От Сергей Лотарев Ответить на сообщение
К wadimych Ответить по почте
Дата 27.08.2013 13:18:54 Найти в дереве
Рубрики Фотографии; Версия для печати

Re: Про обозначения...

>Это знаки воздушного опознания.
>По боям августа 41 на СЗФ могу сказать, что они менялись каждые несколько дней.
>О чем сообщалось приказом в части. Документы об этом в ЦАМО есть, если надо, то могу выложить примеры.

>ИМХО: привязывать технику по знакам воздушного опознания не очень удачная идея, т.к. она не зависила от части и могла дублироваться в разные дни, аналогично, думаю происходило и на других фронтах. Иными словами танки различных частей с одинаковой маркировкой могут быть в разных местах и фронтах в разное время лета 41.

Не совсем так. Документы есть, но опыт показывает, что эти инструкции исполнялись далеко не всегда и не полностью. Знаки на крышах башен действительно встречаются повсеместно и лишь условно полезны для привязки (хотя там может оказаться информативным индивидуальный "почерк" данной части, какие-то особенности нанесения).
Правда, есть исключения типа "прибалтийских" крестов. Но это и не временные ЗВО. Если я правильно, понимаю, они там были с довоенных времен.
А вот на борта башен знаки воздушного опознавания наносились редко и вполне могут служить признаком принадлежности к части и району действий. Самый характерный пример - большие белые треугольники на танках 34-й танковой дивизии в первую неделю войны. На ее танки ЗВО наносились один раз, несмотря на то, что наверняка приказы вышестоящих штабов обязывали менять их каждый день (во всяком случае, на середину июля документы дивизии содержат такие ежедневные инструкции). Нанесли их, очевидно, только на часть машин, но уж так, чтобы со всех сторон было видно. Правда, у них был резон своей авиации опасаться больше немецкой.

С уважением, Сергей