От Евгений Дриг Ответить на сообщение
К Евгений Дриг Ответить по почте
Дата 16.08.2007 21:04:37 Найти в дереве
Рубрики Части и соединения; Версия для печати

Но она уже конечно устарела.

Немного переделанное начало -

Мотоциклетные части

До 1940 г. Красная Армия не имела крупных мотоциклетных частей. Мотоциклы в ней, конечно, были, но надо сказать, в отличие от Западной Европы мотоцикл в СССР являлся скорее экзотикой, так мало их было. Армия, которая находилась в отношении снабжения техникой в привилегированном положении, не могла похвастаться большим их количеством. Так, например, в феврале 1936 г. в 14 военных округах было всего 1607 мотоциклов, при этом в СибВО было их 2, а в УрВО - 5 . Не лучше дело обстояло и с мотоциклетными подразделениями. Эти формирования, носили ограниченный характер, так как создававшиеся структуры были лишь небольшими подразделениями в составе разведывательных частей, частей связи и др.
Все изменилось в 1939 г., после того, как немцы показали в Польше пример удачных действий мотоциклетных частей. При этом не учитывался совершенно тот факт, что в Европе в то время был мотоциклетный бум, что только германская армия и только с 1934 по 1940 г. получила 123249 мотоциклов, а в РККА их и к началу войны было всего 16918 штук, включая «антикварные» образцы, давно снятые с производства . Но вдохновленное немецким опытом командование Красной Армии решило создать подобные части и у нас .
Впервые 4 мотоциклетных батальона, намечающихся к формированию, упоминаются в докладе НКО от 23.10.1939 г. Предлагалось сформировать в танковых войсках четыре мотоциклетных батальона по 600 человек .
Постановлением ГВС от 21.11.39 г. в составе танковых войск предписывается сформировать 4 отдельных мотоциклетных батальона численностью в мирное время по 600 человек каждый, по одному в Москве, Ленинграде, Минске и Киеве .
Начавшаяся советско-финляндская война отложила проведение многих оргмероприятий, в том числе и по мотоциклетным частям.
Воплощено в жизнь это решение было только в феврале 1940 г., когда были сформированы первые три мотоциклетных батальона. Директивами НКО от 7.02.40 г. были сформированы отдельные мотоциклетные батальоны по штату № 32/940 литер “Б” численностью 562 человека: 1-й - в МВО, 2-й - в КОВО и 3-й - в БОВО. Стоит отметить, что эти мотоциклетные батальоны относились к стрелковым, а не танковым войскам .
Мотоциклетный батальон по штату № 32/940 литер «Б» состоял из трех мотоциклетных рот, каждая по три взвода, каждый по три отделения. В отделении было 6 мотоциклов, экипаж каждого составляли 2 человека. Кроме того, в состав омцб входила учебная рота и техническая часть с боепитанием. Всего в батальоне по штату было 562 человека личного состава, 458 мотоциклетных пулеметов, 22 автомашины, 43 мотоцикла с коляской, 418 мотоциклов без коляски .
Как писал в докладной записке от 22.05.40 г. маршал Тимошенко, «мотоциклетные части, как подвижные пулеметные части, должны получить в дальнейшем большое развитие» . И его выводы полностью оправдались, впрочем, в немалой степени заслуга в этом принадлежала самому Наркому обороны.
Качественно новый этап развития мотоциклетных частей начался летом 1940 г. В июне-июле 1940 г. формируются первые восемь механизированных корпусов новой организации (1107 танков). В состав каждого мехкорпуса включался мотоциклетный полк корпусного подчинения, и который "в руках командира корпуса являлся средством преследования при наступлении, обеспечения при действиях корпуса на широком фронте и поддержкой дивизий, входящих в состав корпуса" . На формирование этих полков обращались и все три имевшиеся на тот момент отдельных мотоциклетных батальона.
Полк состоял из трех мотоциклетных батальонов, каждый по три мотоциклетных роты и парковому взводу, в составе полка также парковая рота и другие подразделения обеспечения. По штату № 10/23 мотоциклетный полк имел 1700 человек личного состава, 738 мотоциклов с пулеметом ДТМ, 81 пулемет ДП, 27 50-мм минометов, 5 радиостанций 5-АК, 81 автомобиль .
О задачах мотоциклетного полка в составе механизированного корпуса говорил командующий ЗапОВО генерал-полковник т/в Д.Г.Павлов на совещании высшего руководящего состава РККА : “Я должен отдельно остановиться на наличии в корпусе мотоциклетного полка. Задача этого мотополка, как только представится возможность выброситься, - перехватить пути отхода противника, подорвать мосты, захватить дефиле и действовать по сковыванию противника до тех пор, пока будет подготовлен основной удар корпуса. Говорить о том, в какой мере мотоциклетный полк сможет быть быстроподвижным, еще рановато. Пока же ... опыт использования мотоциклетных частей на Западе оправдал себя, и говорить, что мотоциклетный полк не подходит для выполнения указанных выше задач, я бы не рискнул” .
Весной 1941 г. началось формирование механизированных корпусов третьей волны (номера корпусов с 10 по 30). Все они имели в своем составе мотоциклетные полки. Кроме того был сформирован 32-й мотоциклетный полк для 9-го мехкорпуса второй волны, который не получил его в ноябре 1940 г. и два запасных мотоциклетных полка - 14-й и 15-й.

Ну и т.д.

С уважением, Евгений Дриг.
http://rkka.ru/drig