От Ornst Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 13.11.2007 17:49:59 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Великая Отечественная; 1941; Версия для печати

Просьба оценить сырой кусок статейки по Крымским бронепоездам

Бронепоезд №5 Береговой обороны Главной базы ЧФ ("Железняков")

Командир бронепоезда - капитан Г.А.Саакян. 8 декабря 1941 г. Г.А.Саакян был ранен и командование бронепоездом принял лейтенант Чайковский. Затем его сменил инженер-капитан-лейтенант Михаил Федорович Харченко.
Комиссар - Петр Агафонович (Агафонгелович ) Порозов (погиб 3 июля1942 года).
Помощник командира - капитан Леонид Павлович Головин. После того, как его перевели в морскую пехоту, помощником командира назначен лейтенант Чайковский.
Помощник командира бронепоезда по железнодорожной части, парторг, Василий Андреевич Головенко
Командиры бронеплощадок: 1-й – лейтенант Буценко (погиб 26 июня в звании старший лейтенант), 2-й – лейтенант Борис Николаевич Кочетов.
Начальник разведки - лейтенант Борис Зорин. После его гибели 29 декабря 1941 года разведку возглавили Молчанов и Майоров.
Командиры орудийных расчетов Бойко, Данилич (командир расчета 76-мм зенитного орудия Лендера), Дроздов, Захар Лутченко, Василий Антонович Терещенко.
Командир первого орудия на площадке Буценко - Василий Дмитриевич Дробина
Ма¬шинисты бронепаровоза Николай Поляков, Попов, Александр Андреевич Ковалинский
Машинисты черного паровоза Михаил Владимирович Галанин, Евгений Игнатьевич Матюш.

Строительство бронепоезда было окончено 4 ноября 1941 года.
Так у Александрова описано строительство бронепоезда и его состав на момент постройки (здесь и далее мелким курсивом даны выдержки из (5):

Вот и наш цех. Посредине — две платформы и паровоз.
Подошел пожилой рабочий — бригадир.
- Ну, ребятки, вот вам первый урок: обрубайте у платформы борта, снимайте с нее деревянную палубу…

Рано утром (3 ноября, прим.Авт) – снова в цех. Сварка броневого каркаса уже завершена. Дружно заливаем его бетоном. Работа не прекращается ни на минуту.
Враг бешено бомбит город. Опустели улицы. Все ушли в укрытия. А мы продолжаем стучать молотками, красим борта, устанавливаем орудия, оборудуем казематы.

Мы любуемся им. Красив и могуч! Паровоз и площадки защищены толстой, надежной броней, сверкающей свежей краской. За стальными плитами укрыты четыре стомиллиметровые пушки, снятые с миноносцев, восемь минометов, полтора десятка пулеметов, из них четыре крупнокалиберных. Настоящий сухопутный броненосец, крепость на колесах.
Для повышения скорости и маневренности бронепоезда нам выделили второй, небронированный локомотив.
***
Впереди, на дистанции видимости, катит дрезина с разведчиками, проверяет путь.
Перед бронеплощадками идут две контрольные платформы, груженные балластом.
***
Сегодня командир решил вести огонь с позиции номер три — самой близкой к противнику. Здесь мы сможем эффективно использовать минометы. Их калибр крупнее, чем у наших орудий, и разрушений они причиняют больше. (лишнее подтверждение, что орудия были не 100-мм, раз калибр 82,4 мм больше орудийного. Прим авт.)

Он был назван «Железняков» в честь моряка Балтийского флота, героя Гражданской войны, командира бронепоезда Анатолия Железнякова

По совокупности источников можно предположить, что в состав бронепоезда входили: бронированный паровоз Ов, паровоз Э (осевая формула 0-5-0) (вполне возможно, что и тот самый Эл-2500, что установлен в качестве памятника бронепоезду в Севастополе), четыре четырехосные бронеплощадки, вооруженные тремя корабельные башенными установками 34-К с орудиями калибром 76,2-мм и двумя 76-мм зенитными орудиями Лендера, 4 минометами калибра 82,4-мм, 12,7-мм пулеметами, 4 контрольные платформы

В описании Александрова фигурируют 4 орудия и две бронеплощадки:

Залп! В шестикратный бинокль вижу, как кучно поднялись четыре взрыва на огневой позиции противника…
Мои пулеметчики с нескрываемой завистью смотрят, как изготавливаются к стрельбе минометчики, следят за разрывами мин. Короткая пристрелка — и вот уже обе площадки ведут огонь на поражение.

В состав бронепоезда входила бронедрезина (20). Кстати сказать, кроме фото в указанном источнике нечто очень похожее можно увидеть и на других фото состава, а так же есть вполне подходящее описание у Александрова:

«(7 ноября) Первыми отправляются в путь на мотодрезине разведчики. Вместе с командиром — молодым, энергичным лейтенантом Зориным едут бесстрашные разведчики с «Орджоникидзевца» — Михаил Козаков и его тройка: Веревченко, Стрежановский и Рудой, а также радисты Спинж и Солопов.
Фыркнул мотор, и дрезина, плавно набирая ход, скрылась за поворотом. Ее ведут старшина Дмухайло и мотористы Моцный, Роскин и Ковалев.
***
- Почему задержались? — тихо спросил капитан у лейтенанта Зорина.
- Разрешите доложить... На обратном пути нарвались на немецкую разведку. Пришлось вступить в бой.
И тут только заметили на правом борту дрезины несколько вмятин от пуль. К счастью, никто из разведчиков не пострадал. Зато фашисты понесли урон — два гитлеровца остались лежать на обочине железной дороги.» (11 человек, похоже, это и есть та самая бронедрезина, и вероятнее всего она сделана на базе мотовоза МЗ/2, Прим.авт.) При выполнении боевых заданий бронедрезина всегда шла впереди состава, проверяя путь.

Бронепоезд вел активные боевые действия с 7 ноября 1941г.

«Весь ноябрь бронепоезд «Железняков» действовал в основном в районе Дуванкоя» (сейчас Верхнесадовое).

Чтобы не расходовать горючее и не гонять бронепоезд под обстрелом к боевым позициям, его базами выбрали Цыганский и Троицкий туннели.

В один из ночных рейдов «…вспыхнула бочка с горючим на балластной площадке. Горящая жидкость разлилась по всей платформе, и та заполыхала факелом, демаскируя бронепоезд…
Снаряды падали все кучнее. Один из них попал в угол башни первой бронеплощадки
… младший лейтенант Андреев прыгнул на горящую площадку, (…) сделал попытку разомкнуть сцепляющее устройство. Ценой нечеловеческих усилий он добился этого» (подтверждение того, что на бронепоезде стояла автосцепка, Прим.авт.)

«21 ноября гитлеровцы прекратили штурм Севастополя…
***
Мы использовали передышку, чтобы отремонтировать паровозы и бронеплощадки, пополнить боезапас. На бронеплощадки поставили часть нового вооружения. Одно из старых орудий заменили двумя новыми автоматическими пушками. На второй бронеплощадке вместо четырех 82-миллиметровых минометов поставили три полковых (130-мм, Прим авт.). Прибавилось и пулеметов: теперь их у нас восемнадцать».
Весной 1942 г. бронепоезд предполагалось перевооружить 100-мм артиллерийскими установками Б-24, но выполнено это не было.
Новый штурм Севастополя начался 17 декабря 1941 года, к этому времени: «Контрольные площадки бронепоезда тоже превратились в огневые точки. Их борта обложили мешками с песком. Все, кто не был занят у орудий и минометов — железнодорожники, связисты, хозяйственники, — располагались здесь, как в окопах, с винтовками и гранатами».

« (25 декабря) С воем и грохотом рвутся вокруг вражеские снаряды и мины, осколки впиваются в броню. Снаряд попадает в угол первой бронеплощадки. Осколками ранило двоих: командира орудия Данилича в голову и руку, заряжающего Васю Зеленского в плечо.
***
От беспрерывной стрельбы у орудия Данилича лопнула пружина накатника, и после каждого выстрела заряжающий Мячин, обжигаясь, накатывает орудие вручную.»

1 января 1942 года, в очередной рейд бронепоезда: «Вражеский снаряд разорвался у одного из орудий. Упали, сраженные осколками, Илья Усец, Михаил Новицкий. Раненых немедленно отнесли в каземат. Выбывших из строя заменили Василий Бондарев, Лаврентий Фисун и Василий Суржан. Орудие продолжало огонь. От близкого взрыва снаряда вышел из строя откатник — ствол накатывали вручную.
И снова прямое попадание в площадку. Раздался оглушительный взрыв. Вспыхнуло пламя и охватило лежащие на палубе заряды. Тогда Иван Мячин, Яша Баклан и Лаврентий Фисун бросились к месту пожара. Обжигаясь и задыхаясь от дыма, они выбрасывали горящие заряды за борт, перекладывали в безопасное место еще не объятые пламенем. Взрыв боезапаса удалось предотвратить.»

«Однажды фашисты обнаружили бронепоезд, когда он стоял у депо. Налетели самолеты и стали бомбить станцию. Бомбы падали густо и очень сильно повредили пути и помещение депо.
***
Наши зенитчики Джикия и Баранов опять показали класс стрельбы, они подбили самолет. … Но стервятники не отставали. Пикируя, они сбрасывали одну за другой полутонные бомбы. Взрывом одной из них был разрушен тендер у головного паровоза, а сам локомотив сдвинут с пути. Состав лишился маневренности, положение становилось крайне угрожающим.
…Один «юнкерс», вынырнувший из-за Зеленой горки, был сбит. Объятый пламенем, кувыркаясь в воздухе, он упал на депо.
Здание загорелось. Пламя быстро распространилось на стоявшие в ремонте пассажирские и товарные вагоны. Все железнодорожники немедленно бросились тушить пожар. Огню не дали распространиться. Работали все дружно. Увидев тяжелое положение бронепоезда, люди бросились к нему. На ходу отцепили поврежденный паровоз, отогнали его, спустили тендер под откос и так же быстро подогнали другой паровоз.
Железняковцы и на этот раз, с помощью железнодорожников, вышли из трудного положения».

«Орудие у Данилича старое, дореволюционного образца, комендоры справедливо называют его «старушкой». Не было ни башни, ни броневого щита…) /похоже, что это зенитная пушка Лендера, Прим.авт./

«По подсчетам командования флота, за 70 боевых рейдов, совершенных бронепоездом с 7 января до 1 марта 1942 г., железняковцы уничтожили девять дзотов, тринадцать пулеметных гнезд, шесть блиндажей, одну тяжелую батарею, три самолета, три автомашины, десять повозок с грузом, до полутора тысяч фашистских солдат и офицеров.»

После 21 июня база бронепоезда была полностью перенесена в Троицкий туннель, из которго были совершены ещё несколько артналётов.

26 июня 1942 года под ударами авиабомб рухнул потолок Троицкого тоннеля и на бронепоезд обрушилась многотонная глыба, похоронив под собой 2-ю бронеплощадку:
«Тысячи тонн грунта обрушились на вторую бронеплощадку.
… Командир распорядился отцепить уцелевшие бронеплощадки и отвести в глубь тоннеля. А как спасти людей, погребенных взрывом? Откопать засыпанную платформу немыслимо.
Одна бронеплощадка вместе с паровозом оставалась невредимой.
…«Железняков» вышел из тоннеля. И снова заработали его орудия и минометы» (И поди пойми, сколько их было. Прим.авт)

28 июня рухнувшими во время очередного авианалета сводами Троицкого тоннеля был завален и второй выход. Оставшиеся в живых железняковцы, сняв пулеметы, до 3 июля продолжали драться с врагом в районе Килен-балки.

Как выглядел бронепоезд до катастофы, мы можем судить по киносъёмке фронтовых операторов Владислава Микоши и Дмитрия Рыморева, снимавших его в конце мая 1942 года. Окрашен бронепоезд на момент съёмки в зимний камуфляж – по зелёному фону нанесены белые пятна неправильной формы.

Германским войскам требовалось восстановить нарушенное железнодорожное сообщение и в июле-августе 1942 года Троицкий тоннель был расчищен от завалов. Уже в сентябре 1942 года в Севастополь пришел первый поезд из Германии со стройматериалами для восстановительных работ.
Во время расчистки туннеля останки бронепоезда были извлечены и не пострадавшие от обвала бронеплощадки «Железнякова» были использованиы при формировании бронепоезда (хотя ни в одном источнике по немецким бронепоездам такого бронепоезда встретить не удалось). При этом было произведено перевооружение – установлены полевые 10,5 см гаубицы на переделанных лафетах.
В 1943-44 г.г. вместе с защищённым поездом "Михель" (немецкой постройки, вооружен 88-мм зенитными пушками (на известных фото этого бронепоезда таких орудий не видно, но есть фотографии, которые можно условно причислить к этому бронепоезду, Прим. авт.) "Принц Ойген" участвовал в боевых действиях на севере Крыма (Перекоп, Ишунь) уже против 51-й армии и 19-го танкового корпуса Красной Армии, а в апреле 1944 года был отведён обратно в Севастополь, где был взорван личным 8(9) мая 1944 года.
В фондах Музея обороны и освобождения Севастополя есть фотографии бронепоезда сделанные уже после освобождения Севастополя (14) (автор данными материалами не располагает)

У Александрова об изменении внешнего вида бронепоезда:

Бронепоезд все время изменяет свой облик. Под руководством младшего лейтенанта Каморника матросы неутомимо расписывают бронеплощадки и паровозы полосами и разводами камуфляжа так, что поезд неразличимо сливается с местностью. Неистощимый на выдумку младший лейтенант оказался недюжинным художником.


С уважением, Киянов Алексей