От С.Зыков Ответить на сообщение
К AMVAS
Дата 25.07.2006 03:49:03 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Re: книга по...

>Приветствую

>Народ, тут купил книгу В.И. Брагина "Пушки на рельсах". Автор издал мизерным тиражом 500 экз.

как раз попутно читал статью ниже.
Так он эту книгу писал как краевед или как историк?
Может контент приведете? оглавления

--------------------------------------------
Областная ежедневная газета Вече Твери
http://www.veche.tver.ru/index.shtml?news=6704

«Зимнюю» войну начал калязинский комендор

Красной нитью через книгу В.И. Брагина «Пушки на рельсах», изданную в этом году, проходит повествование о Царь-пушке № 2. Так окрестили 305-миллиметровую железнодорожную артустановку ТМ-III-12 конструкции Дукельского, которая уже пятый год несет свою вахту на Поклонной горе. Автор знакомит читателя с историей береговых сверхмощных артустановок калибром 180, 305 и 356 мм, передвигавшихся по железным дорогам.

Досье «ВТ».
БРАГИН Вячеслав Иванович родился 9 мая 1939 года в городе Бежецке. С 1982 года -- секретарь Калининского облисполкома, с 1986-го -- 1-й секретарь Центрального райкома КПСС города Калинина. В 90 -- 93 годах -- председатель Комитета Верховного Совета по СМИ, председатель телерадиокомпании «Останкино». В 1994 -- 1996 годах -- замминистра культуры. В 1998 -- 2004 годах -- директор ЦМ ВОВ на Поклонной горе. Кандидат исторических наук.

«В арсенале флота под Новосибирском мы «откопали» 305-миллиметровый ствол линкора «Императрица Мария», изготовленный в начале ХХ века на Обуховском металлическом заводе, -- пишет Брагин. -- От этого ствола, как от печки, мы стали «танцевать» в поисках тяжелого морского вооружения… Сегодня на Поклонную гору люди уже идут, чтобы только специально посмотреть на еще одну чудо-пушку весом 340 тонн. Многие даже не подозревали, что у нашей армии могли быть такие орудия».
Брагин в мельчайших подробностях описывает боевые маршруты и перипетии доставки в музей с балтийского форта «Красная Горка» артустановок ТМ-I-180 (калибр 180 мм) и ТМ-III-12 (калибр 305 мм). Постоянную поддержку он получал из военных архивов, в частности от начальника архивной службы Минобороны Сергея Ильенкова -- сына последнего первого секретаря Калининского обкома КПСС Александра Ильенкова. Многие эпизоды книги связаны с Тверским краем.

«Императрица Мария»

Артустановку ТМ-III-12, которую еще образно называют сухопутным линкором, собирали в Николаеве. Она поражала видимые и невидимые цели, движущиеся со скоростью до 60 узлов. Ствол для нее изготовили в 1911 году на Обуховском заводе.
Двенадцатью такими орудиями был вооружен линкор «Императрица Мария», перенявший имя парусника знаменитого адмирала Нахимова. Увы, в ночь на 7 октября 1916 года в пороховых погребах линкора прогремели 16 взрывов. Корабль перевернулся и затонул в Северной бухте Севастополя. О причинах этой катастрофы эксперты и историки спорят до сих пор.
Корабль подняли еще весной 1918 года, но отвалившиеся башни с орудиями остались на морском дне. Их подняли только к 1932 году и впоследствии установили на севастопольскую батарею № 30 и на тяжелые железнодорожные артиллерийские транспортеры ТМ-III-12.

«Зимняя» война

Советско-финляндская война началась с орудийных залпов установок ТМ-III-12 и ТМ-I-180. 30 ноября 1939 года мощные орудия 9-й батареи ТМ-III-12 палили по финскому острову Сескар из Мукково -- объекта «700» на южном берегу Финского залива.
17-я батарея в составе четырех ТМ-I-180 находилась на Кургальском полуострове (объект «600»); 30 ноября она обстреляла остров Лавенсаари. Этой батареей в то время командовал капитан Н.Н. Крайнев.
Николай Николаевич родился 26 ноября 1902 года в деревне Клыпино Степановской волости Калязинского уезда Тверской губернии. В 1912 году он окончил церковно-приходскую школу. Обрел специальность дорожно-строительного техника. В Красной армии с 1924 года. Командование 17-й ОЖДАБ он принял 19 августа 1938 года, руководил ею до 17 июня 1940 года и даже в 1950 году считался одним из самых авторитетных и опытных артиллеристов-железнодорожников Балтфлота.

Главный калибр

После «зимней» войны на полуострове Ханко появилась новая военно-морская база. Она стала первой советской ВМБ, выдвинутой за пределы СССР. Здесь, на Ханко, обосновались 9-я батарея в составе трех 305-миллиметровых артустановок и 17-я -- из четырех 180-миллиметровых артустановок. Базе отводилась исключительно важная роль. Дальность огня орудий 305-мм была вполне достаточной для того, чтобы, тесно взаимодействуя с батареями на островах Осмуссаар и Тахкун, с успехом вести бой с кораблями всех классов.
Брагин сообщает, что на Тахкуне планировалось разместить самые мощные в СССР орудия калибром 406 мм. К сожалению, Вячеслав Иванович не придал значения этой любопытнейшей детали. А оказывается, конструировал эти сверхмощные орудия земляк Брагина Михаил Крупчатников. Раньше считалось, что Михаил Яковлевич родом из Питера. Однако в «Военно-историческом журнале» четыре года назад была опубликована статья, в которой утверждается, что Крупчатников родился в деревне Сараево Бежецкого уезда 5 июля 1897 года. Его 406-миллиметровые пушки обороняли Ленинград, находясь на научно-испытательном морском артполигоне.

Под грохот наших батарей

База на Ханко мешала противнику вводить суда в Финский залив. Но к августу она оказалась в центре почти кругового обстрела финских батарей. Горел город, горели леса, тем не менее комендоры-железнодорожники не только защищали свои батареи, но и вступали в контрбатарейную борьбу.
После многомесячной обороны Ханко личный состав базы эвакуировался. Но транспортеры -- гордость флота и военной промышленности -- вывезти не удалось. 305-миллиметровые установки подрывали в последний день эвакуации -- 2 декабря 1941 года. Последний выстрел делался без жидкости в тормозных системах, а хрупкие уникальные механизмы наведения и управления огнем просто разбили кувалдами.

Эпопея со стволами

Но морские орудия не были утоплены, и к концу 1942 года после долгих трудов финская армия стала обладательницей шести восстановленных артсистем ТМ-I-180. А 305-миллиметровые стволы финны не стали восстанавливать, потому что в их арсеналах с 8 сентября 1940 года уже содержались восемь точно таких же стволов, снятых с линкора «Император Александр III».
…Команда того линкора не выполнила приказ Ленина об уничтожении судна, в конце 1918 года англичане отбуксировали корабль в турецкий порт Измит. 17 октября 1919 года «Александра III» переименовали в честь основателя белой армии Михаила Алексеева, уроженца Тверской губернии.
Известно, что Алексеев родился в семье солдата сверхсрочной службы, выслужившего чин майора. Правда, в какой из глухих тверских деревень он появился на свет, не знает, похоже, никто. Николай II назначил М.В. Алексеева начальником Штаба Верховного командования, и с августа 1915 по март 1917 года Алексеев фактически руководил операциями на русско-германском фронте.
…10 ноября 1920 года Врангель отдал приказ о добровольной эвакуации из Крыма. Большинство чинов «Генерала Алексеева» ушло на берег. И все-таки через три дня линкор во главе огромного каравана из 121 судна взял курс на Константинополь. А 27 декабря самый могучий русский корабль прибыл в Тунис. Линкор как начал свою биографию под Андреевским флагом, так и закончил ее под ним.
До 2-й мировой войны орудия этого корабля хранились в арсенале «Сиди-Абдуллах» французской военно-морской базы в тунисском порту Бизерта. Среди них было и орудие № 127, изготовленное в ноябре 1916 года. Вот именно оно и попало на Поклонную гору.

Снова в СССР

Заметим, что 305-миллиметровые артустановки по своим не стреляли. Наверное, поэтому финны после заключения перемирия не хотели передавать СССР тяжелые железнодорожные транспортеры. Однако пришлось. К середине ноября 1944 года
инспекционную поездку на 9-ю и 17-ю батареи совершил и начальник военно-морского отдела Союзной контрольной комиссии (СКК) в Финляндии капитан I ранга Н.И. Болотников. 15 ноября он осмотрел батарею 305 мм на Ханко (в Тяктоме), а через день -- установки 180 мм в Бредторпе.
Николай Иванович Болотников родился 27 ноября 1899 года в Твери. В 1919 году он окончил семь классов школы 2-й ступени, в 32-м -- командный факультет Военно-морской академии имени Ворошилова. Затем он последовательно служил вахтенным начальником линкора «Марат», помощником командира эсминца «Железняков», штурманом линкора «Октябрьская революция», старшим помощником на линкоре «Парижская коммуна». Далее -- дипломатическая и преподавательская служба, вплоть до момента создания СКК в Финляндии.
25 декабря 1944 года орудия двинулись из Ханко к советско-финской границе. Сразу после возвращения транспортеры ТМ-III-12 отправили на Обуховский сталелитейный завод (ОСЗ) «Большевик» в длительный ремонт -- с января 1945 по июнь 1947 года. А затем батарея 305 мм транспортеров, получив номер 294 вместо прежней девятки, дислоцировалась в Палдиски -- базу КБФ под Таллином.
После нескольких ремонтов и передислокаций железнодорожные артсистемы 5 мая 1961 года были переведены на форт «Красная Горка» для консервации. Такова история «линкора на колесах», добравшегося до Поклонной горы.

Что касается 180 мм артустановок, а у Красного флота было пять таких батарей, то в финский плен попала только 17-я ОЖДАБ. Три батареи -- 12, 18 и 19-я -- защищали блокадный Ленинград, а 16-я -- Новороссийск.
8 августа 1941 года на должность командира 19-й батареи заступил Алексей Захарович Баранов. Он родился 17 марта 1909 года в деревне Шапкино Локнянского района Калининской области. До своего назначения на 19-ю батарею командовал бронепоездом № 2 на базе Балтфлота «Лиепая».

Пролог к будущей книге

Вячеслав Брагин, влюбленный в свою малую родину, проделал титаническую работу. Но как краевед чуть-чуть не дотянул до того, чтобы его труд был назван абсолютно безупречным -- хотя бы потому, что не разгадал загадку, заданную наркомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым.
В самом начале Брагин пишет: «(На Поклонной горе) на берегу условной морской гавани были установлены 100-, 130- и 152-миллиметровые морские башенные орудия». К сожалению, нет в его книге сведений о 199-м дивизионе Особой артгруппы ВМФ, установленном на танкоопасном участке под станцией Оленино западнее Ржева. А именно в тот дивизион входили два 152-миллиметровые морских крепостных орудия, снятых, по мнению наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова, с броненосного крейсера «Рюрик». Но броненосных «Рюриков» было два. Причем первый погиб во время русско-японской войны, а на втором пушки калибра в 152 мм не предусматривались. Так и осталось неясным, орудия какого «Рюрика» крушили технику противника под Ржевом. Надеемся, что в следующей книге Вячеслав Иванович разгадает загадку наркома.