От Евгений Дриг Ответить на сообщение
К Евгений Дриг Ответить по почте
Дата 25.07.2006 10:36:44 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Нумерация бронепоездов РККА. BP~TORу и др.

Будут ли какие-нибудь замечания или дополнения?

----------
На фоне всех переформирований АБТВ в 30-е – начале 40-х гг. история бронепоездов выглядит практически неизменной. Еще в 1926 г. для бронепоездов и дивизионов бронепоездов была введена система нумерации, просуществовавшая до начала войны. Номера дивизионов начинались с 1-го и к июню 1941 г. существовали 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9-й дивизионы (а также 6-й и 12-й дивизионы "скрытого формирования", которые содержались при 4-м дивизионе и разворачивались в военное время), а также 5-й батальон бронедрезин. Бронепоезда тоже имели сквозную нумерацию, к началу войны занимались номера в промежутке от 10-го бепо САВО до 67-го ДВФ. Несколько бронепоездов 2-й очереди не имели номеров вовсе.

Бронепоезда РККА на 22.06.41 г.
Номер бепо  1 очередь  2 очередь
   10 л        САВО
   11 л        САВО
   13 л	       ДВФ
   15 л        1 одн
   16 л	       8 одн
   17 л	       1 одн	
   18 л	       2 одн	
   20 л	       2 одн	
   21 т	       8 одн	
   22 т	       7 одн	
   23 л	       9 одн	
   24 л	       9 одн	
   25 т	       9 одн	
   27 л	       7 одн	
   29 л	       7 одн	
   31 т	       1 одн	
   33 т	       2 одн	
   40 л	       4 одн	
   41 л	       3 одн	
   42 л	       3 одн	
   43 т	       3 одн	
   44 л	       4 одн	
   45 л	       8 одн	
   46 т	       4 одн	
   47 л	                 12 одн
   48 л		         12 одн
   49 т		         12 одн
   50 л		         6 одн
   51 л		         6 одн
   52 т		         6 одн
   53 л		         при 7 одн
   54 л		         при 7 одн
   55 л		         при 7 одн
   56 т		         при 7 одн
   60 лу      ЛКБТКУКС	
   61 л		         при 11 бепо
   62 л		         при 10 бепо
   63 л	      ЗабВО	
   64 л		         при 13 бепо
   65 л		         при 13 бепо
   66 л	      ДВФ	
   67 т	      ДВФ	


Если до лета 1941 г. нумерация бронепоездов среди АБТВ была одной из самых стройных и непротиворечивых, то с началом Великой Отечественной войны в этом вопросе наблюдаются полные "разброд и шатание". Даже если не считать бронепоезда с порядковыми номерами в составе дивизионов и тогда, например, количество бронепоездов с номерами в первой десятке намного больше десяти. До весны 1942 г. никакой общей для армии системы в нумерации бронепоездов не существовало, было множество локальных подсистем, как в Одессе или в Крыму, которые неоднократно пересекались и между собой, и с номерами довоенными. Путаницу дополняла и независимая нумерация бронепоездов НКВД, которые действовали порой вместе с бепо РККА. Некоторые бронепоезда вообще не имели номеров, а только имена собственные, как "Маршал Буденный" или "Подольский рабочий".
Зимой-весной 1942 г. началось массовое формирование новых дивизионов бронепоездов и если до войны максимальным номером одн бепо был 12-й, то в 1942 г. – 377-й, впрочем, он был исключением, так как формировался на базе 377-го отдельного зенитного дивизиона ПВО страны, последний занятый перед ним номер - 79. Тогда же, весной 1942 г., для бронепоездов, входящих в состав дивизионов, была введена порядковая нумерация внутри дивизиона, теперь бепо стали 1-м и 2-м.
С осени 1942 г. начался процесс присвоения бронепоездам номеров в сквозной системе нумерации в шестой и седьмой сотнях от … и до …. Эта система просуществовала до конца войны, хотя сами номера бронепоездов могли и меняться, как например в июне 1944 г. был изменен номер бронепоезда 58-го Изяславского дивизиона с 742-го на 608-й, а в 43-м дивизионе бронепоезда № 652 и 711 в августе 1944 г. стали 615-м и 670-м соответственно.

С уважением, Евгений Дриг.
http://mechcorps.rkka.ru