Появление броневых частей в русской армии относится к 1914 г. Несмотря на ограниченные возможности применения бронемашин и бронепоездов в условиях позиционного периода первой мировой войны, количество таких частей в ходе ее росло. К середине 1917 г. в русской армии на-считывалось 7 бронепоездов и 13 бронеавтодивизионов (около 300 бронемашин). Опыт организаци-онного строительства и боевого применения броневых частей русской армии был весьма скромным и до середины 1918 г. практически не обобщенным. Все вопросы их создания и боевого использова-ния командованию Красной Армии пришлось решать уже в ходе гражданской войны.
Начало формирования первых советских броневых частей относится к январю 1918 г., когда был учрежден Центральный Совет по управлению всеми автоброневыми частями республики («Цен-тробронь»), на который возлагалось размещение заказов на постройку броневых автомобилей, а с апреля 1918 г. и броневых поездов однотипной конструкции. Кроме того, «Центробронь» решал тех-нические, административно-строевые и агитационно-политические задачи, а также осуществлял подготовку кадров командного состава и младших специалистов.
Производством новой и ремонтом поврежденной броневой техники занимались крупные па-ровозо- и вагоностроительные заводы и автосборочные предприятия Центрального (Нижний Новго-род, Коломна, Брянск, Москва) и Северо-Западного (Петроград) промышленных районов. Удельный вес заводов этих районов в производстве указанных видов продукции составлял примерно 64%. Немаловажным фактором было и то обстоятельство, что размещались они в крупных пролетарских центрах, которые на протяжении всей войны находились вне зоны воздействия противника и рядом с сырьевой базой Центрального промышленного района. В ходе войны с целью поддержания броне-вой техники действующей армии в должном состоянии была развернута сеть стационарных и под-вижных ремонтно-восстановительных баз на фронтах, использовались производственные мощности на освобожденной от белогвардейцев территории (Киев, Царицын, Пермь, Екатеринодар, Луганск, Екатеринослав и др.), а также крупные железнодорожные депо в прифронтовой зоне.
Гораздо сложнее решался вопрос с обеспечением заводов и ремонтных органов металлом, высококалорийными видами топлива, дефицитными материалами и квалифицированной рабочей силой. Затраты на изготовление броневой техники были довольно внушительными. Для бронирова-ния бронепоезда требовалось 4,0 – 4,2 тыс. пудов брони, бронеавтомобиля — 100 – 150 пудов, танка – 250 пудов; затраты топлива на изготовление бронепоезда составляли 40 тыс. пудов нефти, танка – 15 тыс. пудов.
Заводы, получившие заказ на производство бронетехники, включались в «ударную програм-му» и ставились на централизованное плановое снабжение. Изыскание материальных средств велось по всей стране: собирались имевшиеся запасы автоброневого имущества и броневых плит, остав-шихся от старой армии, трофейная техника и т. д. Проведенные мероприятия, безусловно, себя оправдали. За период с ноября 1918 по март 1921 г. только основными заводами, выполнявшими заказы правительства, было изготовлено 75 типовых бронепоездов, 102 бронеплощадки и свыше 280 броневых автомобилей.
Темпы поступления броневой техники в Красную Армию возрастали. За время гражданской войны удалось обеспечить материальной частью формирование около 300 бронепоездов, свыше 80 автобронеотрядов, 11 автотанковых отрядов.
Количество броневых частей в Красной Армии неуклонно росло. К 1 октября 1918 г. было создано 23 бронепоезда и 38 автобронеотрядов; к 1 октября 1919 г. — 71 бронепоезд и бронелетуч-ка, 50 автобронеотрядов; к 1 октября 1920 г. — 103 бронепоезда, 51 автобронеотряд и 11 автотан-ковых отрядов.
Наряду с типовыми бронепоездами командование фронтов, армий и даже соединений вплоть до середины 1919 г. широко использовало различные «бронеимпровизации», которые созда-вались в прифронтовой зоне силами рабочих железнодорожных мастерских и депо. Начиная с осени 1918 г. по август 1919 г. в боевых действиях Красной Армии участвовало около 30 таких бронепоез-дов. Они, по оценке Главкома С. С. Каменева, оказывали существенную поддержку войскам, осо-бенно на тех направлениях, где части и соединения испытывали острую потребность в маневренных огневых средствах воздействия на противника.
Серьезную проблему в годы гражданской войны представляла подготовка кадров. Бронепо-езда и броневые автомобили, которые являлись коллективными средствами борьбы, необходимо было укомплектовывать личным составом, обладающим высокими морально-боевыми качествами и военно-техническими знаниями. Каждый член команды бронепоезда, бронеавтомобиля или экипажа танка должен был сочетать в себе качества бойца и специалиста, а командир броневой части — общевойскового командира и технического специалиста. Подготовка кадров для броневых сил РККА осложнялась тем, что при общей низкой технической грамотности населения ее надо было провести в возможно короткие сроки. С этой целью команды бронепоездов стали формировать из революци-онных матросов, солдат и железнодорожников. Основу их составляли матросы. Они отличались вы-сокими морально-боевыми качествами, умением сноровисто действовать в ограниченном броней пространстве, вести артиллерийский огонь с ходу. Команды броневых автомобилей укомплектовы-вались в начале 1918 г. из солдат автоброневых частей старой армии, а с февраля этого же года и за счет солдат-добровольцев, имевших военные специальности пулеметчиков, артиллеристов, шоферов. Центром формирования первых советских автоброневых отрядов стал Петроградский коммунисти-ческий бронеавтоотряд, созданный в начале 1918 г. В течение года здесь было подготовлено и от-правлено на фронты 24 автоброневых отряда.
В мае 1918 г. в Москве открылась броневая школа по подготовке командиров бронечастей, а несколько позже был развернут Московский отдельный автоброневой отряд, где обучались младшие специалисты автобронечастей. Осенью утвердился простой и достаточно эффективный способ под-готовки командных кадров и младших специалистов. Он заключался в том, что «Центробронь» (с августа 1918 г. — Центральное броневое управление.) осуществлял лишь переподготовку лиц, ранее прошедших обучение на курсах по смежным войсковым специальностям. Сам процесс переподго-товки совмещался с формированием (переформированием) бронечастей на центральных базах, близких к заводам, изготовлявшим и ремонтировавшим бронесредства.
На базе Московского отдельного бронеотряда позже создается Гараж по формированию ав-тобронеотрядов, а в Нижнем Новгороде развертывается Депо по формированию бронепоездов. Эти две войсковые организации готовили специалистов на вводимой в строй материальной части, фор-мировали бронепоезда, автобронеотряды, и отправляли их в распоряжение Главного командования Красной Армии. Командный состав после обучения в броневой школе направлялся в основном на центральные базы, где после прохождения практики формировал свои части. Депо и Гараж подго-тавливали за 2 – 2,5 месяца в среднем 4 команды (две — для бронепоездов и две — для автобронеот-рядов). Такие темпы явно не удовлетворяли потребности фронтов. Поэтому по инициативе реввоен-советов фронтов и армий в ряде объединений создаются свои базы: 10-й армии — в Царицыне, 9-й — в Тамбове, 8-й — в Козлове, 12-й — в Новозыбкове. Руководили этими базами бронеотделы фрон-тов и инспекторы броневых частей армий. В феврале 1920 г. на базе Депо и Гаража развернулись запасные бригады: в Брянске — по формированию бронепоездов, в Москве — автобронеотрядов (а с сентября и по созданию автотанковых отрядов). Во вновь созданных бригадах формирование бро-нечастей было расширено, личным состав обучался по ускоренным программам.
Возросли возможности и фронтовых органов формирования. Все это позволяло с каждым годом пополнять броневые части подготовленными специалистами во все возрастающем количестве.
Части В процентах к численности личного состава
Конец 1918 г. Конец 1919 г. Конец 1920 г.
Бронепоезда 45 58 – 60 71
Автобронеотряды 45 до 64 80
Автотанковые отряды - - 100
В ходе войны броневые части приобрели четкую организацию. Бронепоезда, автоброневые и автотанковые отряды представляли собой специальные войсковые части, предназначавшиеся для поддержки стрелковых и кавалерийских дивизий, бригад и полков.
В ходе войны организационное совершенствование броневых частей направлялось прежде всего на увеличение их огневой мощи, дальности и времени непрерывного воздействия на против-ника, увеличения численности боевых подразделений и подразделений боевого обеспечения, а также на сохранение боеспособности в случае повреждения техники. Изменение штатного состава броне-вых частей Красной Армии в 1918 – 1920 гг. показано в таблицах.
Все броневые части имели двойное подчинение: по вопросам боевого использования они подчинялись оперативному либо тактическому командованию, в техническом отношении — своим органам руководства в объединениях и центре.
В годы гражданской войны броневые силы, несмотря на незначительный удельный вес в ар-мии (к концу войны — 0,41 %), сыграли важную роль в военных действиях. Они имели свои органы управления, формирования, собственную систему подготовки кадров, поддерживали прочные про-изводственно-технические связи с промышленностью, вели научно-техническую и военно-теоретическую работу и др. Опыт организационного строительства броневых сил РККА в годы граж-данской войны был использован впоследствии при создании самостоятельного рода сухопутных войск — советских бронетанковых и механизированных войск.
Это статья Кандидата исторических наук подполковника А. Тинина Из истории создания броневых сил Красной Армии (1917 – 1920 гг.)//Военно-исторический журнал № 12. 1974 г.