВС военных округов недополучили от промышленности в 1940 году - 729 машин, а за первое полугодие 1941 года - 1144 самолета(6). Таким образом, на вооружении частей в основном оставались самолеты 20 устаревших типов, а с учетом модификаций моторов и вооружения - 70 типов. Все это затрудняло их техническое обеспечение, ремонт, обучение летного и технического персонала(7). Одной из причин невыполнения поставок новых самолетов и медленных темпов освоения промышленностью их серийного производства являлось отсутствие в самолетостроительных конструкторских бюро (КБ) военных представительств ВВС. Самолеты на государственные испытания и в серийное производство передавались с большим количеством недоделок и конструктивных недостатков. Так, Научно-испытательным институтом ВВС (НИИ ВВС)в ходе испытаний было выявлено дефектов: по самолетам МиГ-1 и МиГ-3 - 128; по самолету Як-1 - 114; по самолету Пе-2 – 132(8). При этом нельзя сказать, что сложившееся положение не пытались исправить. Например, Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 28 мая 1941 года утверждались мероприятия по улучшению самолета МиГ-3, представленные комиссией Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП), в состав которой входил и начальник НИИ ВВС.
Невысок был процент исправности новых самолетов и из-за существенных недочетов в организации приемки авиатехники. Со ссылкой на неблагоприятные метеоусловия командованием ВВС допускалась приемка не облетанных на заводах самолетов. Самолеты-истребители отправлялись в строевые части, как правило, по железной дороге в разобранном виде, что увеличивало сроки ввода их в строй в авиачастях. Кроме того, их отправка ставилась в зависимость от возможности подачи потребного количества вагонов и платформ (порой весьма значительного). Сборка машин в авиачастях производилась заводскими бригадами, что в свою очередь ослабляло мощности сборочных линий на самих авиастроительных предприятиях. На устранение выявленных при облете таких самолетов дефектов требовалось длительное время, так как необходимые запасные части можно было получить только с завода. Все это усложняло процесс перевооружения ВВС на новую технику. Поэтому вполне возможно, что одной из причин месячного простаивания 11 самолетов Миг-3 в 27-м истребительном авиаполку 24-й авиадивизии, что было поставлено в вину генерал-лейтенанту авиации П.И. Пумпуру, являлась их неисправность.
Таким образом, одна из причин срыва плана перевооружения частей ВВС на новую авиационную технику в зимний период обучения 1940/41 года - медленные темпы освоения промышленностью серийного производства новых самолетов и их поставок в строевые части. В целом по состоянию на 22 июня 1941 года в ВВС западных приграничных военных округов новых истребителей имелось 24,2 проц., ближних (фронтовых) бомбардировщиков — 16,3 проц. от их общего количества в частях(9). В других же военных округах новых самолетов было и того меньше.
Четвертая по счету, но весьма важная причина, не позволившая выполнить планы зимнего периода обучения и перевооружения на новую авиационную технику, — это недостаток аэродромов и плохое состояние имевшейся аэродромной сети как в приграничных, так и во внутренних военных округах. Наращивание авиационной группировки накануне войны требовало ускоренного развития аэродромной сети, поскольку она не обеспечивала рассредоточенного базирования авиационных соединений и частей. Большинство аэродромов не имели необходимого оборудования, подъездных путей, средств связи и могли обеспечивать полеты самолетов только старых типов, причем в период осенне-весенней распутицы они становились непригодными для эксплуатации. Только незначительное количество аэродромов имели взлетно-посадочные полосы (ВПП) с искусственным покрытием. Например, во внутренних военных округах страны (Архангельском, Московском, Орловском, Харьковском, Северо-Кавказском, Приволжском и Уральском) лишь 15 из 530 аэродромов имели ВПП с искусственным покрытием. В 1941 году планировалось построить в этих округах 691 аэродром, но к строительству приступили только весной в соответствии с Постановлениями СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 марта 1941 года (было создано Главное управление аэродромного строительства НКВД и сформированы 100 аэродромно-строительных батальонов). От ВВС Красной армии аэродромы, причем исключительно грунтовые, строили инженерно-аэродромные батальоны. Проблема дефицита аэродромов была снята уже в ходе войны, к концу 1941 года, в течение которого построили 2221 аэродром (из них 138 с искусственными ВПП), в том числе во внутренних военных округах - 1521 аэродром (из них 113 с искусственными ВПП)(10).
Так что проблему обеспечения ВВС Красной армии достаточным количеством аэродромов, которые позволяли бы эксплуатировать поступавшие на вооружение новые самолеты, невозможно было решить только силами ВВС - эта задача оказалась под силу лишь правительству.
Вопросы же борьбы с аварийностью в авиации, что также вменялось в вину генерал-лейтенанту авиации Пумпуру, требуют отдельного рассмотрения. При этом под аварийностью будем понимать случавшиеся в ходе боевой подготовки такие летные происшествия, как авиационные катастрофы, аварии и поломки, при которых безвозвратно теряется или временно выходит из строя авиационная техника, гибнут или получают ранения и увечья люди, в том числе и находящиеся на земле. Причин летных происшествий может быть множество, но все их условно можно разделить на несколько основных групп: из-за конструктивно-производственных дефектов и отказов авиационной техники в полете по вине промышленности; из-за недостатков в организации летной подготовки; вследствие физико-географических условий и природных явлений, если их последствия нельзя было предусмотреть или предугадать, а также по вине личного состава, в первую очередь -летного и технического.
Новая авиационная техника, поступавшая на вооружение ВВС, надежностью не отличалась. Плохая организация летной подготовки являлась, как правило, следствием недостаточно обоснованных решений и планов ее проведения, нарушения или игнорирования требований руководящих документов, регламентировавших летную подготовку, а также низкого профессионального уровня командного состава, непосредственно руководившего ею. Причинами происшествий по вине личного состава в основном являлись слабое знание авиационной техники и низкий уровень летной выучки.
Но, как представляется, главной причиной резкого возрастания аварийности в авиации в зимнем периоде обучения 1940/41 года стали нереальные планы переучивания летного состава на новую авиационную технику одновременно с обучением людей новым видам летной подготовки. При этом следует учесть, что летчики в своей массе и без того были недостаточно подготовлены. Командиры всех степеней, подстегиваемые требованиями постановлений СНК и ЦК ВКП(б) и приказов НКО СССР, пытаясь форсировать боевую подготовку, в сложных климатических и погодных условиях ставили летному составу непосильные задачи. А это означает, что они сознательно нарушали требования руководящих документов по обеспечению безопасности полетов, так как ни один из них не разрешал и не разрешает в настоящее время выпускать в воздух недостаточно подготовленного летчика. Командный и летный составы, образно говоря, оказались между наковальней и молотом. Командиры же, прекрасно понимая, что их ожидает за срыв перевооружения частей, их низкую боеспособность и боеготовность, действовали по принципу «лес рубят - щепки летят». Правда, П.И. Пумпуру это не помогло: ведь кто-то же должен был ответить за медленные сроки перевооружения частей на новую авиационную технику и фактическое невыполнение в установленные сроки требований Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 25 февраля 1941 года «О реорганизации авиационных сил Красной Армии» и приказа НКО СССР от 11 марта 1941 года «О повышении качества боевой подготовки строевых частей ВВС, переучивания на новые типы самолетов и обучения бомбометанию с пикирования». С высокой степенью вероятности можно утверждать, что при выполнении требований этого постановления всплеск аварийности авиации не явился бы причиной отставки главного командования и командующих объединениями ВВС, как это не случилось в годы Великой Отечественной войны, в ходе которой безвозвратные небоевые потери боевых самолетов оказались более 51 проц.(11) Основная причина этих потерь все та же: недостаточный уровень летной выучки поступавшего на фронт молодого пополнения.
Что же касается обвинений в адрес генерал-лейтенанта авиации П.И. Пумпура частного порядка, то можно смело утверждать: их набор для отстранения от должности любого авиационного командира остался неизменным и в наши дни, кроме обвинений во вредительстве, конечно. При этом некоторые формально как бы правильные обвинения по своей сути являются демагогическими. Так, командующему вменили в вину недостаточную интенсивность летной подготовки и незаконное расходование авиагорючего из неприкосновенного запаса. При этом факт недопоставки горючего на боевую подготовку в качестве оправдания не принимается: почему об этом не доложил? А когда выясняется, что докладывал, и не раз, появляется дополнительное обвинение в халатном исполнении служебных обязанностей: оказывается, докладывать об этом надо было старшему руководству «через голову» непосредственного начальника. При этом как бы забывается, что специфика боевой и оперативной подготовки объединений ВВС и состоит в ежедневном контроле сверху донизу: каждый авиационный начальник просто обязан знать, на каком бензине летают подчиненные ему объединения, соединения и части, по какой причине идет отставание в выполнении плана боевой подготовки и т.д. Авторы «Выводов...» не забыли инкриминировать командующему и низкий уровень дисциплины в подчиненных частях, и факты плохого хранения имущества на складах, и недостаточное использование тренажной аппаратуры. Так что оснований для наказания набралось уже достаточно, и 15 мая 1941 года П.И. Пумпур от занимаемой должности был освобожден.
Как известно, этим дело не кончилось. В феврале 1942 года П.И. Пумпур решением Особого совещания НКВД СССР был приговорен к высшей мере наказания. Реабилитирован 25 июня 1955 года.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 1941 год — опыт планирования и применения Военно-воздушных сил, уроки и выводы. М: ЦОТИ ВВС, 1989. С. 91.
2 После снятия с обеих должностей П. В. Рычагов был зачислен на учебу в Военную академию Генерального штаба, но 24 июня 1941 года арестован по обвинению в военном заговоре и шпионаже и расстрелян без суда 28 октября 1941 года. Реабилитирован в 1954 году.
3 Тимохович И.В. Развитие оперативного искусства советских Военно-воздушных сил в Великой Отечественной воине. Дис. докт. истор. наук. Монино: ВВА им. Ю.А. Гагарина, 1970.
4 Шумилин B.C. Советская военная авиация 1917-1941. М: Наука. 1986. С. 236, 241.
5 1941 год — опыт планирования и применения Военно-воздушных сил, уроки и выводы. С. 90.
6 Там же. С. 60, 61.
7 1941 год — уроки и выводы. М.: Воениздат, 1992. С. 35.
8 Там же. С. 57.
9 Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. в цифрах. М.: ГШ ВВС, 1962. С. 7.
10 1941 год — опыт планирования и применения Военно-воздушных сил, уроки и выводы. С. 81.
11 Гриф секретности снят. Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. М.: Воениздат. 1993. С. 367.

Публикация генерал-майора запаса A.Г. ЦЫМБАЛОВА

С уважением , Алтын. http://imf.forum24.ru/