|
От
|
Алексей Елисеенко
|
|
К
|
Алексей Елисеенко
|
|
Дата
|
25.02.2007 10:42:36
|
|
Рубрики
|
Великая Отечественная;
|
|
Кстати, немного про болгарскую танковую бригаду. Все таки союзники
В феврале 1940 года болгарская армия получила по низкой цене из Германии 26 чехословацких танков Skoda LT-35, еще 10 ожидались в течение лета. Они составили матчасть трех танковых рот, командиром которой, был назначен капитан Александр Иванов Босилков. С 10 июля 1940 года танковый батальон базировался в районе Лозена и Любимеца на границе с Турцией. Это не касалось его первой роты, принимавшей участие в аннексии румынской территории Добруджа.
По соглашению с Германией от 23 апреля 1941 года, болгары приобрели 40 танков Renault R-35. Цена составила 2,35 миллионов немецких марок. Трофейные французские машины находились в плачевном техническом состоянии и могли использоваться только в качестве учебных. Тем не менее, из них были сформированы четыре роты, составивших танковый батальон.
Весной 1941 года Болгария объявила о проведении частичной мобилизации. Вскоре после этого, был создан второй танковый батальон, который вместе с первым батальоном, вошли в состав 1 танкового полка. О его формировании было объявлено 25 июня 1941 года в Софии. Он стал основой танковой бригады. В нее вошли штабные, разведывательные, броневые, мотопехотные, моторизированные артиллерийские, специальные моторизированные, медицинские подразделения и подразделения обслуживания. Полк был расквартирован в бараках 1 кавалерийского полка и подчинялся армейскому штабу. Первым командиром танкового полка стал майор Тодор Иванов Попов.
В конце июля, 1 танковый полк был переведен на новое место – в лагерь «Князь Симеон», в 10 километрах к западу от Софии. Главной проблемой танкистов стал недостаток радиооборудования, им были укомплектованы танки Skoda, однако почти полностью лишены Renault. Болгары вполне обоснованно считали, что это стало результатом саботажа со стороны французов, которые готовили танки к отправке на Балканы. В частности, этой точки зрения придерживался новый командир полка подполковник Гено К.Генов. Другой проблемой была неопытность болгарских танкистов – в боях им участвовать не довелось. На 15 августа полк насчитывал 1802 офицера и нижних чинов.
В октябре 1941 года у танкистов появился шанс отличиться. Танковый полк был направлен на восток Болгарии, к городу Ямбол, где намечались военные учения. И тут себя «показали» танки Renault 2 батальона. Многие из них «встали» по пути к району маневров из-за механических поломок и дорожных условий. Фактически батальон в учениях участия не принимал. Гораздо надежнее оказались Skoda двух рот 1 батальона и Vickers-ы отдельной 2 танковой роты.
В конце 1941 года бригада претерпела незначительные штатные изменения. Ее инженерная рота получила доселе отсутствовавшую мостовую колонну.
19 марта 1942 года два взвода бригады участвовали в огневых испытаниях. Один взвод из 5 Skoda стрелял по целям на дистанциях 200 и 400 метров из 37 мм орудий и показал, по мнению болгарских и немецких наблюдателей, хорошие результаты. Танкисты из взвода Renault стреляли только из пулеметов, их экипажам по-прежнему не доставало опыта.
В марте 1942 года бригада имела следующее количество боевой техники:
Штаб бригады: 3 Skoda LT-35 (1 танк с радиооборудованием)
- Штаб танкового полка: 2 Skoda LT-35 (1)
- I танковый батальон
штаб: 2 Skoda LT-35 (1)
- 1 рота: 17 Skoda LT-35 (4)
- 2 рота: 17 Skoda LT-35 (4)
- 3 рота: 8 Vickers Mk. E и 5 Ansaldo L3/33
- II танковый батальон
штаб: 1 Renault R-35 (1) и 3 Ansaldo L3/33
- 1 -3 роты: по 13 Renault R-35 (все без радиооборудования).
Разведывательный отряд: 5 Ansaldo L3/33
Интересно, что рота Vickers считалась не танковым, а наоборот, противотанковым подразделением.
Весной 1942 года бригаде передали моторизированную батарею ПВО. Она имела 15 - 20 мм орудий и 15 легких пулеметов.
Немцы отмечали значительный прогресс в развитии бригады, однако германские советники отмечали и большие недостатки. Главным из них была матчасть бригада – тихоходные, лишенные радиостанций Renault R-35, в боевых условиях нельзя было применять в одном эшелоне: бригада могла быть задействована только по частям. Выход видели в полной замене французских машин – либо на Skoda, либо на танки немецкого производства с 75 мм орудиями. Также болгары нуждались в бронеавтомобилях для разведывательного подразделения, легких минометах для пехотного полка, мостоукладчиках для инженерной роты.
В период с 29 по 31 мая 1942 года, бригада принимала участие в учениях близ Софии, которые показали некоторое улучшение элементов взаимодействия танкистов и пехотинцев. Действия бригадной разведки, ряда других подразделений, были оценены как «плохие». Болгарское командование приняло решение: вызвать немецкого специалиста. 11 июля такой специалист прибыл в Софию. Это был подполковник фон Бюлов (von Bülow). Его главной задачей стала координация действий танкистов, артиллеристов и пехотинцев на поле боя. Постепенно усилия немца стали приносить свои плоды. Если на учениях в Димитрово, близ города Перник, в конце августа, старые проблемы бригады вновь дали о себе знать, то на маневрах в районе Стара Загора, с 14 по 20 октября 1942 года, «броневичи» показали себя по оценкам офицеров генштаба, «хорошо». Кстати, к этому времени, бригада насчитывала уже 3809 бойцов и офицеров.
В конце 1942 года, болгары, озабоченные поставками оружия из Германии в Турцию, их традиционному противнику, обратились к немцам с просьбой о помощи в перевооружении их армии. Согласно плану, одобренному Военным министерством Болгарии и Верховным командованием Вермахта (OKW) 5 января 1943 года, предполагалось вооружить немецким оружием 10 пехотных дивизий, кавалерийскую дивизию и две танковых бригады. Почти сразу болгары и немцы разошлись в понятии «танковая бригада». Немцы настаивали, чтобы бригада имела один танковый полк с одним танковым батальонам. Болгары считали, что полк должен быть двухбатальонным.
Не сошлись стороны и в объемах поставок техники. Немцы, первоначально хотели ограничиться передачей своим союзникам 12 средних танков Pz.Kpfw. IV и 20 штурмовых орудий 20 StuG. III. Этого было явно недостаточно для перевооружения даже одной, уже существующей танковой бригады. Шефу германской военной миссии в Болгарии, полковнику Генерального штаба Гейнриху Гауде (Heinrich Gäde) было поручено разработать для болгар новую схему организации танкового полка до 1 июля 1943 года.
Гауде рекомендовал оставить танки Skoda в танковом полку, а медленные и слабовооруженные Renault полностью убрать из него, сформировав из техники этого типа специальные подразделения поддержки пехоты армейского уровня. 8 Vickers полковник рекомендовал передать в артиллерийские части, в качестве бронированных машин артиллерийских наблюдателей. Роль Fiat-Ansaldo немецкий офицер видел как бронированные санитарные машины и транспортеры боеприпасов. Также Гейнрих Гауде заявил о необходимости создания в болгарской армии двух-трех батарей штурмовых орудий (54-55 StuG. III), что должно было повысить боевой дух и наступательные возможности болгарских войск.
Согласно предложениям Гауде структура танкового полка должна была быть следующей: штаб полка, два танковых батальона, в каждом из которых по две роты средних танков и рота легких танков. В ротах средних и легких танков предполагалось иметь один Fiat-Ansaldo ремонтного подразделения и один – для медиков. Полный состав полка выглядел так:
12 x Pz.Kpfw. IV
20 x StuG. III
37 x Skoda
14 x Fiat-Ansaldo
Уже весной 1943 года план переформирования бригады начали приводить в действие. 41 офицер и 37 сержантов бригады 12 апреля отправили обучаться в немецкую танковую школу в Вюнсдорф (Wünsdorf) и на специальные курсы для экипажей Pz.Kpfw. IV и StuG. III в сербском городе Ниш.
Между тем, болгарское военное министерство в это время приняло решение отклонить предложение германских советников. В результате, Renault, вместе с 5 StuG. III должны были остаться во втором батальоне полка, а Skoda и Pz.Kpfw. IV – в первом батальоне. Остальные 15 StuG. III передавались в качестве отдельного подразделения артиллерийской бригаде танкового полка. Немцам, ничего не оставалось, как увеличить поставки Pz.Kpfw. IV с 12 до 43 единиц. Оставались в силе и договоренности по передаче болгарам StuG. III. По новому плану, согласованному сторонами 24 мая 1943 года, структура танковой бригады должна была быть следующей:
Штаб бригады
Штаб полка
- I танковый батальон (1,2 средние, 3 легкая танковая роты)
- II танковый батальон (4 средняя, 5,6 легкие танковые роты)
- III танковый батальон (7,8,9 легкие танковые роты).
Всего: 36 Skoda, 43 Pz.Kpfw. IV, 38 Renault.
10 июня 1943 года в составе бригады была сформирована батарея штурмовых орудий. Главным инструктором стал немецкий капитан Небель (Nebel). Обучение шло плохо. Командир подразделения подполковник Генов постоянно жаловался немцам на «нехватку топлива, плохую погоду и нехватку грамотного персонала». В итоге на маневрах в районе Софии в августе 1943 года «самоходчики» получили оценку «неудовлетворительно». Впрочем, с таким же успехом, на учениях сработала и вся танковая бригада.
Лишь 1 октября 1943 года болгарское военное министерство приняло решение об официальном переименовании 1 танкового полка в 1 танковую бригаду. Танки Renault были выведены из ее состава – в дальнейшем их планировалось использовать против партизан. Все машины находились в городе Сливен, 10 танков затем были приданы 29 пехотной дивизии со штабом в городе Вране (Vranje) в Сербии, в болгарской оккупационной зоне. Бронетехнику планировалось использовать против коммунистических партизан Иосипа Броз Тито.
После очередной реорганизации бригада имела три танковых батальона, по две роты Pz.Kpfw. IV в каждом и по одной роте Skoda. III танковый батальон был учебным. Произошло расширение инженерной роты до штатов батальона. В него вошло две саперных рота и рота мостоукладчиков. Запланированное расширение сигнальной роты до батальона до конца 1943 года выполнено не было. По-прежнему не хватало обученных экипажей. Так роту из 14 Pz.Kpfw. IV приходилось только 55 танкистов – офицеров и рядовых, при том, что экипаж танка составлял пять человек. В ноябре 1943 года, в виду невозможности решения этих проблем, немцы сменили куратора бригады по учебной части – вместо подполковника фон Бюлов (von Bülow) им стал майор Кагл (Kahl). Чуть позже его сменил волевой полковник Юнгенфельдт (Jungenfeldt).
Между тем, моральный дух бригады был невысоким. Немцы отмечали прорусские настроения среди ее солдат и офицеров, увлечение панславянскими идеями, которые еще более усиливались по мере поражений германской армии на восточном и итальянском фронтах. Более того, инструктора даже считали, что из нежелания воевать, некоторые болгарские офицеры бригады, саботируют учебный процесс.
К 15 декабря 1943 года немцы планировали, что в бригаде будет следующее количество бронетехники:
- I танковый батальон: 28 x Pz. IV и 16 x Skoda
- II танковый батальон: 28 x Pz. IV и 16 x Skoda
- III танковый батальон: получение танков к этому времени не планировалось
- разведывательное подразделение: бронеавтомобили – 13 x Sd.Kfz. 222 и 7 x Sd.Kfz. 223
Известны также данные о германских поставках БТТ Болгарии до 31 декабря 1943 года:
Тип БТТ Заказано Поставлено
Sd.Kfz. 222 13 13
Sd.Kfz. 223 7 7
Pz.Kpfw. IV (lang) 91 46
Pz.Kpfw. I 25 -
Pz.Kpfw. III 10 -
Renault R-35 10 -
StuG. III L/48 55 25
Поставки Pz.Kpfw. IV были завершены к 3 сентября 1943 года.