От Oleh Nemchinov Ответить на сообщение
К Александр Дударенок Ответить по почте
Дата 12.01.2005 10:58:47 Найти в дереве
Рубрики Великая Отечественная; Версия для печати

Тяпин Дмитрий Николаевич

Тяпин Дмитрий Николаевич (1879-1975)
"Приказ
Заместителя Народного Комиссара обороны СССР
20 февраля 1944 г. Москва
№35
В августе 1941 г. в районе деревни Анютино Чериковского района Могилевской области в неравном бою с немецко-фашистскими захватчиками погибли три неизвестных офицера Красной Армии, несшие с собой Боевое Красное Знамя 24-й стрелковой дважды Краснознаменной Самаро-Ульяновской Железной дивизии.
Это знамя было сохранено и передано в 1943 г. Красной Армии бывшим солдатом 301-го Бобруйского пехотного полка старой армии —колхозником Дмитрием Тяпиным.
Для сохранения славных боевых традиций старейшей дивизии Красной Армии вернуть 24-й стрелковой Бердичевской дивизии Боевое Знамя и впредь ее именовать 24-я стрелковая Бердичевская Самаро-Ульяновская дважды Краснознаменная Железная дивизия.
За сохранение Боевого Знамени старейшей дивизии Красной Армии патриота Советской Родины — гражданина Дмитрия Тяпина навечно зачислить в списки одного из полков 24-й стрелковой Бердичевской Самаро-Улья-новской дважды Краснознаменной Железной дивизии и представить к награждению орденом Красного Знамени.
Заместитель Народного Комиссара
обороны СССР Маршал Советского Союза
А. Василевский"
Тяпин Дмитрий Николаевич родился в 1879 году в деревне Анютино Чериковского района Могилевской области. Участвовал в русско-японской войне 1905-1907 гг., имел медаль за бои под Мукденом и Порт-Артуром. В первой мировой войне он, солдат 8-й роты 301-го Бобруйского пехотного полка русской армии, за доблесть в боях стал кавалером трех солдатских орденов Георгиевского креста. Участвовал в гражданской войне. Работал в колхозе.
... В августе 1941 г. фашисты оккупировали Могилевщину и с первых же дней начали зверствовать на белорусской земле. Большинство жителей Анютино пскинуло деревню. Кто ушел в партизаны, кто просто скрывался в окрестных лесах. Среди немногих оставшихся односельчан, в основном женщин, стариков и детей, был и Тяпин.
Заняв деревню, гитлеровцы двинулись дальше на восток. Части Красной Армии задержали их на реке Сож. Однажды под утро в лесах южнее станции Веремейки (70 км восточнее Могилева) в тылу противника вновь разгорелись бои, которые продолжались два дня. Потом все стихло. Фашисты усилили охрану своих тылов севернее Черикова. Через день на опушке леса у деревни Анютино вспыхнул короткий бой. По деревне проехали гитлеровцы. Почуяло сердце старого солдата недоброе. Тяпин пробрался к опушке леса. И здесь он увидел свежие следы неравного, тяжелого боя, трех убитых советских воинов.
Снял шапку старик. Постоял над погибшими в скорбном молчании. Потом вернулся домой и поделился увиденным с соседом Алексеем Воробьевым. Они решили перенести и похоронить погибших на деревенском кладбище. Братскую могилу вырыли в незаметном месте. Документов у убитых воинов не оказалось. Сначала положили в могилу двух. Потом подняли третьего с орденом на гимнастерке. Обхватив тело, Тяпин почувствовал под руками что-то тугое, обмотанное вокруг груди. Что это? Дмитрий Николаевич положил убитого на траву, расстегнул гимнастерку и увидел красный бархат, Знамя! Значит, эти трое выносили из окружения Знамя. Не донесли... Но ведь и врагу оно не досталось... И Д. Н. Тяпин после недолгих раздумий решил спрятать драгоценную находку здесь же, в могиле. Он уложил в найденный вещевой мешок Знамя. Вдвоем они перенесли тело в могилу, на грудь ему положили Знамя, ради спасения которого эти трое безымянных воинов отдали свою жизнь. Дмитрий Николаевич разравнял свежую землю и пометил одному ему известным знаком безымянную могилу. Позже он узнал, что южнее Веремейки дрался большой отряд, который погиб.
В начале октября 1942 г. 38-й стрелковый корпус 50-й армии Брянского фронта, развивая наступление на Могилев, форсировал реку Сож и овладел деревней Анютино Чериковского района. Едва отгремел бой, на командный пункт корпуса прибыл местный житель 63-летний колхозник.Дмитрий Николаевич Тяпин и рассказал о событиях августа 1941 г.
... Потом Дмитрий Николаевич отвел комендантский взвод штаба корпуса к братской могиле. Бойцы осторожно стали ее раскапывать. Но вот лопата наткнулась на что-то. Начали разгребать землю руками и увидели истлевший вещевой мешок, в нем красное полотнище Знамени. Аккуратно развернули его. Шелком поверху были вышиты слова: "Центральный Исполнительный комитет..." С остатков гимнастерки сняли орден Красного Знамени за № 10046. Боевое Знамя и орден Красного Знамени направили в Москву. В Народном комиссариате обороны проверкой было установлено, что Д. Н. Тяпин спас Боевое Знамя 24-й Самаро-Ульяновской Железной дивизии. 20 февраля 1944 г. состоялся приказ заместителя наркома.Старый солдат Д. Н. Тяпин спас не только Знамя, но и сохранил, защитил честь Железной дивизии. Два года ходила ложная версия о том, что Железная потеряла свое Боевое Знамя. С октября 1943 г. эта версия отпала. Дмитрий Николаевич раскрыл тайну Боевого Знамени Железной. В сентябре-октябре 1941 г. сама дивизия погибла в Киевской оборонительной операции, а ее Боевое Знамя с февраля 1944 года стало символом храбрости и отваги, святыней дивизии второго формирования. Живут и развиваются боевые традиции Железной дивизии. В этом большая заслуга бывшего солдата 301-го Бобруйского пехотного полка Д. Н. Тяпина.
В марте 1944 г. в соответствии с приказом заместителя Наркома обороны в списки 1-й роты 7-го стрелкового полка навечно было включено имя старого солдата — Дмитрия Николаевича Тяпина. В мирные годы на параде войск гарнизона он до старости лет являлся знаменосцем части. Он был любимцем дивизии.
В 1975 году Дмитрий Николаевич умер, но он навечно остался в строю. В деревне Анютино, где он спас Боевое Знамя Железной, ему силами дивизии установлен памятник.
Литература: Вербинский М. В., Ключников И. С. Живут и развиваются традиции боевые. Москва, 1973; Комский Б., Чистов Б. и другие. Славой овеянная. Саратов, 1978; Павлов И. Н. Легендарная Железная. Москва 1987 стр. 133-139; Д. Д. Зайцев, И. И. Рошин. Зачислен навечно. Книга 2. М., Политиздат. 1990, с. 318.
P.S. И где второй подвиг?