От Ornst Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 25.01.2008 00:28:19 Найти в дереве
Рубрики Великая Отечественная; 1941; Части и соединения; Версия для печати

Книга об Особом БЕПО №1 "За Сталина!"

В сети наткнулся на такую заметку:

БОЙЦЫ БРОНЕПОЕЗДА ПОГИБЛИ В ПЕРВОМ ЖЕ БОЮ
Мария ЛИПАТОВА.


В апреле 2006 года, спустя почти 65 лет после гибели коломенского бронепоезда «За Сталина», мы с Анной Сергеевной Русановой, моей случайной попутчицей, шли на презентацию книги Лилии Немцевой «Судьба бронепоезда № 1, героическая и трагическая».
«Дядя у меня на том бронепоезде погиб, - рассказывает она, и на глазах появляются слезы. – «Красавец был, гармонист… Девчата его очень любили. Кудрявый такой. Лет сорок ему было, когда погиб. Михаил Ефимович Борискин…»


ОШИБКА ИЛИ ПРЕДАТЕЛЬСТВО?
Бронепоезд № 1 «За Сталина» построили на деньги коломенцев (было собрано более 1 млн рублей). Создали боевую машину на Коломзаводе (под руководством конструкторов М.Н. Щукина и Л.С. Лебедянского) и укомплектовали бойцами-добровольцами с того же предприятия. За два месяца бронепоезд был готов, и уже 9 октября 1941 года его торжественно отправили на фронт. А на следующий день бронепоезд и большинство его бойцов перестали существовать…
Почему боевую машину, представляющую собой достаточно немобильное оружие, бросили практически в тыл врага, на верную погибель, до сих пор доподлинно неизвестно. Существуют версии предательства, неразумных действий командования и ошибки разведчиков. Но автор книги «Судьба бронепоезда…» Лилия Немцева, проштудировав архив и проанализировав материалы, собранные поисковиками, пришла к выводу, что № 1 пал жертвой… неразберихи.
Тогда, в октябре 41-го, на фронте стояла страшная сумятица: враг наступает, а наша сторона спешно «сливает» в одно целое два фронта, которые должен возглавить Георгий Жуков. За этой главной задачей о «мелочах» не думают. В то же время требуется остановить немцев, рвущихся уже к Можайску. Вот туда и был брошен коломенский бронепоезд, давший свой первый и последний бой под городом Гжатском (он же Гагарин).
БОЙ
Картина боя, восстановленная по документам, вкратце такова. Еще до рассвета бронепоезд вышел на открытое место в районе деревни Колесники и наткнулся на вражеские танки. Наши открыли стрельбу. Немецкая техника пострадала больше, но все же враг повредил и бронепоезд. Машину отогнали за естественное укрытие - лес, дабы по возможности отремонтировать. А затем бронепоезд вернулся на поле боя - по приказу командира П.И. Алыбина, которому понравилось, «как в ночи факелами пылали немецкие танки». Но теперь уже рассвело, и немцы ждали. Практически сразу же был разбит тормозной рукав, и тяжелая машина застыла на месте.
В чистом поле бронепоезд стал отличной мишенью, да и стоял он на возвышенности. С одной стороны по нему били танки, с другой - артиллерия. Очевидцы утверждали, что был и авианалет.
Немногим удалось выжить. Люди вмерзали в лед, пытаясь укрыться в выемках, полных воды. Ночью оставшиеся в живых (их было около 10, а вначале в боевой части машины находилось более 100 человек) добрались до своих. Часть бойцов расстреляли немцы. Среди этих несчастных была одна из трех женщин, воевавших на бронепоезде, Елизавета Кубышкина, личность выдающаяся, еще до войны за трудовые успехи награжденная орденом Ленина. Она одной из первых записалась в команду добровольцем.
Другую женщину, 20-летнюю красавицу Клаву Макарову, долго и безуспешно разыскивал влюбленный в нее разведчик Николай Файкин, который в том страшном бою не участвовал. Когда он узнал, что Клаву обварило кипятком из взорвавшегося котла и она погибла, Николай чуть не сошел с ума. Пытался разыскать хоть тело, но куда там…
Третья женщина, Серафима Петрухина, ушла на фронт, оставив малютку сына. И тоже не вернулась.

СПАСИБО ВСЕМ ЗА ПАМЯТЬ
И вот 7 апреля 2006 года родственники погибших и выживших пришли в молодежный центр «Выбор», чтобы почтить память предков и получить в подарок книгу, где описано все, что связано с бронепоездом.
В 80-х годах автор книги Лилия Немцева возглавляла один из первых в наших краях поисковых отрядов - «Дон Кихоты». Много лет он занимался восстановлением фактов из короткой жизни бронепоезда, которая во многом оставалась таинственной и еще и поэтому так привлекала. Тем более что ни частички бронепоезда, ни человеческих останков поисковики так и не нашли. Мистика! Хотя все может объясняться достаточно прозаически: железнодорожное полотно, а с ним и насыпь со временем перенесли - как раз на вычисленное место боя. Так что бегут поезда по останкам бронепоезда и салютуют протяжными гудками.
Что касается захоронений, то ни одного из них местные жители не указали точно, и «Дон Кихоты» не смогли их отыскать. Могилой коломенцев стали просторные поля. А на могиле должен быть памятник. Его возведение инициировали «Дон Кихоты» в конце 80-х. Осуществить задуманное помогли возглавлявшие горком комсомола Коломны В.М. Шкуров и Е.В. Козлов. Сейчас за памятником бережно ухаживают жители Гагарина.
…За память спасибо всем. Тем, кто сумел собрать сведения о коломенском бронепоезде, и тем, кто помог воплотить их в книгу. C.М. Прохорову (экс-заведующему Музеем боевой славы), журналистке Г.К. Горчаковой, бывшему «Дон Кихоту», и главе Центра «Отечество» М.В. Кострулеву.
Многих благодарила автор книги Лилия Немцева. Огромное спасибо и ей, взявшей на себя нелегкий труд, благодаря которому каждый из вас, дорогие читатели, может прийти в любую библиотеку, Музей боевой славы, краеведческий музей (в продаже книга не появится) и узнать трагическую и героическую историю бронепоезда № 1 «За Сталина». И, возможно, вы неожиданно найдете в списке бойцов своего родственника. Я своего нашла. Только вот кем приходился мне Василий Александрович Агальцов, уроженец села Федосьино, я, похоже, уже не узнаю.
10.05.2006
Источник: http://www.mosoblpress.ru/yat/show.shtml?d_id=1491

Книгу в оригнале, как я понимаю, найти уже не реально, но может у кого еть и счастливый обладатель сможет отсканировать её и поделиться?

С уважением, Киянов Алексей