От Алтын Ответить на сообщение
К Алтын Ответить по почте
Дата 11.06.2008 20:36:06 Найти в дереве
Рубрики Гражданская война; Межвоенные конфликты; Великая Отечественная; Версия для печати

№4 СТАЛЬНОЙ КУРЯНИН «БОРИС ПЕТРОВИЧ»

Приветствую всех!
СТАЛЬНОЙ КУРЯНИН «БОРИС ПЕТРОВИЧ»
Применение бронепоездов в годы Великой Отечественной войны хотя и не имело того значения, как в период
Гражданской, тем не менее на отдельных участках фронта играло весьма заметную роль, особенно в охране железнодорожных коммуникаций, узлов и станций в ближайшем оперативном тылу. Если в начале войны в действующей армии имелся только один дивизион бронепоездов, то в январе 1943 года их было уже 44. В публикуемой статье рассказывается о боевых делах команды курского бронепоезда БП-14/2, который с легкой руки поэта А.И. Безыменского (1898-1973), командированного в мае 1942 года редакцией газеты «Красная звезда» на Брянский фронт, стал называться «Борис Петрович». «В июне 1942 года на страницах газеты впервые появилось имя Александра Безыменского... Первый очерк, который мы опубликовали в газете, назывался «Борис Петрович из Курска». Интересный очерк. Вначале я подумал, что это рассказ об одном из героев Отечественной войны. Но оказалось, что Борис Петрович вовсе не солдат, не офицер и вообще не живой человек», — писал позднее в своих воспоминаниях бывший главный редактор «Красной Звезды» генерал-майор в отставке Д. И. Ортенберг(1).
С началом Великой Отечественной войны промышленные предприятия Курска перешли на выпуск военной продукции. В октябре 1941 года железнодорожники Курска оборудовали два бронепоезда — № 14(2) и № 15(1). Они были построены рабочими Западного паровозного депо станции Курск. Локомотивами служили паровозы серии Ов. Под бронелистами старого железнодорожного служаку было не узнать: таким он казался внушительным и мощным. В ремонтных цехах Курского вагонного участка были оборудованы бронеплощадки(2).
В организационном отношении каждый бронепоезд состоял из боевой части и базы. Первая включала в себя локомотив, обычно две бронеплощадки с вооружением, 2—4 железнодорожные платформы прикрытия с обеих сторон состава. База, состоявшая из нескольких пассажирских и грузовых вагонов и локомотива, предназначалась для размещения штаба, отдыха личного состава и хранения запасов и следовала за боевой частью в готовности к подаче материальных средств, но вне зоны артиллерийского огня противника.
15 октября 1941 года в депо прибыла группа артиллеристов 13-й армии (командующий — генерал-майор A.M. Городнянский). Под руководством младшего лейтенанта В.М. Морозова на бронеплощадках бронепоезда № 14/2 были установлены два 76-мм орудия образца 1902/1930 гг., 8 танковых пулеметов ДТ и столько же станковых пулеметов «максим». В течение трех дней был сформирован боевой экипаж из 70 человек, в который вошли и 12 курских железнодорожников — машинисты, помощники, кочегары, поездные вагонные и путевые мастера(3). 25 октября 1941 года бронепоезд 14/2 62-го отдельного дивизиона бронепоездов вошел в состав 13-й армии. «Рабочие Курского депо с гордостью оглядывали создание рук своих... Движущаяся крепость грозно поблескивала дулами орудий и пулеметными стволами... Не было торжественных речей. Гулкий паровозный гудок заменил все приветствия... Двинулась вперед громадина бронепоезда, и уже через полчаса прогремел в сторону врага боевой залп. Слушая этот могучий голос, рабочие переглянулись. И один из них тихо сказал: выражая общую мысль: «Наш земляк, курянин», — писал о рождении бронепоезда А.И. Безыменский(4).
Бронепоезд под командованием В.М. Морозова сразу же принял участие в боях в районе станций Отрешково, Охочевка, Щигры, Черемисиново, а также на елецком направлении, успешно поддерживая ослабевшие части 2-й гвардейской, 148-й и 307-й стрелковых дивизий. Самые тяжелые бои пришлось выдержать на участке Верховье — Елец, особенно при обороне станций Шатилово, Измалково, Казаки(5).
9 декабря 1941 года бронепоезд участвовал в освобождении Ельца. Приказом командующего войсками Брянского фронта генерал-полковника Я.Т. Черевиченко от 18 января 1942 года командир бронепоезда старший лейтенант В.М. Морозов и комиссар политрук С. Я. Бродкин были награждены орденами Красной Звезды(6).
Подполковник Владимир Михайлович Морозов, кавалер орденов Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Александра Невского, Красной Звезды прошел по дорогам войны с июля 1941 по май 1945 года и закончил боевой путь во Франкфурте-на-Одере командиром 31- го особого Горьковско-Варшавского ордена Александра Невского дивизиона бронепоездов. После окончания Великой Отечественной войны вернулся к любимой работе. Кандидат физико-математических наук, автор многих научных трудов, он работал в одном из научно-исследовательских институтов Москвы. Выйдя на пенсию, посвятил себя ветеранским заботам, часто приезжал на встречи с однополчанами в Курск, на места, связанные с боевыми действиями бронепоезда. В мае 1990 года приказом министра путей сообщения СССР Н.С. Конарева В.М. Морозов был награжден знаком «Почетному железнодорожнику». Сегодня Владимир Михайлович Морозов живет в Москве. Несмотря на свои 92, участвует во всех юбилейных мероприятиях, проводимых Центральным советом ветеранов железнодорожного транспорта. Так, в июне 2006 года, в день 65-летия начала войны, В.М. Морозов побывал в крепости-герое Бресте с многочисленной делегацией фронтовых железнодорожников(7). Комиссар бронепоезда № 14 капитан С.Я. Бродкин военными дорогами прошел до победного 1945-го. После войны работал в народном хозяйстве Белоруссии, умер в Борисове Минской области в июле 1962 года(8).
Ветеранам особенно запомнился бой за станцию Шатилово в ноябре 1941 года. Здесь оборонялись подразделения 307-й стрелковой дивизии под командованием полковника Г.С. Лазько. Противник уже захватил прилегающее к станции село Шатилово, еще один натиск — и фашисты займут станцию. Морозов видел, что пехоте не сдержать врага. Орудия и пулеметы «Бориса Петровича» были бы хорошей поддержкой, однако и риск был велик: бронепоезд сам мог оказаться в ловушке, если бы немцы подорвали колею.
И все же он решил дать противнику бой. По приказу командира бронепоезд медленно выдвинулся из засады. По левому борту приготовились к ведению огня артиллеристы и пулеметчики, среди которых были и курские железнодорожники. Противник, однако, первым открыл минометный огонь.
Несколько мин разорвалось впереди по движению. Рельсы засыпало землей. Требовалось проверить путь. Это вызвался сделать старший сержант А.И. Глушанков. Под огнем врага он шел вперед, проверяя каждый рельсовый стык. Затем подал сигнал: можно двигаться, путь без повреждений(9). Экипаж бронепоезда сумел отбить наступление фашистов, однако и сам попал в зону интенсивного обстрела. Прямым попаданием снаряда повредило паровоз, осколками мины перебило воздушную тормозную магистраль. Это повреждение удалось устранить, и состав снова приобрел возможность маневра, хотя из-за поломки ходовой части паровоз не мог развить достаточную скорость.
А тут еще послышался зловещий удар под колесами передней платформы. Ее подбросило, от чего резко закачались обе бронеплощадки. Но машинист К.И. Воробьев смог благополучно провести состав по разрушенному участку(10).
Только благодаря ему, а также самоотверженным действиям помощников, вернее сказать, боевых помощниц машиниста М.С. Козьменковой и Н.Д. Горбачевой удалось вывести бронепоезд в безопасное место. За проявленное мужество машинист К.И. Воробьев был награжден медалью «За отвагу»(11), а М.С. Козьменковой и Н.Д. Горбачевой начальник Главного управления Тыла Красной армии, нарком путей сообщения СССР генерал-лейтенант А.В. Хрулев 10 мая 1942 года в Москве вручил знаки «Почетному железнодорожнику»(12). Позднее, 26 августа 1942 года председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин вручил М.С. Козьменковой и ее боевой подруге Н.Д. Горбачевой ордена Трудового Красного Знамени(13). Почти 45 лет, до ухода на пенсию, трудились почетные железнодорожники М.С. Смирнова (Козьменкова) и Н.Д. Непогодина (Горбачева) в локомотивном депо Курск(14).
В экипаже бронепоезда бесстрашно сражался 16-летний пулеметчик Семен Кузнецов, прекрасно владевший, кстати, трофейным спаренным пулеметом МГ-34. За мужество, проявленное в ходе отражения налета немецкой авиации на станцию Мармыжи, он был награжден медалью «За отвагу»(15). Рядовой Семен Кузнецов погиб 2 июля 1942 года на станции Избище Юго-Восточной железной дороги (Воронежская область) при отражении налета на бронепоезд вражеских самолетов. В бою, оказавшемся для отважного юноши последним, он сбил немецкий пикирующий бомбардировщик, но летчик второго самолета, зайдя со стороны солнца, сразил юного пулеметчика.
«Когда я подбежала, Семен еще был в полном сознании, — вспоминала военфельдшер бронепоезда М.Ф. Громыко. — Я его перевязала здесь же, на площадке, у пулемета. Он, глядя на меня, тихо спросил: «Маруся, я буду жить?» Я ободряла Сеню, как могла, поднесла к губам флягу с водой. Но он пить отказался, прошептав: «Не надо». Через полчаса он скончался»(16). Похоронили СИ. Кузнецова в братской могиле у насыпи железной дороги(17).
В июне 1971 года на братской могиле на станции Избище по ходатайству ветеранов бронепоезда и следопытов курского военно-поискового клуба «Искатель» Нижнедевицким РВК Воронежской области был установлен памятник с именами погибших бойцов бронепоездов № 14/2 и № 15/1: командира бронепоезда № 15 старшего лейтенанта А.И. Козаря, старшины А. Медведева, рядового СИ. Кузнецова, ефрейтора Кочукова и других, павших в боях на воронежской земле(18). В мае 1980-го и июле 1992 года в Избище приезжали боевые побратимы СИ. Кузнецова: командир бронепоезда, почетный железнодорожник В.М. Морозов, командир отделения ПВО капитан в отставке А.Е. Колодяжный, ветераны-железнодорожники В.П. Ховалкин, М.С. Смирнова, Н.Д. Непогодина.
Отметим в заключение, что свой вклад в организацию подобных встреч ветеранов курских бронепоездов вносит и Курское областное научное краеведческое общество, уже 40 лет ведущее поиск материалов об участии курских железнодорожников в Великой Отечественной войне.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ортенберг Д. И. Год 1942. Рассказ-хроника. М., 1988. С. 235.
2 Государственный архив общественно-политической истории Курской области (ГАОПИКО). Ф. П-2. Оп. I. Д. 8. Л. 41, 42.
3 Ефимьев Л.В., Манжосов Л.Н., Сидоров Я.Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941— 1945. М, 1992. С. 69, 70.
4 Безыменский А. «Борис Петрович из Курска» // Красная звезда. 1942. 26 июня.
5 В апреле 2005 г. на этих станциях при поддержке руководства Орловско-Курского отделения Московской железной дороги были установлены мемориальные доски в память о героях-железнодорожниках, сражавшихся на Орловшине.
6 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 33. Оп. 717037. Д. 4316. Л. 4-6.
7 Московский железнодорожник. 2005. 29 апреля; 2006. 7 июля.
8 Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. Р-91. Оп. 1. Д. 19. Л. 28.
9 Морозов Б. Взаимодействие бронепоездов с пехотой в обороне// Журнал автобронетанковых войск. Изд. НКО СССР. 1942. № 6. С. 39, 40.
10 Ефимьев А.В., Манжосов А.И., Сидоров Я.Ф. Указ. соч. С. 95, 96.
11 Приказ командующего Брянским фронтом генерал-лейтенанта Ф.И. Голикова от 31 мая 1942 г. Почетный железнодорожник К.И. Воробьев умер в Курске в сентябре 1975 г.
12 В те дни в столице, в Колонном зале Дома союзов, проходил Второй Всесоюзный митинг женщин — участниц Великой Отечественной войны. Выступая на нем, М.С. Козьменкова сказала: «Коллектив нашего депо своими силами построил бронепоезд. Нам с Ниной рабочие депо доверили почетное дело — работать на нем помощниками машиниста. Вот уже седьмой месяц наша стальная крепость непрерывно громит фашистскую армию. Коллектив узла дал нам наказ бесстрашно, не щадя своей крови и жизни, громить и уничтожать фашистов, вернуться только с победой. Этот наказ, дорогие сестры, коллектив бронепоезда выполняет с честью: крепко достается от нас немецким оккупантам!.. Скоро мы снова будем на родном бронепоезде. Клянемся вам, что не покинем его до тех пор, пока не будут уничтожены все до одного гитлеровские разбойники, пока не очистим родную землю от фашистской нечисти» (см.: Правда. 1942. 11 мая.).
13 Война и женская судьба //Авт.-сост. и ред. проф. А.Ю. Друговская. Курск, 2000. С. 50.
14 ГАКО. Ф. Р-91. Оп. 1. Д. 29. Л. 26, 34; М.С. Смирнова умерла в Курске в августе 1996 г., Н.Д. Непогодина — в январе 2002 г.
15 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 717411. Д. 43/16. Л. 6.
16 ГАКО Ф. Р-91. On. 1. Д. 32. Л. 80-82; Цит. по: Манжосов А., Шалимов В. Сенька — юный пулеметчик.// Молодая гвардия. 1972. 1 июля.
17 Манжосов А.Н., Немцев А.Д. Юные бойцы курских бронепоездов (1941-1945) // Война и дети: им память — высшая награда. Матер, международной науч-практ.конф. Курск, 2005. С. 44, 45.
18 ГАКО. Ф. Р-91. Оп. I. Д. 50. Л. 1-13.
А.Н. МАНЖОСОВ

http://ipicture.ru/uploads/080611/htikmUwBfN.jpg


http://ipicture.ru/uploads/080611/mtG9vQ7i39.jpg


http://ipicture.ru/uploads/080611/FqjiP1KwuX.jpg


http://ipicture.ru/uploads/080611/zULRTL2clE.jpg


http://ipicture.ru/uploads/080611/73hzt33FTY.jpg


http://ipicture.ru/uploads/080611/NAyY11hlvn.jpg




С уважением , Алтын. http://imf.forum24.ru/