От IAM Ответить на сообщение
К Константин Чиркин Ответить по почте
Дата 20.02.2008 19:12:27 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Великая Отечественная; Части и соединения; Версия для печати

Re: Вопрос по...

>Приветствую.Читаю Эдуарда Абрамяна "Кавказцы в Абвере".В связи с этим несколько вопросов:1)насколько можно верить этой книге?2)Сколько же реально людей перешло к немцам в октябре 42го из 89й армянской и 414й грузинской дивизий?

В ВиЖе №8 за 1991г. была опубликована статья "Кавказ. 1942 - 1943 годы: героизм и предательство". В ней был приведен документ - "Донесение политотдела Северной группы войск Закавказского фронта" от 18.10.42.
Вот выдержка из него по 89-й, 223-й и 392-й дивизиям:
"В результате запущенности воспитательной работы с личным составом, плохого изучения и знания людей, в результате отсутствия элементарной работы по боевому сколачиванию подразделений и подготовки их к участию в боях состояние большинства национальных дивизий до последнего времени было плохое. В частях этих дивизий имелись массовые случаи дезертирства, членовредительства и измены Родине. Две национальные дивизии — 89-я армянская и 223-я азербайджанская — по своей боевой подготовке и политико-моральному состоянию личного состава были приз¬наны небоеспособными и отведены во второй эшелон.
223-я дивизия, не вступив еще в бой и только находясь на марше для занятия участка обороны, показала свою небоеспособность. На этом марше из частей дивизий дезертировало 168 человек одиночками и группами, унеся с собой оружие и боеприпасы.
89-я дивизия с первых же дней боев при незначительном столкновении с противником дрогнула, растеряла много людей, техники и оружия и также показала себя неспособной выполнить хоть сколько-нибудь серьезную задачу. Несмотря на то, что дивизия имела 10 месяцев для боевой учебы, это время было использовано нерационально. Вместо кропотливой и упорной работы по повышению боевой выучки личного состава и подготовки его к предстоящим боям здесь занимались бесплодной шумихой и парадностью. Командно-политический состав, от командира дивизии подполковника Саркисяна, его заместителя по политической части ст[аршего] батальонного комиссара Айропетяна до командира взвода и командира отделения, вместо жесткой требовательности к своим подчиненным культивировали круговую поруку, панибратство и стали на путь замазывания и скрытия недостат¬ков и имеющихся безобразий. Партийно-политическая работа в частях дивизий находилась на грани развала. Начальник политотдела ст[арший] батальонный комиссар Киркисян не знал действительного положения дел в частях. С людьми не работали, их не воспитывали и об их бытовых нуждах не беспокоились. Были случаи, когда бойцы на пе¬редовых позициях днями не имели питьевой воды, не получали горячей пищи. Поэтому не удивительно, что боль¬шая часть их попала под влияние враждебных элементов, безнаказанно орудовавших в дивизии.
В первом бою много командиров взводов, рот и батальонов потеряли управление своими подразделениями. Разведки организовано не было, взаимодействия и взаимной связи между подразделениями в бою не было. В результате этого дивизия понесла большие потери. Много бойцов разбежалось, а более 400 человек перешли на сторону противника. Аналогичное положение вскрыто сейчас и в 392-й грузинской дивизии. В этой дивизии только за 4 дня, с 9 по 13 октября, изменили Родине и перешли на сторону врага 117 красноармейцев и командиров."

Про 414-ю дивизию нет ничего.