От Евгений Дриг Ответить на сообщение
К Oleh Nemchinov Ответить по почте
Дата 16.02.2005 19:45:57 Найти в дереве
Рубрики Униформа; Великая Отечественная; 1941; Части и соединения; Версия для печати

Танки и бронеавтомобили в Прибалтике. Статья Коломийца в Танкомастере.

ТАНКИ В ПРИБАЛТИКЕ

О боевом использовании танковых войск Красной Армии в конце 30-х годов в последнее время напи­сано немало. Есть хорошие работы, посвященные действию танков в ходе «освободительного» похо­да в Польшу, советско-финляндской войны и боев на реке Халхин-Голе. Однако еще одна мало из­вестная военная кампания, в которой активно использовались советские танки. Речь идет о вводе ча­стей Красной Армии в Литву, Латвию и Эстонию летом 1940 года. Некоторые читатели могут возра­зить — настоящих военных действий здесь не велось, Прибалтика была занята без боя. Все это так, но с точки зрения использования танковых соединений эта операция представляет несомненный ин­терес.
После окончания Первой мировой войны Эсто­ния, Латвия и Литва являлись объектом борьбы ве­ликих стран Европы за влияние в регионе. К концу 30-х годов основными соперниками в борьбе за влияние в Прибалтике оказались Советский Союз и Германия.
СССР рассматривал как сферу своих националь­ных интересов прежде всего Латвию и Эстонию, о чем было недвусмысленно заявлено на переговорах советских представителей с Великобританией и Францией весной — летом 1939 года. Убедившись, что эти страны не пойдут на удовлетворение его требований по Прибалтике, руководство СССР вступило в переговоры с Германией.
23 августа 1939 года Советский Союз и Германия заключили пакт о ненападении. В рамках этого пакта был подписан секретный дополнительный протокол о разделе сфер интересов в Прибалтике. Согласно нему, Эстония и Латвия попадали в сферу влияния СССР, а Литва — Германии.
Еще 13 августа 1939 года приказом народного ко­миссара обороны СССР № 0129 в составе Ленин­градского военного округа была сформирована Нов­городская армейская группа, преобразованная 14 сентября в 8-ю армию. В тот же день в Калининском военном округе по мобилизации разворачивается 7-я армия. С 25 сентября обе армии начали сосредота­чиваться на эстоно-латвийской границе.
В тот же день, на советско-эстонских торговых переговорах в Москве эстонские представители получили от руководства СССР предложение за­ключить военный союз или договор о взаимной по­мощи. Правительство Эстонии понимало, что в слу­чае войны между такими сильными странами как СССР и Германия, сохранить нейтралитет вряд ли удастся. Поэтому предложения Советского Союза, как меньшее из зол, было принято и 28 сентября подписан договор о взаимопомощи сроком на 10 лет. Согласно договору, СССР получал право на размещение в Эстонии 25-тысячного контингента советских войск.
Вечером 27 сентября в Москве начались перегово­ры с Германией, на которых затрагивались и прибал­тийские проблемы. В частности, Советский Союз предложил обменять на Литву отошедшие ему Люб­линское и Варшавское воеводства Польши. В ре­зультате взаимных уступок эта проблема была реше­на и в соответствии с подписанным 28 сентября со­ветско-германским договором о дружбе и границе и секретным дополнительным протоколом Литва пе-
редавалась в сферу интересов СССР. Таким обра­зом, Советский Союз получил полную свободу дей­ствий в Прибалтике, не опасаясь вмешательства Германии.
5 октября договор о взаимопомощи (аналогичный заключенному СССР с Эстонией), подписала Латвия, а 10 октября и Литва. При этом Советский Союз пе­редал Литве Вильнюс и Виленскую область, до этого входившие в состав Польши.
Осуществление договоров о взаимопомощи на­чалось сразу же после вступления их в силу. 19 ок­тября на территорию Эстонии вошло управление 65-го особого стрелкового корпуса в составе 16-й стрелковой дивизии, 18-й танковой бригады под­полковника А. Дружинина [на самом деле - п-к Е.Н.Солянкин - Евгений Дриг] и двух авиаполков (всего 21347 человек, 283 танка, 54 бронеавтомобиля и 255 самолетов).
29 октября латышскую границу перешел 2-й осо­бый стрелковый корпус — 67-я стрелковая дивизия, 6-я танковая бригада полковника А. Горшкова [на самом деле - п-к Н.А.Болотников - Е.Д.] и два авиаполка, всего 21559 человек.
Одновременно в Литву перебазировалось управ­ление 16-го особого стрелкового корпуса в составе 5-й стрелковой дивизии, 2-й танковой бригады пол­ковника М.Лашко [на самом деле - к-г А.В.Куркин] и двух авиаполков, всего 18786 че­ловек.
К 10 мая 1940 года на территории Прибалтики дис­лоцировались части Красной Армии общей числен­ностью 66946 человек, 1630 орудий и минометов, 1065 танков, 150 броневиков, 5579 автомобилей и 526 самолетов (не считая сил флота — линкор, крей­сер, два лидера, четыре эсминца, 17 подводных ло­док, торпедные катера, тральщики, береговые бата­реи, морская авиация).
Сразу после ввода частей Красной Армии у них возникли проблемы на почве взаимоотношений с вооруженными силами прибалтийских стран и мест­ными властями. Но несмотря на определенные трения, в целом условия договоров соблюдались всеми сторонами.
Но несмотря на это, 30 мая 1940 года в газете «Из­вестия» было опубликовано «Сообщение НКИД о про­вокационных действиях литовских властей», в кото­ром перечислялись случаи исчезновения красноар­мейцев из частей, расквартированных в Литве. Вся ответственность на это возлагалась на литовскую сторону. Помимо дипломатического конфликта, Со­ветский Союз начал готовится к военным действиям. 4—7 июня по боевой тревоге были подняты войска Ленинградского, Калининского и Белорусского Осо­бого военных округов, которые стали сосредотачи­ваться на эстоно-латышско-литовской границе. Все­го к 10 июня на границе Прибалтики было сосредото­чено три армии (3, 11 и 8-я) в составе 7 стрелковых и 2 кавалерийских корпусов, 20 стрелковых, 2 мото­стрелковых, 4 кавалерийских дивизий, 9 танковых и 1 воздушно-десантных бригад. Общая численность частей Красной Армии, подготовленных для вторжения в Прибалтику, составляла 360177 человек, 6078 ору­дий и минометов, 2073 танка, 411 бронемашин и 1995 самолетов (без учета советских войск, расквартиро­ванных в Латвии, Литве и Эстонии).
11 июня на совещании командования Белорусско­го Особого военного округа в Лиде был рассмотрен план разгрома литовской армии в течение 2 — 4 дней. Вечером 14 июня советское руководство вру­чило правительству Литвы ультиматум, в котором требовало создать правительство, которое честно бы выполняло договор о взаимопомощи, а также до­полнительно ввести во все важные пункты Литвы 9 — 12 дивизий Красной Армии. Срок ультиматума исте­кал в 10.00 15 июня. В 9.45 литовское правительство сообщило в Москву о том, что оно принимает усло­вия советской стороны.
В это же время части 11 и 3-й армий, сосредото­ченные на литовской границе, к утру 15 июня заняли исходные позиции и ждали сигнала к переходу гра­ницы. Но мирное решение советско-литовского кон­фликта потребовало переориентации войск с бое­вых задач на беспрепятственное занятие террито­рии. В 15.15 15 июня части Красной Армии перешли границу и к вечеру 16 июня заняли почти всю терри­торию Литвы.
17 июня, после коротких переговоров, советские войска без боя вошли в Латвию и Эстонию. К 21 ию­ня занятие Прибалтики Красной Армией было завер­шено.
В течение 17 — 21 июня в прибалтийских респуб­ликах были созданы коммунистические правительст­ва, а следом за этим приняты декларации о вхожде­нии этих республик в состав Советского Союза. Это вхождение было узаконено на VII Чрезвычайной сес­сии Верховного Совета СССР.
А что же стало с армиями бывших государств При­балтики? Сразу после включения Латвии, Литвы и Эстонии в состав СССР в руководящих советских кругах возникло убеждение о необходимости пере­формировать национальные армии Прибалтийских республик в типовые соединения Красной Армии. В течение сентября — октября 1940 года это меропри­ятие было выполнено, в результате чего Красная Ар­мия пополнилась тремя стрелковыми (территори­альными) корпусами — 22 (эстонский), 24 (латвий­ский) и 29-й (литовский). В составе каждого корпуса (штатная численность 15142 человека) имелось по две стрелковых дивизии и корпусные части. Военно­служащие носили свою старую форму, но со знаками различия Красной Армии. Использовалось в корпу­сах и вооружение бывших прибалтийских армий.
К началу Великой Отечественной войны в нацио­нальных корпусах ощущался большой некомплект командных кадров, так как многие бывшие офицеры были репрессированы, а новых командиров не при­слали. Тем не менее, части корпусов участвовали в боях в районе Вильнюса, на реке Шелонь, под Сольцами и Старой Руссой, где понесли тяжелые потери. В августе 1941 года они были расформированы.
Немного поподробнее о бронетанковой технике, имевшейся на вооружении армий прибалтийских го­сударств в лету 1940 года.

ЛИТВА. Первая «броня» досталась Литовской ар­мии в качестве трофеев в боях 1918 года. Это был бронеавтомобиль «Фиат-Ижорский», захваченный у красных. Вскоре к нему добавилось пять бронеавто­мобилей Notvagen, отбитых у войск белого генерала Бермонт-Авалова. Эти машины были построены в 1919 году в Германии на шасси 3-тонного грузовика Diamler и вооружались четырьмя пулеметами Maxim MG 08. В 1921 году, после окончания боевых действий, все шесть машин свели в одну роту броневых автомобилей, которая с 1924 года располагалась в городке Радвилишкис.
В 1934 году Литва закупила у Швеции шесть броне­автомобилей Landsverk L181, созданных на трехос­ном шасси Mercedes G3a. К этому времени из-за сильного износа был разбронирован «Фиат-Ижор­ский» и один из Notwagen. К лету 1940 года все литов­ские бронеавтомобили входили в состав броневого дивизиона, приданного кавалерийской бригаде.
Первые танки были закуплены литовским прави­тельством летом 1923 года. Это были 12 француз­ских Renault FT-17 без вооружения. После прибытия в Литву их вооружили 7,92-мм пулеметами Maxim MG 08 и свели в отдельный танковый батальон. В декабре 1933 года литовское правительство за­купило у английской формы Vickers 16 легких танков, вооруженных 7,71-мм пулеметами Vickers в башне. Эти машины поступили в Литву в конце 1934 года. В мае 1936 года литовские военные закупили у фирмы Vickers еще 16 танков аналогичной конструкции, ко­торые были доставлены в Литву летом следующего года. Все Vickers составили 2 и 3-ю роты танкового батальона, который к лету 1940 года насчитывал 44 боевых машины.

ЛАТВИЯ. В Латвийской армии первые бронеавто­мобили, захваченные в боях с Красной Армией и войсками белого генерала Бермонт-Авалова, поя­вились в 1919 году, а к моменту окончания боевых действий (1920 год) латыши располагали 8 различ­ными броневиками («остины», «фиаты», «гарфорды», «Шеффилд-Симплекс»). К началу 30-х годов все они очень сильно износились, поэтому корпуса «остинов» переставили на шасси грузовиков «Форд», для чего пришлось изменить часть брони­ровки. К лету 1940 года Латвийская армия имела в строю всего 7 устаревших бронеавтомобилей, два из которых были в капитальном ремонте.
Из танков Латвия имела 3 английских МК-V и два МК-В, полученных в 1920 году. В середине 20-х го­дов к ним добавилось шесть танков Fiat 3000, закуп­ленных в Италии, а в 1930 году — танкетка Carden-Loud Mk VI, закупленная в Англии В начале 30-х го­дов, по примеру Литвы, правительство Латвии попы­талось оснастить армию современными танками. В результате, в 1935 году у фирмы Vickers закупили 18 легких танков, шесть из которых были вооружены 40-мм пушками, а остальные пулеметами. К лету 1940 года вся бронетехника Латвийской армии входила в состав технической дивизии.

ЭСТОНИЯ. Как и другие страны Прибалтики, Эсто­ния обзавелась бронеавтомобилями в ходе Граж­данской войны. Осенью-зимой 1918 года эстонские части захватили 5 бронемашин красных, а в декабре построили еще одну бронемашину в Таллине (на шасси грузовика Diamler). В январе — апреле 1919 года было изготовлено еще 4 аналогичных броневика на шасси английского 3-тонного грузовика АЕС. Эти машины получили обозначение М1918 и М1919 соответственно.
Всего к январю 1921 года армия Эстонии распола­гала 11 броневыми машинами (5 М1918/1919, 1 «Пирлесс», 4 «остина», 1 «Фиат-Ижорский»), сведен­ных в броневой дивизион.
В 1927 году в Таллине изготовили 3 броневых ав­томобиля на английском шасси Crossley 4x2, полу­чивших обозначение М1927. Годом позже к ним до­бавились еще 9 машин несколько усовершенство­ванной конструкции — М1928. Все 12 броневиков имели вращающуюся башню и вооружались 37-мм пушкой и 7,71-мм пулеметами. Кроме армии, имела бронеавтомобиль и таллинская полиция. Это был за­купленный в 1936 году в Швеции бронеавтомобиль Landsverk L180. Внешне он походил на латышские бронеавтомобиль Landsverk L181, но был вооружен двумя 7,7-мм пулеметами Madsen.
Танковые силы Эстонии были представлены 4 ан­глийскими танками МК-V и 12 французскими Renault FT-17, полученными в 1920 году. В 1938 го­ду Эстония закупила в Польше 6 танкеток TKS. Все бронеавтомобили и танки к лету 1940 года входили в состав автотанкового полка, сформированного еще в 1928 году.
Кроме того, к лету 1940 года в составе Эстонской армии был полк бронепоездов, имевший 3 бронепо­езда и 1 батарею железнодорожных орудий.

После того, как начался процесс переформирова­ния национальных армий в стрелковые корпуса Красной Армии, встал вопрос о том, что делать с бронетанковой техникой прибалтийских армий. Спе­циальная комиссия Автобронетанкового управления Красной Армии 29 сентября 1940 года составила «Краткий доклад по автобронетанковому имуществу Литовской, Латвийской и Эстонской армий». В нем говорилось следующее: «Учтенные комиссией ма­шины будут обращены на укомплектование форми­руемых корпусов (территориальных), оставшееся количество будет сосредоточено по армиям до полу­чения указаний (штаб Прибалтийского Особого военного округа имеет большое стремление укомпле­ктовать себя иномарками). Ниже приводятся цифры, показывающие наличие техники.
Предложения: А) боевые машины использовать для учебы до полного износа
Б) часть легковых машин, оставшихся от укомпле­ктования корпусов изъять в Москву для Центрального гаража НКО (годные), негодные реализовать че­рез ОФИ».
Первоначально вся бронетехника бывших армий Прибалтийских стран находилась в составе террито­риальных корпусов. Только один Vickers с 40-мм пушкой из состава бывшей армии Латвии был доста­влен на Научно-испытательный бронетанковый по­лигон, где прошел испытания. Этот танк сохранился до наших дней и сейчас находится на экспозиции Во­енно-исторического музея бронетанкового вооруже­ния и техники в подмосковной Кубинке. Весной 1941 года в Прибалтийском Особом воен­ном округе начал формироваться 12-й механизиро­ванный корпус. Помимо прочей техники, в его состав были включена и часть танков прибалтийских госу­дарств, а бронеавтомобили оставили в составе разве­дывательных подразделений 22 (эстонского), 24 (лат­вийского) и 29-го (литовского) стрелковых корпусов.
К 22 июня 1941 года в 12-м механизированном корпусе находилось следующее количество танков бывших государств Прибалтики: в 23-й танковой ди­визии — 17 «виккерсов» (латвийских) и 2 танкетки TKS, в 28-й танковой дивизии — 8 «викерсов» (литов­ских) и в 202-й моторизованной дивизии — 16 «вик­керсов» (литовских), 6 «Фиат 3000», 6 «Рено FT-17» и 2 танкетки TKS.
Из этого количества с началом войны удалось вы­вести по тревоге только 6 «виккерсов» в 23-й танко­вой дивизии, 2 «виккерса» в 28-й танковой дивизии и
6 «виккерсов» в 202-й моторизованной дивизии. Ос­тальные танки были оставлены в парках, так как тех­ническое состояние их оставляло желать лучшего. К 7 июля 1941 года в 12-м механизированном корпусе оставалось еще 6 танков «виккерс» (по два в каждой дивизии), а остальные погибли в боях. Последнее упоминание о «виккерсах» автору удалось найти в документе, датированным 21 июля 1941 года, в кото­ром говорилось, что «на ремонтных базах фронта имеется 2 танка «Виккерс».
Помимо 12-го механизированного корпуса, 8 «вик­керсов» оставались в составе разведподразделений 29-го (литовского) стрелкового корпуса. Они были потеряны в первые же дни войны.
Повоевали и устаревшие танки МК-V и МК-В, кото­рые не включались в состав 12-го механизированно­го корпуса находились в Таллине и Риге. Два МК-V использовались частями Красной Армии при оборо­не Таллина в августе 1941 года.
Что касается бронеавтомобилей прибалтийских го­сударств, то все они были потеряны в боях или из-за технических неисправностей в первые недели войны.

Наличие бронетанковой техники в частях бывших Литовской, Латышской и Эстонской армий.

Типы/Латвия/Литва/Эстония/Всего
Виккерс/18/32/-/50
Рено/-/12/12/24
Рикардо/5/-/4/9
Фиат 3000/6/-/-/6
Танкетки/1/-/6/7
Бронеавтомобили/7/10/24/41
Автомобили легковые/117/180/74/371
Автомобили грузовые/357/284/116/757
Мотоциклы/41/165/30/296
Велосипеды/2033/961/54/3048
Трактора/8/15/7/30

С уважением, Евгений Дриг.
http://mechcorps.rkka.ru