От vladvitkam Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 11.10.2006 21:18:57 Найти в дереве
Рубрики Межвоенные конфликты; Части и соединения; Персоналии; Версия для печати

Вопрос о реформе УР на примере Минского УР

Вопрос о реформе УР на примере Минского УР

При разработке раздела «Гарнизон» к статье об истории Минского укрепрайона, возникли некоторые сложности и непонятки из-за того, что я не нашел данных по штату 1936 для дивизии УР и в ряде случаев конкретных данных по 13-й СД, занимавшей Минский УР. Кроме того, будучи знаком с положением в некоторых УР на 1937-38 г., я не занимался собственно вопросами реформы УР, т.к. меня больше интересовала история в целом, а в деталях – преимущественно техника УР.

Поэтому я выкладываю соответствующий текст в надежде, что товарищи, компетентные в вопросах стрелковых дивизий (особенно надеюсь на О.Нельзина), сделают доброе дело и выскажут замечания, и, надеюсь, дополнения. Благодарственное упоминание и ссылка (форма ссылки – как скажете. Если открытое упоминание ссылки на данный момент нежелательно, можно обсудить по емейлу) гарантируются.

Примечание: выражения «по-видимому» и «в основном» в тексте чаще всего означают отсутствие прямых и/или надежных исходных данных. Использованные источники: оперативно-инженерная характеристика УР на 1933 г. с последующими приписками, доклад начштаба УР о боеготовности на 1934 г, акт проверки УР в 1937 г, соображения командования 16СК о боеготовности УР на 1938 г., разные сведения из переписки по УР за разные годы.


Сам текст
*************

До 1936 г. гарнизон МиУРа мирного времени составляли 71, 83 и 85-й отдельные пулеметные батальоны четырехротного состава (ОПБ), 158-й артиллерийский полк, 203-я отдельная рота связи, 105-я отдельная саперная рота, 19-й отдельный химический взвод.

По мобилизации в двухдневный срок пульбаты мирного времени развертывались до полной численности и выделяли кадр на формирование в трехдневный срок пульбатов военного времени, а именно 87, 101, 112 и 113-го ОПБ, а также восьми взводов капонирной артиллерии. Кроме того, некоторые участки УРа занимались пулеметными дивизионами трех погранотрядов.

158-й артполк был вооружен, в основном, орудиями устаревших систем. По мобилизации он развертывался в двухдневный срок и выделял кадр для формирования в трехдневный срок 196-го артполка. Указанные выше отдельная саперная рота, отдельная рота связи и отдельный химвзвод по мобилизации в трехдневный срок развертывались соответственно в 71-й отдельный саперный батальон, 64-й отдельный батальон связи и 13-ю отдельную химическую роту.

Предлагавшееся оперативным управлением Штаба РККА еще в марте 1932 г. включение в состав гарнизона мирного времени 2-й и 81-й стрелковых дивизий, по-видимому, так и не осуществилось и эти дивизии выдвигались в УР только с объявлением мобилизации и по мере отмобилизации. Таким образом, в мирное время укрепрайон не имел собственных полевых войск.

Подобное положение было не только в Минском, но и в других укрепрайонах, причем предназначенные для занятия УР стрелковые дивизии могли приходить туда и позже, например в Мозырском УРе -- на 4-5 день мобилизации. Чтобы решить эту проблему, укрепрайоны в 1936 г. начали реформировать. Нарком обороны в феврале 1936 г. утвердил штаты стрелковых дивизий укрепрайонов. В мирное время такая дивизия состояла из стрелковых полков, артполка трехдивизионного состава, отдельного пулеметного батальона, танкового и разведывательного батальонов, зенитно-пулеметной роты. В стрелковом полку также имелся пулеметный батальон в составе 4-5 рот. В военное время в артиллерийском полку развертывался 4-й дивизион, в стрелковых полках развертывались второй пулеметный батальон и батарея капонирной артиллерии, зенитно-пулеметная рота развертывалась в зенитный артдивизион.

В Минский УР, в порядке этой реформы, была переведена из Северо-Кавказского ВО 13-я Дагестанская стрелковая дивизия, которой командовал комбриг В.А. Вишнеревский (1892-1938). Управление и прежние части УР были расформированы, личный состав частью тоже передан дивизии, ставшей отныне гарнизоном УР, частью получил новые назначения. Прежний комендант комбриг Ф.А. Померанцев направлен на учебу в Академию Генерального штаба им. Фрунзе. Вооружение и техника также были переданы дивизии, в том числе и древние пушки времен едва ли не русско-турецкой войны, которыми по-прежнему был вооружен разворачиваемый по мобилизации 196-й артиллерийский полк.

Части дивизии дислоцировались следующим образом: управление дивизии в Минске, 37-й СП в Зеленом, 38-й СП в Дзержинске, 39-й СП в Плещеницах, пулеметные части, в основном, занимали прежние казармы в батрайонах, дивизионный 13-й артполк, танковый, разведывательный и саперный батальоны находились в Станьково.

Артиллерия, установленная в фортсооружениях, осталась без изменений. Дивизионный 13-й артполк имел 24 76-мм пушки обр. 02/30 г., 12 122 мм гаубиц обр. 10/30 г. и 12 152-мм. гаубиц обр. 09/30 г., всего 48 орудий, хотя и не новейших, но современных. Разворачиваемый по мобилизации 196-й артполк имел 6 76-мм пушек обр. 02/30 г., 3 122-мм гаубицы обр.1909 г., 12 107-мм пушек обр.1877 г., 3 152-мм 2-тонные пушек обр. 1877 г. и 12 155-мм пушек обр.1878 г., всего 36 орудий, преимущественно давно устаревших. Стрелковые полки дивизии УР имели 6-орудийные батареи 76-мм пушек обр. 1927 г. и по 6 45-мм противотанковых пушек обр. 1932 г. (в ротах тяжелого оружия и в комендантской роте). К последним в качестве тягачей полагались танкетки Т-27, которые получены были позже. Из-за удаленности районов дислокации некоторых частей от районов сосредоточения до 90 км, сосредоточение артиллерии происходило на 3-5-й дни мобилизации.

По военному времени пульбаты мирного времени и развернутые по мобилизации выделялись из стрелковых полков. Всего таким образом получалось шесть пульбатов: 12-й, 13-й, 14-й, 87-й, 101-й и 112-й. Огневые точки были обеспечены пулеметами полностью.

Проведенная реформа отчасти решила проблему полевых войск в укрепрайоне, но принесла новые проблемы, о чем будет сказано далее.

************

кстати, интересует номер саперного батальона 13-й дивизии, а также - чем на самом деле командовал выдающийся сказочник П.П. Григоренко.