Великая Отечественная; 1941; Фотографии; Части и соединения;
Эвакуация танков в Лигово (Урицке)
>В отчете о действиях батальона капитана Лукьянова 16.9.41 в Урицке есть такая информация: "При выходе из боя один танк КВ увяз в канаве. При организации эвакуации командир батальона капитан т. ЛУКЬЯНОВ разрывом мины был контужен и отправлен в госпиталь".
>Возможно, впоследствии танк все же был эвакуирован, что подтверждается отсутствием других его снимков.
--------------------------------------------------------------
Б. В. Бычевский, Город-фронт (Л.: Лениздат, 1967. С. 157-158.):
В нейтральной полосе около станции Лигово остались два полузатопленных танка KB. Начальник инженерных войск 42-й армии полковник Н. Ф. Кирчевский решил вытащить их с помощью монтажников броневых точек из отряда П. Г. Котова. Но дело это не простое. Местность вокруг ровная, как стол. Фашистам все видно даже ночью. Темноту они ракетами разгоняют. И пулеметы у них близко -- за полотном железной дороги.
-- Тут, братцы, честь наша задета, -- сказал Котов, когда кто-то из танкистов выразил сомнение в возможности вытащить эти машины.
-- Ну,что ж, попробуем.
В первую очередь Котов обследовал место затопления танков. Глубина была невелика, но машины затянуло льдом. Одна из них лежала вверх гусеницами.
Внимательно оглядевшись, Котов понял, что незаметно подвести к берегу тягач нельзя. Вытаскивать танки придется лебедками.
Начали комплектовать рабочую команду. Для подготовительных работ набрали группу из добровольцев. Возглавили ее военпред Ижорского завода старший техник-лейтенант Михаил Андреевич Розанов и такелажник Адмиралтейского завода Михаил Алексеевич Пантелеев. В помощь им выделили взвод саперов под командованием младшего лейтенанта Льва Ароновича Кейдаля. Все необходимые приспособления -- две лебедки, блоки, механические тали и тросы -- достали на Адмиралтейском заводе.
В одну из ночей саперы создали вокруг места затопления снежный вал: и маскировка хорошая, и какая ни на есть защита от осколков. Через него потом пропустили тросы, предварительно выкрасив их в белый цвет.
Все это делалось, разумеется, под пулеметным, минометным и артиллерийским огнем. Трос неоднократно перерубало осколками, и его приходилось сращивать.
Наконец подготовительные работы закончили. Стали тащить перевернутый танк.
Он -- ни с места. И тут-то родилась дерзкая идея: вытолкнуть его взрывом.
Рассчитали заряд. Один из саперов спустился под воду, заложил взрывчатку.
Перед тем как произвести взрыв, тросы натянули до отказа, чтобы танк вытолкнуло в нужную сторону.
К общей радости, после взрыва он отлетел точно на предназначенное ему место и, главное, встал на гусеницы. Только башню отбросило метров на пять в сторону.
Вторую машину вытащили быстрее, с помощью лебедки. Потом танкисты отбуксировали оба танка. А на Кировском заводе рабочие быстро привели их в порядок, и уже через несколько дней эти KB вернулись в строй.
--------------------------------------------------------------
В. В. Тонконог // Инженерные войска города-фронта (Л.: Лениздат, 1979. С.145-146):
Воентехник 1-го ранга М. А. Розанов в феврале 1942 года получил задание эвакуировать два танка KB, затонувших в болоте под станцией Лигово в нейтральной зоне.
Опасность работы была велика, доверили ее только добровольцам. В распоряжении Розанова находились взвод саперов младшего лейтенанта Л. А. Кейделя и такелажник с Адмиралтейского завода М. А. Пантелеев. Оборудование несложное: две лебедки, тали, тросы, блоки.
Местность просматривалась и простреливалась противником насквозь.
Перед танками возвели невысокий вал -- за ним могли работать лежа и сидя.
Трижды заводили тросы, тянули лебедками -- и все неудачно: корпуса сидят прочно на сваях, тросы перебивает осколками мин. Не идут танки...
А если вытолкнуть их из болота взрывом?.. Предложение дерзкое и необычное.
Тщательно рассчитывали заряд. Ночью один из саперов в водолазном костюме залез в болото и заложил заряд в намеченное место. Выброшенный взрывом танк перевернулся в воздухе и точно стал на гусеницы, лишь башня отлетела...
Через несколько дней, отремонтированные рабочими Кировского завода, оба тяжелых танка вернулись в строй.