|
От
|
Евгений Дриг
|
|
К
|
Евгений Дриг
|
|
Дата
|
25.07.2006 10:36:44
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Нумерация бронепоездов РККА. BP~TORу и др.
Будут ли какие-нибудь замечания или дополнения?
----------
На фоне всех переформирований АБТВ в 30-е – начале 40-х гг. история бронепоездов выглядит практически неизменной. Еще в 1926 г. для бронепоездов и дивизионов бронепоездов была введена система нумерации, просуществовавшая до начала войны. Номера дивизионов начинались с 1-го и к июню 1941 г. существовали 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9-й дивизионы (а также 6-й и 12-й дивизионы "скрытого формирования", которые содержались при 4-м дивизионе и разворачивались в военное время), а также 5-й батальон бронедрезин. Бронепоезда тоже имели сквозную нумерацию, к началу войны занимались номера в промежутке от 10-го бепо САВО до 67-го ДВФ. Несколько бронепоездов 2-й очереди не имели номеров вовсе.
Бронепоезда РККА на 22.06.41 г.
Номер бепо 1 очередь 2 очередь
10 л САВО
11 л САВО
13 л ДВФ
15 л 1 одн
16 л 8 одн
17 л 1 одн
18 л 2 одн
20 л 2 одн
21 т 8 одн
22 т 7 одн
23 л 9 одн
24 л 9 одн
25 т 9 одн
27 л 7 одн
29 л 7 одн
31 т 1 одн
33 т 2 одн
40 л 4 одн
41 л 3 одн
42 л 3 одн
43 т 3 одн
44 л 4 одн
45 л 8 одн
46 т 4 одн
47 л 12 одн
48 л 12 одн
49 т 12 одн
50 л 6 одн
51 л 6 одн
52 т 6 одн
53 л при 7 одн
54 л при 7 одн
55 л при 7 одн
56 т при 7 одн
60 лу ЛКБТКУКС
61 л при 11 бепо
62 л при 10 бепо
63 л ЗабВО
64 л при 13 бепо
65 л при 13 бепо
66 л ДВФ
67 т ДВФ
Если до лета 1941 г. нумерация бронепоездов среди АБТВ была одной из самых стройных и непротиворечивых, то с началом Великой Отечественной войны в этом вопросе наблюдаются полные "разброд и шатание". Даже если не считать бронепоезда с порядковыми номерами в составе дивизионов и тогда, например, количество бронепоездов с номерами в первой десятке намного больше десяти. До весны 1942 г. никакой общей для армии системы в нумерации бронепоездов не существовало, было множество локальных подсистем, как в Одессе или в Крыму, которые неоднократно пересекались и между собой, и с номерами довоенными. Путаницу дополняла и независимая нумерация бронепоездов НКВД, которые действовали порой вместе с бепо РККА. Некоторые бронепоезда вообще не имели номеров, а только имена собственные, как "Маршал Буденный" или "Подольский рабочий".
Зимой-весной 1942 г. началось массовое формирование новых дивизионов бронепоездов и если до войны максимальным номером одн бепо был 12-й, то в 1942 г. – 377-й, впрочем, он был исключением, так как формировался на базе 377-го отдельного зенитного дивизиона ПВО страны, последний занятый перед ним номер - 79. Тогда же, весной 1942 г., для бронепоездов, входящих в состав дивизионов, была введена порядковая нумерация внутри дивизиона, теперь бепо стали 1-м и 2-м.
С осени 1942 г. начался процесс присвоения бронепоездам номеров в сквозной системе нумерации в шестой и седьмой сотнях от … и до …. Эта система просуществовала до конца войны, хотя сами номера бронепоездов могли и меняться, как например в июне 1944 г. был изменен номер бронепоезда 58-го Изяславского дивизиона с 742-го на 608-й, а в 43-м дивизионе бронепоезда № 652 и 711 в августе 1944 г. стали 615-м и 670-м соответственно.
С уважением, Евгений Дриг.
http://mechcorps.rkka.ru